Наталья  Осадчая

Наталья Осадчая, соучредитель S&P Agency Investment Risk Management, адвокат, кандидат наук, MBA, советник по вопросам рисков

Наталья Осадчая, соучредитель S&P Agency Investment Risk Management, адвокат, кандидат наук, MBA, советник по вопросам рисков

nataliya osadcha 606h465

Кризис: что делать или чего не делать компании в публичной плоскости

12.08.2020 (№ LDaily #15)

Наталья Осадчая, соучредитель S&P Agency Investment Risk Management, адвокат, кандидат наук, MBA, советник по вопросам рисков

Кризис — сложный период и для компании, и для ее ТОП-менеджмента. От их слаженных действий зависит судьба не только отдельного предприятия, но и бизнеса в целом. К тому же компания не каждый день сталкивается с масштабными кризисами, поэтому подбор инструментов, формирование антикризисного штаба, выбор месседжей и каналов для публичных коммуникаций является для компании новым и неизведанным полем, как и сам процесс выхода из кризиса.

В своих предыдущих публикациях я уже детально останавливалась на различных моментах антикризисных процессов, на подборе необходимых инструментов, формировании стратегии, основных ошибках ТОП-менеджеров, разных специалистов и на последствиях таких ошибок для компании. Сегодня же я хочу остановиться на таком важном вопросе, как кризисные коммуникации — то есть публичные коммуникации компании во время кризиса. Сразу замечу: я не являюсь PR менеджером — я бизнес консультант, помогающий компаниям выйти из сложных кризисов. Поэтому мой практический опыт состоит из многих навыков, включая и кризисные коммуникации. Более того, с полной уверенностью замечу: невозможно успешно победить кризис, не выходя в публичную плоскость и не применяя инструментов кризисных коммуникаций. В этом, собственно, и состоит одна из главных и основных ошибок многих компаний: они просто не выходят в публичную плоскость вообще, не утверждают свою позицию, хотя интернет нередко пестрит публикациями оппонентов, которые компрометируют компании, «раскрывая» все их черные пятна.

В такой ситуации «позиция страуса», т.е. спрятать голову в песок, не только не работает во благо компании, но и усугубляет конфликт, уничтожая ранее сформированную репутацию (независимо от того, насколько она прочная). И тем самым тихо и монотонно разрушает все бизнес-процессы. Очень часто компании в состоянии кризиса, которые не провели необходимую работу в публичной плоскости, теряют клиентов и, как следствие, долю рынка и прибыль, не могут принять участие в тендерах и т. д. Это подтверждает тезис, что репутация не живет отдельно от бизнеса и не является каким-то отдаленным понятием, она напрямую связана с бизнесом и прибылью. По-другому и быть не может: укрепляется репутация — у компании уменьшаются проблемы, увеличивается прибыль, расширяется доля рынка. И это не абстрактные слова теоретика, это подтверждается десятками лет на наших кейсах и финансовой аналитикой наших клиентов.

Поэтому наш совет: не игнорируйте публичную плоскость, это обойдется дороже.

Вторая распространённая ошибка — делегирование кризисных коммуникаций штатным PR-специалистам. Любая компания всегда стремится сэкономить бюджет, поэтому имея штатных PR специалистов, просто перебрасывает эту «боль» на них. Точно такая же ситуация и с юристами, от которых требуют в кратчайшие сроки вывести компанию из кризиса. Уважаемые руководители, вы забываете одну важную деталь: ваши специалисты просто не могут владеть довольно специфическими практическими навыками в кризисной области. Это отдельный «космос»! Если сомневаетесь, спросите себя: сколько кризисов пережили ваши штатные сотрудники? Сколько выходов из кризиса было осуществлено ими успешно? Если хотите ставить эксперименты, тогда — да, можете переложить эту проблему на людей, не имеющих ни специальных знаний, ни опыта, и требовать от них невозможного. Но такие эксперименты дорого обойдутся бизнесу — в сотни и тысячи раз дороже затрат на внешних специалистов. Тоже проверено на практике.

Из второй ошибки, как следствие, вытекает третья — неправильно подобранные месседжи и каналы коммуникаций. Очень редко мы встречаем грамотно разработанные месседжи, которые выводят компанию из кризиса, а не окунают в более глубокий. Проблема состоит в том, что PR-специалисты должны работать в тесной коммуникации с юристами, которые и формируют основной костяк для решения проблемы. Без юристов тут никак… Так вот, это вечный конфликт между штатными PR-специалистами и юристами: первые утверждают, что нужно выйти и пролить свет на конфликтную ситуацию, юристы же в 95% случаев против, считая, что публичное внимание к проблеме усложнит им работу. Поэтому публичные месседжи получаются слабыми и похожими больше на признание компанией вины, чем ее аргументированное отрицание.

При работе со специалистами извне, с нами, такого конфликта быть не может. Мы — «два в одном», эффективно сочетая эти два направления. Более того, от такого сочетания юридическая часть не только не страдает, а наоборот — только выигрывает. Что касается юриспруденции, бесспорно, без юридической части PR-коммуникации невозможны. Но и без PR-коммуникаций юриспруденция — это лишь один из инструментов, из множества необходимых для эффективного выхода из кризиса, это как меч. К сожалению, одним мечом невозможно победить в войне с серозным оппонентом. Тот, кто убеждает компании и ТОП-менеджеров, что можно, — мягко говоря, лукавит.

Кризис болезненный и сложный процесс, но его можно пройти не только успешно, но с еще большими плюсами для репутации и бизнеса.

Принимайте верные решения.

Читайте также: Никогда не сдавайтесь!

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами на данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».