Нина  Домбровская

Нина Домбровская, президент компании Henkel в Украине, поделилась секретами успешной работы в особых товарных категориях...

Нина Домбровская, президент компании Henkel в Украине, поделилась секретами успешной работы в особых товарных категориях – Beauty и Laundry & Home Care. По мнению опытного менеджера, даже вопреки сложной экономической ситуации, в которой оказался весь мир из-за пандемии, бизнес можно не только сохранить, а и развивать благодаря солидарности, командному духу, корпоративной культуре и максимальной заботе о сотрудниках.

Нина  <span>Домбровская</span>

Пандемия продолжает набирать обороты, поэтому осторожность и забота о здоровье сотрудников как были для нас актуальны, так и остаются

23.09.2020 (№ LDaily #15)

Нина Домбровская, президент компании Henkel в Украине, поделилась секретами успешной работы в особых товарных категориях – Beauty и Laundry & Home Care. По мнению опытного менеджера, даже вопреки сложной экономической ситуации, в которой оказался весь мир из-за пандемии, бизнес можно не только сохранить, а и развивать благодаря солидарности, командному духу, корпоративной культуре и максимальной заботе о сотрудниках.

LDaily: Поделитесь, пожалуйста, секретами управления крупным бизнесом.

Н. Домбровская: Нужно общаться с командой, доверять ей, слышать коллег. Делегирование полномочий наряду с ответственностью за результат — основа управления крупными организациями. Чем выше руководитель, тем больше функций и полномочий он должен делегировать, ведь в крупной организации первое лицо не может контролировать всё. Это неэффективно. Рутина руководителю неинтересна, она отвлекает от стратегии компании. Мне импонируют зрелые самостоятельные люди: мы — сплочённая команда единомышленников, которые занимаются общим делом. Каждый принимает вызов согласно своим компетенциям и раегирует, не дожидаясь от меня пошаговых инструкций. Так всем интереснее работать — и мне как руководителю, и коллегам. Каждый из нас понимает свою значимость для деятельности компании.

LDaily: Охарактеризуйте влияние коронавируса на все категории, представленные в Henkel?

Н. Домбровская: В периоды кризиса самой стабильной всегда оставалась категория Beauty. Нынешний кризис, связанный с коронавирусом, эту тенденцию несколько пошатнул. Впервые за достаточно длинную историю компании мы видим, что категория Beauty переживала период карантина сложно и существенно потеряла в период локдауна. В апреле – мае (на этапе так называемого жесткого карантина) сегмент Beauty на рынке просел примерно на 30%. С этим столкнулись все компании и бренды, работающие в Украине. У женщин, находящихся дома, возможно, просто не было поводов пользоваться этими средствами. Эта тенденция наиболее проявляется в отношении стайлинга и дезодорантов. Сейчас категория восстанавливается.

В меньшей степени кризис повлиял на ассортимент красок для волос и гелей для душа: они более устойчивы. Такая вот интересная динамика… Мы только в июле увидели возврат докризисных показателей, но пока неясно, это выдался такой один месяц или уже началось восстановление. Однако можно говорить о том, что категория вернулась приблизительно к уровню прошлого года.

LDaily: Это категория Beauty, а что по поводу других?

Н. Домбровская: У нас также очень широкий бизнес-сегмент, связанный с уходом за домом – Laundry & Home Care. Это стиральные порошки и различные средства бытовой химии. Но здесь, наоборот, был даже определенный рост продаж, особенно в конце марта и в апреле. Люди постоянно находились дома, больше внимания уделяли домашним делам, поэтому и закупали эти товары.

У нас есть антибактериальные линейки в этот период они характеризовались повышенным спросом.

По этим причинам данные категории демонстрировали рост. Наверное, это был самый успешный сегмент для нас. Это связано с тем, что потребительское поведение не изменилось, а даже интенсифицировалось.

Мы можем сравнить деятельность в Украине и других странах. Интересное наблюдение: украинцы гораздо более устойчивы к кризису, чем население других стран Европы. Там произошло без преувеличения паническое затаривание и сметание продуктов с полок — и так практически во всех категориях. В Украине была временная тенденция (это касалось, например, базовых продуктов питания), но далеко не столь выразительная, что подтверждают многие компании. Повторю: украинцы гораздо более стрессоустойчивые. Для нас это очередной кризис, так что ситуация уже привычная. Даже в категориях, напрямую связанных с антисептическими и антибактериальными средствами, не наблюдалось ажиотажного спроса. Этой рассудительностью украинцы отличаются от соседей в Западной Европе.

У нас есть еще строительный сегмент. В этой категории результаты средние, если сравнивать с косметикой, несколько пострадавшей в кризис, и средствами по уходу за домом. В этот период некоторые строительные объекты были заморожены, что связано либо с неуверенностью инвесторов в будущем, либо с невозможностью доставить рабочих на места.

Однако в следующие периоды (май – июнь) люди уже достаточно активно начали заниматься строительством, поэтому сложилась разноплановая динамика в сегменте: какие-то объекты ускорились, некоторые приостановились.

LDaily: Когда был объявлен жесткий карантин, как вы организовали работу штата и насколько это было сложно?

Н. Домбровская: До сих пор сложно поверить, настолько внезапно это случилось. Мы в пятницу ушли с работы в некотором замешательстве от происходящего. В течение выходных стало понятно: офис нужно закрывать. Мы вышли только на один день, в понедельник. Со вторника все уже работали из дома. Замечу: всё организовывали в крайне сжатые строки, поэтому не было уверенности в том, что это будет эффективно. Я очень горжусь нашей командой и нашими процессами, ведь была налажена отличная работа – все процессы качественно поддержаны IТ-технологиями.

Сотрудники начали работать из дома, однако с какими-либо потерями мы не столкнулись. Даже процедура прохождения документов была налажена в электронном виде. Конечно, все мы испытали определенный психологический дискомфорт, ведь такой формат работы был непривычен. Но технически всё получилось отлично, и если бы кто-то сказал тогда, что можно за один день перевести всю офисную деятельность на работу из дома, я бы, наверное, не поверила. Однако это оказалось возможным и показало свою состоятельность.

Я считаю, что такая организация всегда имеет два аспекта.

Аспект технологии: конечно, необходима соответствующая технологическая подготовка – хед-офис сработал отлично. Второй аспект —командный дух и корпоративная культура. Важно, чтобы, попав в такую сложную ситуацию, сотрудники продолжали продуктивно взаимодействовать и быть эффективными в своей деятельности. Для формирования и воспитания этих качеств наша компания проводила кропотливую работу на протяжении многих лет. Если бы, к примеру, мы взяли на работу новых людей, то даже имея налаженный технологический процесс, воссоздать весь комплекс деятельности на должном уровне было бы невозможно. Однако наша команда сработала слаженно и продуктивно, хотя нужно было приложить дополнительные усилия: взаимодействие потребовало большей частоты контактов онлайн. Мы проводили совет директоров обычно раз в месяц, а перешли на недельный цикл. Если я собиралась с командой обсудить результаты работы ежемесячно в локдауне мы начали делать это каждую неделю: взаимодействие потребовало гораздо большей частоты контактов между сотрудниками.

Это связано не только с удаленкой, но и с тем, что мы переживали сложные времена. А чтобы поддержать друг друга, нужны время, усилия и общение.

LDaily: Были ли на этот год запланированы инвестиции, которые пришлось приостановить в связи с коронавирусом? Инвестиционные планы на ближайшие годы были пересмотрены?

Н. Домбровская: Наши ключевые инвестиции — это инвестиции в маркетинг. В продвижение наших брендов мы продолжаем инвестировать согласно изначальным планам.

Сейчас у нас все заводы работают, поэтому нет каких-то проектов по повышению их мощностей или существенных инвестиционных планов, которые пришлось бы переносить. Ключевые инвестиции — в людей и маркетинг, мы их осуществляем.

LDaily: Во время карантина был отменен общественный транспорт, многим медикам было крайне трудно добираться до места работы. Компания «Хенкель» передала 100 тыс. грн. «Элит такси» на эти поездки. Кто принял это решение и за какой срок удалось его реализовать?

Н. Домбровская: Все наши проекты, направленные на противодействие коронавирусу и борьбу с его последствиями, а также поддержку инфраструктуры, были реализованы достаточно быстро — прошли считанные дни от идеи до исполнения. Мы имели достаточно мотивированных партнеров со схожими ценностями. Обе стороны — и наша компания, и партнеры наших инициатив — практически круглосуточно были на связи, ведь ситуация требовала мгновенных решений. Совместный проект с «Элит такси» — лишь один из многих. «Хенкель» оказывала помощь финансами, моющими и дезинфицирующими средствами, а также средствами индивидуальной защиты для врачей — около двух десятков больниц в Киеве и регионах получили нашу адресную помощь. Сумма поддержки составила более 2 млн грн. Бренды «Хенкель» делились долей своих доходов для финансирования такой поддержки: например, Fa перевел часть средств от своих продаж на оказание адресной помощи больницам; бренды моющих средств направили определённую сумму от продаж на оказание помощи пожилым людям, оказавшимся в беде во время фазы жесткого карантина. Международный фонд имени основателя компании Фрица Хенкеля тоже предоставил Украине финансы на закупку средств индивидуальной защиты для медиков.

LDaily: В Украине сейчас много внимания уделяют вопросам экологии. От покупателей часто можно услышать, что они хотят покупать продукцию в экологической упаковке — так они стараются наносить меньше вреда природе. Это вносит какие-то коррективы в работу крупных химических компаний?

Н. Домбровская: Стратегия устойчивого развития компании Henkel в значительной степени опирается на экологизацию всех процессов: продажи продукции, производства, упаковки, ее переработки и утилизации. Двадцатилетняя стратегия компании, принятая в 2010 году, предусматривает, что компания увеличит эффективность в три раза и при этом уменьшит влияние на окружающую среду производственными процессами, меньшим потреблением ресурсов и энергии. Что касается упаковки, подлежащей повторной переработке и биоразложению, то эти решения и новые технологии уже реализуются «Хенкель», что находит отражение в использовании энергии из возобновляемых источников, оптимизации транспортных и логистических цепей для снижения выбросов CO2, в экономном и рациональном потреблении ресурсов. Более 85% упаковки подвергается вторичной переработке, а к 2025-му наша цель — 100%. Компания уже активно движется в этом направлении. Еще одна важная цель – следовать долгосрочному плану стать климатически нейтральной компанией к 2040 году и принимать активное участие в защите климата.

LDaily: Henkel объявила об изменениях в организации компании — группа планирует продать некоторые из своих брендов в сфере потребительских товаров и выйти из сектора определенных категорий продуктов до 2021 года. Расскажите, пожалуйста, о каких брендах идет речь и с чем связано такое решение?

Н. Домбровская: Пока что преждевременно называть бренды, ведь реструктуризация портфеля связана со значительной аналитической работой. Главная задача — сосредоточить усилия компании на производстве флагманских продуктов, являющихся лидерами на своих рынках и в своих категориях. Речь идет не просто о пересмотре портфеля брендов, а об его активном управлении, о ставке на наиболее перспективные и ценные для потребителей, где «Хенкель» может предложить уникальные товарные и ценностные варианты. В течение этого года компания уже прекратила деятельность в определенных направлениях и заключила соглашения о продаже некоторых активов, преимущественно в бизнес-подразделении «Клеи и технологии».

Мы сохраняем приверженность диверсифицированному портфелю — это залог стабильной деятельности компании. Кроме того, «Хенкель», как и ранее, будет осуществлять операции слияния и поглощения, учитывая интерес в сфере продуктов, технологий и решений. Недавно компания подписала два соглашения на общую сумму около €500 млн. В бизнес-подразделении «Косметические средства» она расширяет свою деятельность на цифровых D2C-платформах, обеспечивающих прямое взаимодействие с потребителем, за счет приобретения контрольного пакета акций в бизнесе, который включает три быстрорастущие в Европе косметические бренда премиум-класса. В бизнес-подразделении «Клеи и технологии» компания укрепит свои позиции в сегменте клеев и герметиков для потребителей и профессиональных пользователей на рынке Северной Америки за счет приобретения привлекательного портфеля герметиков для бытового применения, реализуемых под брендом GE.

Приобретенный бизнес включает линейку силиконовых герметиков различного назначения.

LDaily: Легко ли работать в Украине иностранным компаниям?

Н. Домбровская: Последнее время очень активизировались претензии к бизнесу. Не к международному, а к отечественному – среднему и мелкому. При этом наблюдается пик активности контролирующих органов против бизнеса. Это крайне негативная тенденция. Хотя она непосредственного влияния на международные компании не имеет, но ведь все мы находимся в одной экономической среде. Сложившаяся ситуация, я считаю, контрпродуктивна для реформирования страны и привлечения инвестиций.

У меня есть очень много друзей и знакомых — владельцев украинских бизнесов, поэтому я знаю случаи явно неправомерных действий против них. Этой ситуацией обеспокоены многие бизнес-ассоциации: казалось бы, длящееся не одно десятилетие давление на предпринимательство, наконец-то, кануло в Лету, но нет, оно возвращается!

И тут проблема не в проверке госорганами: например, нам она в принципе не страшна, ведь мы прозрачная компания, проверяйте, когда угодно. Проблема в адекватности и истинных целях этих проверок.

Это осознают руководители бизнесов и понимают, что нужно к этому негативному явлению привлекать максимальное внимание. Об этом нужно говорить, чтобы все знали: теперь с этим никто не будет мириться.

Я хотела бы призвать руководящие органы государства сделать всё, чтобы мы продолжали свою деятельность в правовом поле. Это даст возможность бизнесу спокойно работать в рамках законодательства.

Читайте также: Кризис: что делать или чего не делать компании в публичной плоскости

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами на данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com