Вернуться на сайт
Пандемия продолжает набирать обороты, поэтому осторожность и забота о здоровье сотрудников как были для нас актуальны, так и остаются

Пандемия продолжает набирать обороты, поэтому осторожность и забота о здоровье сотрудников как были для нас актуальны, так и остаются

Содержание

23.09.2020 (№ LDaily #15)

Пандемия продолжает набирать обороты, поэтому осторожность и забота о здоровье сотрудников как были для нас актуальны, так и остаются

Нина Домбровская, президент компании Henkel в Украине, поделилась секретами успешной работы в особых товарных категориях – Beauty и Laundry & Home Care. По мнению опытного менеджера, даже вопреки сложной экономической ситуации, в которой оказался весь мир из-за пандемии, бизнес можно не только сохранить, а и развивать благодаря солидарности, командному духу, корпоративной культуре и максимальной заботе о сотрудниках.

LDaily: Поделитесь, пожалуйста, секретами управления крупным бизнесом.

Н. Домбровская: Нужно общаться с командой, доверять ей, слышать коллег. Делегирование полномочий наряду с ответственностью за результат — основа управления крупными организациями. Чем выше руководитель, тем больше функций и полномочий он должен делегировать, ведь в крупной организации первое лицо не может контролировать всё. Это неэффективно. Рутина руководителю неинтересна, она отвлекает от стратегии компании. Мне импонируют зрелые самостоятельные люди: мы — сплочённая команда единомышленников, которые занимаются общим делом. Каждый принимает вызов согласно своим компетенциям и раегирует, не дожидаясь от меня пошаговых инструкций. Так всем интереснее работать — и мне как руководителю, и коллегам. Каждый из нас понимает свою значимость для деятельности компании.

LDaily: Охарактеризуйте влияние коронавируса на все категории, представленные в Henkel?

Н. Домбровская: В периоды кризиса самой стабильной всегда оставалась категория Beauty. Нынешний кризис, связанный с коронавирусом, эту тенденцию несколько пошатнул. Впервые за достаточно длинную историю компании мы видим, что категория Beauty переживала период карантина сложно и существенно потеряла в период локдауна. В апреле – мае (на этапе так называемого жесткого карантина) сегмент Beauty на рынке просел примерно на 30%. С этим столкнулись все компании и бренды, работающие в Украине. У женщин, находящихся дома, возможно, просто не было поводов пользоваться этими средствами. Эта тенденция наиболее проявляется в отношении стайлинга и дезодорантов. Сейчас категория восстанавливается.

В меньшей степени кризис повлиял на ассортимент красок для волос и гелей для душа: они более устойчивы. Такая вот интересная динамика… Мы только в июле увидели возврат докризисных показателей, но пока неясно, это выдался такой один месяц или уже началось восстановление. Однако можно говорить о том, что категория вернулась приблизительно к уровню прошлого года.

LDaily: Это категория Beauty, а что по поводу других?

Н. Домбровская: У нас также очень широкий бизнес-сегмент, связанный с уходом за домом – Laundry & Home Care. Это стиральные порошки и различные средства бытовой химии. Но здесь, наоборот, был даже определенный рост продаж, особенно в конце марта и в апреле. Люди постоянно находились дома, больше внимания уделяли домашним делам, поэтому и закупали эти товары.

У нас есть антибактериальные линейки в этот период они характеризовались повышенным спросом.

По этим причинам данные категории демонстрировали рост. Наверное, это был самый успешный сегмент для нас. Это связано с тем, что потребительское поведение не изменилось, а даже интенсифицировалось.

Мы можем сравнить деятельность в Украине и других странах. Интересное наблюдение: украинцы гораздо более устойчивы к кризису, чем население других стран Европы. Там произошло без преувеличения паническое затаривание и сметание продуктов с полок — и так практически во всех категориях. В Украине была временная тенденция (это касалось, например, базовых продуктов питания), но далеко не столь выразительная, что подтверждают многие компании. Повторю: украинцы гораздо более стрессоустойчивые. Для нас это очередной кризис, так что ситуация уже привычная. Даже в категориях, напрямую связанных с антисептическими и антибактериальными средствами, не наблюдалось ажиотажного спроса. Этой рассудительностью украинцы отличаются от соседей в Западной Европе.

У нас есть еще строительный сегмент. В этой категории результаты средние, если сравнивать с косметикой, несколько пострадавшей в кризис, и средствами по уходу за домом. В этот период некоторые строительные объекты были заморожены, что связано либо с неуверенностью инвесторов в будущем, либо с невозможностью доставить рабочих на места.

Однако в следующие периоды (май – июнь) люди уже достаточно активно начали заниматься строительством, поэтому сложилась разноплановая динамика в сегменте: какие-то объекты ускорились, некоторые приостановились.

LDaily: Когда был объявлен жесткий карантин, как вы организовали работу штата и насколько это было сложно?

Н. Домбровская: До сих пор сложно поверить, настолько внезапно это случилось. Мы в пятницу ушли с работы в некотором замешательстве от происходящего. В течение выходных стало понятно: офис нужно закрывать. Мы вышли только на один день, в понедельник. Со вторника все уже работали из дома. Замечу: всё организовывали в крайне сжатые строки, поэтому не было уверенности в том, что это будет эффективно. Я очень горжусь нашей командой и нашими процессами, ведь была налажена отличная работа – все процессы качественно поддержаны IТ-технологиями.

Сотрудники начали работать из дома, однако с какими-либо потерями мы не столкнулись. Даже процедура прохождения документов была налажена в электронном виде. Конечно, все мы испытали определенный психологический дискомфорт, ведь такой формат работы был непривычен. Но технически всё получилось отлично, и если бы кто-то сказал тогда, что можно за один день перевести всю офисную деятельность на работу из дома, я бы, наверное, не поверила. Однако это оказалось возможным и показало свою состоятельность.

Я считаю, что такая организация всегда имеет два аспекта.

Аспект технологии: конечно, необходима соответствующая технологическая подготовка – хед-офис сработал отлично. Второй аспект —командный дух и корпоративная культура. Важно, чтобы, попав в такую сложную ситуацию, сотрудники продолжали продуктивно взаимодействовать и быть эффективными в своей деятельности. Для формирования и воспитания этих качеств наша компания проводила кропотливую работу на протяжении многих лет. Если бы, к примеру, мы взяли на работу новых людей, то даже имея налаженный технологический процесс, воссоздать весь комплекс деятельности на должном уровне было бы невозможно. Однако наша команда сработала слаженно и продуктивно, хотя нужно было приложить дополнительные усилия: взаимодействие потребовало большей частоты контактов онлайн. Мы проводили совет директоров обычно раз в месяц, а перешли на недельный цикл. Если я собиралась с командой обсудить результаты работы ежемесячно в локдауне мы начали делать это каждую неделю: взаимодействие потребовало гораздо большей частоты контактов между сотрудниками.

Это связано не только с удаленкой, но и с тем, что мы переживали сложные времена. А чтобы поддержать друг друга, нужны время, усилия и общение.

LDaily: Были ли на этот год запланированы инвестиции, которые пришлось приостановить в связи с коронавирусом? Инвестиционные планы на ближайшие годы были пересмотрены?

Н. Домбровская: Наши ключевые инвестиции — это инвестиции в маркетинг. В продвижение наших брендов мы продолжаем инвестировать согласно изначальным планам.

Сейчас у нас все заводы работают, поэтому нет каких-то проектов по повышению их мощностей или существенных инвестиционных планов, которые пришлось бы переносить. Ключевые инвестиции — в людей и маркетинг, мы их осуществляем.

LDaily: Во время карантина был отменен общественный транспорт, многим медикам было крайне трудно добираться до места работы. Компания «Хенкель» передала 100 тыс. грн. «Элит такси» на эти поездки. Кто принял это решение и за какой срок удалось его реализовать?

Н. Домбровская: Все наши проекты, направленные на противодействие коронавирусу и борьбу с его последствиями, а также поддержку инфраструктуры, были реализованы достаточно быстро — прошли считанные дни от идеи до исполнения. Мы имели достаточно мотивированных партнеров со схожими ценностями. Обе стороны — и наша компания, и партнеры наших инициатив — практически круглосуточно были на связи, ведь ситуация требовала мгновенных решений. Совместный проект с «Элит такси» — лишь один из многих. «Хенкель» оказывала помощь финансами, моющими и дезинфицирующими средствами, а также средствами индивидуальной защиты для врачей — около двух десятков больниц в Киеве и регионах получили нашу адресную помощь. Сумма поддержки составила более 2 млн грн. Бренды «Хенкель» делились долей своих доходов для финансирования такой поддержки: например, Fa перевел часть средств от своих продаж на оказание адресной помощи больницам; бренды моющих средств направили определённую сумму от продаж на оказание помощи пожилым людям, оказавшимся в беде во время фазы жесткого карантина. Международный фонд имени основателя компании Фрица Хенкеля тоже предоставил Украине финансы на закупку средств индивидуальной защиты для медиков.

LDaily: В Украине сейчас много внимания уделяют вопросам экологии. От покупателей часто можно услышать, что они хотят покупать продукцию в экологической упаковке — так они стараются наносить меньше вреда природе. Это вносит какие-то коррективы в работу крупных химических компаний?

Н. Домбровская: Стратегия устойчивого развития компании Henkel в значительной степени опирается на экологизацию всех процессов: продажи продукции, производства, упаковки, ее переработки и утилизации. Двадцатилетняя стратегия компании, принятая в 2010 году, предусматривает, что компания увеличит эффективность в три раза и при этом уменьшит влияние на окружающую среду производственными процессами, меньшим потреблением ресурсов и энергии. Что касается упаковки, подлежащей повторной переработке и биоразложению, то эти решения и новые технологии уже реализуются «Хенкель», что находит отражение в использовании энергии из возобновляемых источников, оптимизации транспортных и логистических цепей для снижения выбросов CO2, в экономном и рациональном потреблении ресурсов. Более 85% упаковки подвергается вторичной переработке, а к 2025-му наша цель — 100%. Компания уже активно движется в этом направлении. Еще одна важная цель – следовать долгосрочному плану стать климатически нейтральной компанией к 2040 году и принимать активное участие в защите климата.

LDaily: Henkel объявила об изменениях в организации компании — группа планирует продать некоторые из своих брендов в сфере потребительских товаров и выйти из сектора определенных категорий продуктов до 2021 года. Расскажите, пожалуйста, о каких брендах идет речь и с чем связано такое решение?

Н. Домбровская: Пока что преждевременно называть бренды, ведь реструктуризация портфеля связана со значительной аналитической работой. Главная задача — сосредоточить усилия компании на производстве флагманских продуктов, являющихся лидерами на своих рынках и в своих категориях. Речь идет не просто о пересмотре портфеля брендов, а об его активном управлении, о ставке на наиболее перспективные и ценные для потребителей, где «Хенкель» может предложить уникальные товарные и ценностные варианты. В течение этого года компания уже прекратила деятельность в определенных направлениях и заключила соглашения о продаже некоторых активов, преимущественно в бизнес-подразделении «Клеи и технологии».

Мы сохраняем приверженность диверсифицированному портфелю — это залог стабильной деятельности компании. Кроме того, «Хенкель», как и ранее, будет осуществлять операции слияния и поглощения, учитывая интерес в сфере продуктов, технологий и решений. Недавно компания подписала два соглашения на общую сумму около €500 млн. В бизнес-подразделении «Косметические средства» она расширяет свою деятельность на цифровых D2C-платформах, обеспечивающих прямое взаимодействие с потребителем, за счет приобретения контрольного пакета акций в бизнесе, который включает три быстрорастущие в Европе косметические бренда премиум-класса. В бизнес-подразделении «Клеи и технологии» компания укрепит свои позиции в сегменте клеев и герметиков для потребителей и профессиональных пользователей на рынке Северной Америки за счет приобретения привлекательного портфеля герметиков для бытового применения, реализуемых под брендом GE.

Приобретенный бизнес включает линейку силиконовых герметиков различного назначения.

LDaily: Легко ли работать в Украине иностранным компаниям?

Н. Домбровская: Последнее время очень активизировались претензии к бизнесу. Не к международному, а к отечественному – среднему и мелкому. При этом наблюдается пик активности контролирующих органов против бизнеса. Это крайне негативная тенденция. Хотя она непосредственного влияния на международные компании не имеет, но ведь все мы находимся в одной экономической среде. Сложившаяся ситуация, я считаю, контрпродуктивна для реформирования страны и привлечения инвестиций.

У меня есть очень много друзей и знакомых — владельцев украинских бизнесов, поэтому я знаю случаи явно неправомерных действий против них. Этой ситуацией обеспокоены многие бизнес-ассоциации: казалось бы, длящееся не одно десятилетие давление на предпринимательство, наконец-то, кануло в Лету, но нет, оно возвращается!

И тут проблема не в проверке госорганами: например, нам она в принципе не страшна, ведь мы прозрачная компания, проверяйте, когда угодно. Проблема в адекватности и истинных целях этих проверок.

Это осознают руководители бизнесов и понимают, что нужно к этому негативному явлению привлекать максимальное внимание. Об этом нужно говорить, чтобы все знали: теперь с этим никто не будет мириться.

Я хотела бы призвать руководящие органы государства сделать всё, чтобы мы продолжали свою деятельность в правовом поле. Это даст возможность бизнесу спокойно работать в рамках законодательства.

Prev Next
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com