Владимир  Бандура

Владимир Бандура, директор Innolytics Group, спикер и участник лидерской команды SingularityU Kyiv.

Владимир Бандура, директор Innolytics Group, спикер и участник лидерской команды SingularityU Kyiv.

bandura 1

Инновации в недвижимости

25.03.2020 (№ LDaily #13)

Владимир Бандура, директор Innolytics Group, спикер и участник лидерской команды SingularityU Kyiv.

Инновации очень интересно влияют на бизнес и на экономику.

Возьмем, к примеру, компанию Kodak. Она была мировым лидером в продуктах для фотоиндустрии. На своем пике, в 1997 году, в компании работало больше 140 тыс. человек, и стоимость ее составляла около $30 млрд. В 2012-м компания подала на банкротство. Почему? Неужели появился более сильный производитель в ее нише? Нет. Компания погубила технология цифровой фотографии, изобретённая, по иронии судьбы, инженером из Kodak еще в 1975 году, но которую топ-менеджеры компании проигнорировали. Другой пример: в 2010 году несколько молодых людей благодаря той же технологии цифровой фотографии, создали Instagram. В 2012-м молодую компанию с 13 сотрудниками и еще без четкой бизнес-модели продали за $1 млрд. А уже в 2018 году Instagram стоил более $100 млрд.

Вот еще один пример, показывающий, как корпорации могут и должны относиться к инновациям.

Если вы спросите, какой бизнес в недвижимости является наиболее сложным и требует наивысшей квалификации — думаю, большинство, как и я, ответят, — это отельный бизнес. Кто бы мог подумать, что идея делиться свободной комнатой в своей квартире или в своем доме может за несколько лет создать отельного оператора №1 в мире? Однако это именно то, что сделали AirBnB. И сделали молодые люди, без опыта в отельной индустрии. При этом профессиональные операторы только начинают экспериментировать с моделью AirBnB, как, например, Marriot. https://www.cnbc.com/2019/04/29/marriott-to-launch-home-rental-platform-to-compete-with-airbnb-report.html

Пример AirBnB, на мой взгляд, дает нам очень важный урок.

Сколько бы стоил эксперимент AirBnB в 2007-2008 годах для большой компании, как Marriot? Практически ничего! Это лишь вопрос идеи, политики компании, и желания такой эксперимент провести.

Сколько может стоить эксперимент AirBnB в 2019-2020 годах для такой компании, как Marriot? Если эту конкуренцию рассматривать всерьез, то миллиарды долларов. Ключ к успеху бизнеса AirBnB — это сетевой эффект. AirBnB интересен клиентам, когда в миллионах городов есть миллионы предложений. А быстро собрать эти миллионы предложений на рынке, где уже есть сильные игроки, очень сложно и очень дорого.

Поэтому одна из ключевых инноваций, которые стоит внедрять компаниям всех секторов в 2020-х, — это быть в курсе новых технологий, которые появляются на рынке, открытыми к инновациям, экспериментировать, работать с новыми идеями, технологиями и стартапами. Не бояться ошибок, понимать, что неудачный эксперимент — это не ошибка, за которую надо наказать ответственного. Это источник новых знаний и возможностей для бизнеса. А также важная часть культуры, открытой для инноваций.

На что стоит такой открытой компании обратить внимание? Какие технологии изучать и с чем экспериментировать? За чем именно стоит практически всем компаниям в недвижимости наблюдать:

1. Развитие технологий автономного электрического транспорта. Такой транспорт уже на дорогах США и КНР. И есть все предпосылки для взрывного роста автономного транспорта как сервиса и значительного вытеснения частного владения автомобилями. Если сказать просто, представьте себе, что у вас появляется отличная машина с водителем, удобная и безопасная, по цене в 3-5 раз дешевле за километр, чем ваша собственная машина на бензине. Какие последствия для недвижимости?

А. Значительное перераспределение стоимости активов «по горизонтали». Так же как благодаря лифту был изобретен «пентхаус», и такие квартиры стали самыми дорогими, так и автономный транспорт позволит переместить значительную часть стоимости недвижимости на рынке. Если вам непринципиально, сколько ехать на работу, тогда зачем жить в неудобном, шумном и загрязнённом центре?

Б. Другие стандарты планирования отдельных объектов недвижимости и городов. Нет необходимости отводить огромные площади под паркинги, поскольку автономные автомобили обслуживают людей, а не стоят 95% времени.

В. Соответственно, планирование городов и объектов недвижимости «для людей», а не как сейчас — «для машин».

2. Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ). Как насчет снизить до 15% строительный бюджет проекта? http://www.bimplus.co.uk/technology/start-launches-ai-based-software-construction-plan/ . Хотите быстрее спроектировать более удобное, оптимальное по себестоимости и по стоимости эксплуатации здание? Или создавать уникальные архитектурные объекты с умными интерактивными элементами дизайна? Такие возможности новые технологии предоставляют уже сегодня, а в следующем десятилетии они полностью изменят девелопмент недвижимости. ИИ поможет также разрабатывать и принципиально новые технологии, как например, новые материалы, коллекторы и накопители энергии, а также поможет в управлении проектами девелопмента, зданиями и городами.

3. В продолжение темы ИИ стоит вспомнить дроны и робототехнику. Дроны — это уже и сегодня вполне рабочий и полезный инструмент для технического надзора на площадке и точной съемки выполненных объемов работ. Автономная техника только начинает появляться на стройплощадках, но мы понимаем, что ее влияние на строительство будет очень быстро расти.

4. Виртуальная реальность (ВР). Становится незаменимым инструментом для проектирования новых объектов и продаж. Для меня самого она была несколько лет назад большим открытием. На протяжении ряда лет мы проектировали большой объект, продумывали каждое помещение и каждый этаж. Делали сотни визуализаций. И только когда я увидел его в виртуальной реальности, я понял и его настоящие пропорции, и его масштаб, и эмоциональное впечатление от объекта. Впрочем, ВР дает возможность делать намного больше! Обучать сотрудников, моделировать и оптимизировать объект, сотрудничать с командами и специалистами на расстоянии. И мы даже имеем возможность расширять наши объекты, оформлять их и рекламировать клиентам в дополненной и виртуальной реальности. А конференции, масштабные события и встречи вполне успешно организовуют и проводят в виртуальной реальности уже сегодня. Нам также необходимо подумать о новых правовых рамках, правах и ограничениях.

Например, о том, кто имеет право создавать объекты дополненной и виртуальной реальности для конкретного частного здания (например, рекламу с элементами ДР на реальном торговом центре)? Или может частный пользователь разместить отрицательный отзыв в ДР, привязан непосредственно к двери ресторана, который ему не понравился? Или может Google взимать плату за свою рекламу и показывать пользователю, который смотрит на определенную пиццерию, конкурента, расположенного на противоположной улице?
Сейчас эти вопросы кажутся не слишком актуальными. Однако представьте мир всего за несколько лет, где смартфоны заменяются очками ДР, а почти каждый человек может каждую секунду увидеть цифровой мир, привязанный к физическому. В этом мире вопрос о контенте, праве собственности, честной конкуренции, отзывах пользователей и т.д. становятся наиболее важными для почти любого бизнеса B2C. А вся традиционная наружная реклама просто становится ненужной.

5. Новая архитектура энергообеспечения зданий. Уже сегодня становится обычным делом устанавливать локальные солнечные панели и другие системы генерации и хранения энергии. Можна создавать здания, которые практически не нуждаются в энергии из сети, разве что для подстраховки. Более того, такие здания могут генерировать дополнительную прибыль благодаря энергоэффективности и предоставлять за счет запасенной энергии дополнительные услуги (например, заряжать электромобили) и продавать собственную избыточную энергию в сеть. Эта тенденция будет только усиливаться. А с такими технологиями, как, например, эффективные прозрачные солнечные панели, которые можно наносить прямо на окна, нас ждет полная перестройка и стандартов энергоэффективного проектирования новых зданий, и самого рынка электроэнергии в целом.

Это только несколько инноваций, которые ожидаются в ближайшие 5-10 лет. Поэтому необходимо еще раз повторить: в наше время как никогда важно внимательно наблюдать за инновациями, уметь выбирать лучшие и наиболее подходящие из них, а также эффективно внедрять их в своем бизнесе.

Читайте также: Успешным будет тот бизнес, который потратил время на изучение новой бизнес-среды

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами на данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».