Борис Абажер, CEO компании TRIARE, которая много лет ведет успешную деятельность в весьма динамичной софтверной сфере, поделился с читателями LDaily своим видением ее развития, акцентировав внимание на трансформации приоритетов среди пользователей, побуждающих повышать качество и безопасность IТ-продуктов, а также на ожидаемых изменениях в IТ-индустрии в целом.
LDaily: Расскажите, пожалуйста, с чего началась история компании TRIARE?
Б. Абажер: Всё началось с сотрудничества с немецким стартапом, для которого нужно было собрать команду, способную разрабатывать их продукт. За несколько лет деятельности мы решили, что нужно двигаться уже как независимая компания и работать с новыми клиентами. TRIARE зародилась тогда, когда к компании присоединился мой партнер Антон, в то время еще менеджер, и мы вместе начали работать над этим интересным проектом.
LDaily: Какие решения для бизнеса и стартапов предоставляет ваша компания? Какие проекты выполняете в TRIARE? С какими предприятиями работаете?
Б. Абажер: Мы начинали с позиционирования себя как компании, которая качественно пишет код. Однако сейчас самая большая ценность — это наш подход к каждому проекту, где мы анализируем потребность стартапа или бизнеса и предлагаем техническое решение, которое можно реализовать с помощью технологий веб и мобильной разработки. Далее мы воплощаем его в жизнь и измеряем успешность. То есть для бизнеса или стартапа мы предлагаем удовлетворение потребностей с помощью эффективных технических инструментов.
Мы работаем над довольно интересными проектами из разных сфер. Это и агробизнес, и телемедицина, и программные приложения для детей, IoT (интернет вещей), другие индустрии. Мы создаем проекты, которые имеют потенциал и приносят людям пользу, а их владельцам — прибыль. По прошествии лет мы создали собственную мантру, наставляющую учредителей на «путь истины». Она звучит так: две крупнейшие причины провала стартапов — это плохое техническое решение продукта и недостаточный маркетинг. Именно поэтому мы качественно закрываем первую проблему и рекомендуем, к кому обратиться в решении второй.
LDaily: Какими были первые успехи и первые неудачи компании?
Б. Абажер: Успехом я считаю то, что мы имеем клиентов и коллег, которые с нами дольше, чем официально существует компания. Вместе мы сделали много интересных и полезных вещей. Мы стараемся строить устойчивый бизнес на правильных ценностях и считаем, что постоянный рост и является успехом. Залог нашего успеха и успеха наших клиентов — это три ценности: ответственность, надежность и отношения. Это три R (на английском Responsibility, Reliability, Relationships) — отсюда и название TRIARE.
Да, мы допускаем ошибки и не всегда всё идет гладко, но положительный результат — это наш долг перед клиентами и сотрудниками. Помню, как-то мы зафейлили дедлайны. Наш эстимейт был ложным, и мы фактически теряли средства на этом проекте. Но довели его до конца. Потому что репутация является стратегическим преимуществом и ценнее тактической финансовой выгоды. Из хорошего: мы проанализировали слабые места и закрыли важную вакансию, которая усилила управление нашей разработкой.
LDaily: Как изменился мировой спрос на IT-услуги в Украине с момента основания компании?
Б. Абажер: Спрос только возрастал с тех пор, как мы основали компанию, и он продолжает расти. С одной стороны, значительно повысились требования и ожидания от аутсорса команд. Украина зарекомендовала себя как ответственный и надежный партнер среди иностранных компаний. С другой стороны, IТ-компании растут как грибы после осеннего ливня. Поэтому иностранным компаниям может быть сложно ориентироваться с правильным выбором. Например, к нам иногда возвращаются клиенты, которые сначала отказались от сотрудничества из-за того, что кто-то предложил более дешевую разработку. Но не достиг обещанных результатов или вообще не справился с заданием. Поэтому нам приходится переделывать уже начатое вместо того, чтобы сделать правильно и надежно с самого начала.
Мы стремимся быть в топ-1% софтверных фирм Украины, чтобы у потенциальных клиентов даже не возникало мысли искать в других местах. И чтобы оставаться актуальным, нужно как расти лично, так и улучшать внутренние и внешние процессы компании. Способ, которым мы зарабатывали пять лет назад, сегодня уже не работает. Поэтому если то, что вы делали раньше, перестало давать результат, нужно трансформироваться.
LDaily: Один из ваших профилей — это разработка приложений. Согласны ли вы с утверждением, что интернет быстро становится мобильной операционной системой будущего, а приложения медленно умирают? На ваш взгляд, для каких сфер бизнеса лучше всего подойдут приложения, а для каких они просто не нужны?
Б. Абажер: Определенные проблемы, которые обычно решали мобильные приложения, сейчас решают чат-боты. В то же время мы можем иметь доступ к основным банковским услугам через мобильные приложения. В общем, нынешние процессы с развитием технологий становятся более эффективными из-за использования того или иного технического решения.
Мы адаптируемся к потребностям рынка и довольно гибко воспринимаем новые технологии. Главной для нас является эффективность наших решений по запросам клиентов, и мы готовы к переменам. Мы также следим за долговременными тенденциями, такими как полная автоматизация и no-code решения. Сначала такие сервисы, как AppSheet, Airtable и Nintex могут показаться игрушками, а потом в какой-то момент «съедят» полрынка разработки. Боимся ли мы этого? Скорее, учитываем риски и готовимся к «игре в долгую».
LDaily: Как работаете над безопасностью своих продуктов? Какие меры безопасности используете при их разработке?
Б. Абажер: Исходя из потребностей каждого проекта, мы применяем то или иное техническое решение. Меры безопасности для банковского приложения отличаются от мер для простой страницы регистрации на сайте, но мы знаем, как реализовать и то, и другое.
Мы придерживаемся действующих стандартов индустрии (ISO/IEC 27002), а потому клиент может быть уверен, что его продукт безопасен для пользователей. Что касается данных пользователей, то GDPR практика, которую ЕС внедрил в прошлом году, является четким гайдлайном для нас и наших клиентов.
LDaily: Как коронакризис сказался на вашей компании? Какие вызовы стоят перед предприятием сейчас?
Б. Абажер: Часть клиентов, чьи сферы бизнеса напрямую зависят от оффлайна (туризм, ритейл, спорт), почувствовали спад в бизнесе, что отразилось и на нас. Управленцы не знали, чего ожидать, а потому страх и сомнения руководили ими. Однако мы пытались передать сдержанный оптимизм через серию емейл-рассылок и личные встречи в Zoom. Вместе с нашими клиентами мы увидели новые возможности и нашли способы частично или полностью восстановить работу.
«Можно прятаться в норе, а можно подставить лопасти ветряка». Поэтому смелые выиграли от новых возможностей, иные же еще больше отстали от лидеров. Легко найти причины, почему что-то не получается, однако, по моему мнению, лучше die trying (умереть, но попробовать). За время карантина мы получили больше новых клиентов и интересных проектов, чем за полгода до этого.
LDaily: Какая у вас стратегия? Каковы ваши планы и амбиции?
Б. Абажер: Мы на пути построения устойчивой организации, которая генерирует ценность для клиентов со всего мира и служит обществу, в котором живет. Чего конкретно хотим достичь? Рост доходов в 10 раз за следующие четыре года. При этом нам важно улучшать удовлетворенность работой наших сотрудников и воплощать собственные спиноф-проекты.
Как этого достигнем? Мы осознаем полный спектр возможностей и формируем четкий список того, чего не делать. В то же время фокусируемся на своих преимуществах и продолжаем осуществлять свою работу на отлично, а именно технические решения для бизнеса и стартапов. А главное, мы измеряем изменения во всём, что можно измерить.
Как я уже отмечал, одна из трёх ценностей Триара — отношения. Именно благодаря построению долгосрочных отношений наши клиенты сотрудничают с нами годами. Мы хотим делиться этим подходом с другими бизнесами. Что касается наших конкурентов, то мы видим всех как потенциальных партнеров. Только в синергии можно достичь чуда. Для этого не надо быть Стивом Джобсом. Достаточно каждый день дисциплинированно создавать трансформации, а не делать транзакции.