Вернуться на сайт
jyude

Украина была первым рынком в регионе, где мы представили наши новые грузовики

Содержание

06.04.2020 (№ LDaily #10)

Украина была первым рынком в регионе, где мы представили наши новые грузовики

Хокан Йюде, генеральный директор «Скания Украина», рассказал о следующем поколении грузовиков, новых системах безопасности, которые помогают сохранить жизнь водителя, о сервисных станциях и дилерских центрах, открытых в течение прошлого года, а также о социальном сотрудничестве с Киевским национальным транспортным университетом.

: Компания работает на украинском рынке с 1998 года. Сколько Вы инвестировали в украинский рынок за этот период?

Х. Йюде: На самом деле, мы открыли собственное представительство в Киеве еще в 1993-м, а в прошлом году отпраздновали 25 лет в Украине. В 1998-м как национальный дистрибьютор была основана компания «Скания Украина». В середине 1990-х мы начали развивать дилерскую сеть. Сейчас имеем 11 дилерских центров по всей стране. У нас прочные партнерские отношения: с некоторыми партнерами работаем более 20 лет. Я действительно не знаю, сколько мы точно инвестировали за эти годы, это много миллионов евро не только в оборудование или здания, но и в обучение наших сотрудников, и разработку инновационных продуктов.

: Вы заняли должность генерального директора «Скания Украина» в августе 2017 года. Чего удалось достичь с тех пор?

Х. Йюде: Я работаю в Scania с 1997 года, большую часть времени — на руководящих должностях за рубежом, а также в Главном офисе в Швеции. Когда была основана компания «Скания Украина», я как раз работал в Восточной Европе. Следил за развитием «Скания Украина» с самого начала, и я искренне рад находиться здесь. Я много работал с Украиной около десяти лет назад, но впервые здесь живу.

На новой должности генерального директора «Скания Украина» моей первоочередной задачей было укрепление позиций Scania как ведущего поставщика коммерческих автомобилей и услуг, улучшение финансовых показателей и совершенствование нашей командной работы. Немало уже сделано в этом направлении, но многое еще предстоит. Среди заметных достижений — успешный запуск нового поколения грузовых автомобилей Scania в Украине, растущая доля рынка и значительно улучшенные операционные показатели.

: Какие инновации внедряете в своей компании?

Х. Йюде: Мы являемся компанией непрерывных улучшений. Стараемся каждый день, шаг за шагом совершенствовать нашу деятельность. Мой главный вклад как руководителя состоит в создании среды, в которой люди чувствуют себя в безопасности и могут сделать все возможное, чтобы достигать результатов и развиваться.

: Какое преимущество Ваших транспортных средств перед автомобилями конкурентов?

Х. Йюде: Мы разрабатываем грузовики, но речь идет не только о «железе». Сейчас стоит рассказать прежде всего о том, как мы обслуживаем и поддерживаем их, обеспечивая непрерывную работу для клиентов. Сегодня это больше комплексные решения, нежели транспортные средства как таковые. Я думаю, что с нашей современной сетью в Украине мы действительно имеем прочные позиции на рынке. Однако есть одна особенность, являющаяся отличительной чертой грузовиков Scania на протяжении многих лет, — это экономия горючего. Акцент остается неизменным для всех поколений грузовиков, и это именно то, что клиенты ценят в автомобилях Scania по всему миру.

: С какими компаниями сотрудничаете?

Х. Йюде: Мы имеем широкий спектр клиентов и партнеров в различных областях. Важными сегментами являются международные перевозки, промышленные производства, строительная и горнодобывающая отрасли, дистрибуция, розничная торговля и агропромышленный комплекс. Это предвидит широкий спектр украинских компаний, с которыми мы работаем, крупные компании или частные предприниматели с несколькими единицами техники. Независимо от того, сколь большим или малым является заказ, мы применяем индивидуальный подход и находим соответствующие решения для каждого.

: Как кризис 2014-го повлиял на компанию?

Х. Йюде: Меня не было здесь в 2014 году. Конечно, объемы продаж значительно сократились. Мы потеряли один из наших дилерских центров в Донецке, который на самом деле был первым собственным дилерским центром в Украине. Однако мы приняли решение остаться и продолжать развивать свою деятельность, и мы видим, что наши клиенты это действительно ценят. Мы также предложили рабочие места всем нашим сотрудникам из донецкого представительства в других центрах по всей Украине, к тому же помогали им с жильем. Многие из них приняли наше предложение и до сих пор работают в компании, мы ценим их опыт и труд.

: Был ли дилерский центр в Донецке основным?

Х. Йюде: Это был большой центр и важная часть бизнеса. Мы приобрели его в 2006-м, и он быстро развивался в 2006-2008 годах. Было много клиентов, среди прочего — и со строительной отрасли. В 2014-м много сотрудников решили переехать и остановились в Киеве или в других городах, и до сих пор работают с нами. В прошлом году мы открыли новый центр в Краматорске — «Скания Донбасс», — поэтому теперь некоторые из этих сотрудников могут работать ближе к своим домам. Многим нашим клиентам из Донецка и Луганска пришлось переехать в другие города и начать свой бизнес с нуля, искать новых партнеров и рынки сбыта. Несмотря на все трудности и потери, многим из них удалось успешно преодолеть кризис и возобновить развитие. В прошлом году мы заключили крупную сделку на 30 новых грузовиков с компанией, переехавшей из Луганска в Киев. Это было первое трейд-ин соглашение, когда мы выкупили у клиента старые грузовики и вместо них предоставили новые.

: В марте Вы открыли сервисный центр в Одессе?

Х. Йюде: Да. Собственно, в Одессе мы присутствуем с 1994 года, пытались работать с разными партнерами, но решили, что сейчас настало время инвестировать в собственный центр.

: В каких других городах Вы открыли сервисные центры?

Х. Йюде: С середины 1990-х мы присутствуем во всех крупных городах Украины. Сейчас мы переходим к небольшим городам и регионам. Недавно открыли сервисные центры в Полтаве, Виннице, потом в Мукачево, а в прошлом году начали свою деятельность в Краматорске.

: Где Вы планируете открывать другие сервисные центры?

Х. Йюде: Я еще не уверен, но у нас есть несколько интересных проектов, ведь мы должны быть там, где есть наши клиенты.

: Собираетесь ли построить завод в Украине?

Х. Йюде: Нет, таких планов нет. Scania имеет мощные производственные заводы в Швеции, Нидерландах и Франции, и они сейчас покрывают все потребности в Европе. Мы продаем в Украине около 400 грузовых автомобилей в год, а поскольку каждый грузовик изготавливается на заказ в зависимости от потребностей каждого клиента, технические характеристики и комплектация значительно отличаются. Однако вам действительно нужно иметь большой завод, производящий тысячи грузовиков, чтобы быть эффективными. Любые инвестиции должны возвращаться — собственно, в этом и заключается сущность бизнеса. Если мы хотим инвестировать в новые производственные мощности, то должны учесть многие факторы, такие как потенциал локального рынка, присутствие поставщиков, наличие компонентов и материалов, легкость ведения бизнеса, защита прав собственности и другие. Если взглянуть на рынок тяжеловесных транспортных средств в Украине, то сейчас объём и спрос на них не очень существенен. В прошлом году, 2018-м, рынок грузовиков всех брендов составил всего 3500 единиц. В пиковый период до 2008 года эта цифра была на уровне 10 000 единиц. Для сравнения: в Великобритании или Германии мы продаем около 5-7 тыс. только грузовиков Scania ежегодно, и у нас там нет производственных мощностей. Три крупнейшие заводы Scania размещены в Швеции, Нидерландах и Франции, при этом они полностью покрывают потребности большинства рынков Европы, Азии и других регионов. Впрочем, слово «никогда» не подходит к бизнесу: всё возможно, если есть благоприятные обстоятельства.

: Как Вы думаете, возможно ли в будущем построить завод в Украине?

Х. Йюде: Всё возможно. Однако сейчас, как я уже говорил, у нас есть три завода, работающих в Европе, крупнейший из которых располагается в Нидерландах, также Швеции и Франции. Объем локального рынка должен быть действительно большим, чтобы строить новый завод. Вам нужно создать всю производственную структуру и иметь ряд местных поставщиков, в которых вы покупаете компоненты и материалы.

: Насколько Украина привлекательна для иностранных инвестиций?

Х. Йюде: Как иностранный инвестор мы чувствуем себя очень хорошо. К сожалению, существенной проблемой по-прежнему остается низкая надежность правовой системы. Ваши права собственности не в полной мере защищены, и это сдерживает важные инвестиции, которые при других обстоятельствах были бы в стране.

: Сколько людей работает в компании и как Вы их мотивируете?

Х. Йюде: В группе «Скания Украина» работает около 160 сотрудников, включая собственные дилерские центры. Мы стараемся обустроить безопасные рабочие места, предоставить хорошие условия труда и конкурентоспособный социальный пакет. В конце года руководители проводят личные беседы с сотрудниками своих отделов, они обсуждают все достижения и начинания, которые могут быть внедрены в дальнейшем. После этого мы разрабатываем индивидуальный план развития. Если вы хотите получить дополнительные навыки, вы также обсуждаете этот вопрос, и тогда компания предлагает список тренингов. Вы даже можете обратиться за поддержкой для развития тех навыков, которые не связаны непосредственно с вашей работой. Руководство компании поддерживает такие инициативы. Немало наших сотрудников работает здесь длительное время, некоторые из них даже с самого начала, с 1993 года. Мы поощряем ротацию рабочих мест и предоставляем возможности карьерного роста за пределами страны. Например, один из наших сотрудников уехал в Швецию и занимал там руководящую должность в главном офисе в течение трех лет, а затем мы предложили ему вернуться на должность директора по продажам.

: Чувствуете ли Вы нехватку профессиональных кадров?

Х. Йюде: Да, это большая проблема, особенно когда речь идет о механиках, инженерах и водителях. Наши клиенты действительно чувствуют это, ведь в Украине трудно удержать своих водителей.

: Как Вы решаете эту проблему?

Х. Йюде: Мы сотрудничаем с Киевским национальным транспортным университетом и некоторыми другими техническими учебными заведениями. Мы поставляем им грузовые автомобили и комплектующие к ним или запчасти для практических занятий, а также техническую литературу, проводим семинары. Некоторых студентов приглашаем на стажировку в наши мастерские, и если мы видим потенциал, они впоследствии могут получить предложение на трудоустройство. Нелегко найти людей, которые полностью готовы работать у нас, поэтому мы много инвестируем в профессиональное развитие.

: С какими рисками Вы сталкиваетесь, работая в Украине, и как минимизируете их?

Х. Йюде: Основные риски, с которым мы уже столкнулись, это юридические. Ведь это всё еще развивающийся рынок, с его плюсами и многими минусами, но нам просто нужно быть здесь и внимательно следить за ходом событий и законодательных изменений. Есть также экономические и политические риски. Конечно, стабильность валютного курса тоже определенный риск, но мы работаем во всем мире, и Украина не является уникальной в этом отношении.

: Как Вы справляетесь с вредными выбросами машин, и есть ли в Ваших планах электрический грузовой автомобиль?

Х. Йюде: С запуском нашего следующего поколения грузовиков экологическое устойчивое развитие стало основным трендом деятельности компании. В 2018 году Scania сделала дальнейшие шаги, чтобы ускорить переход к экологическим транспортным решениям. Устойчивое развитие больше не является выбором, это требование современности. Наши клиенты ожидают этого от нас, а их клиенты требуют от них. Решение Scania базируются на трёх основных направлениях: топливная эффективность, альтернативные виды топлива и смарт-технологии. На данный момент Scania предлагает широкий ассортимент двигателей на альтернативном топливе, включая газ, биогаз, FAME, биоэтанол, VHO и другие. Наши инженеры также тщательно трудятся над разработкой электрических грузовиков, но сейчас, учитывая имеющиеся ресурсы и инфраструктуру, мы больше верим в гибридные трансмиссии. В прошлом году мы представили гибридные грузовики Scania с электродвигателем и модулем для подзарядки (PHEV) для перевозок в городах. Эти грузовики могут двигаться в полностью электрическом режиме без какой-либо поддержки двигателя внутреннего сгорания. Scania также участвует в ряде глобальных пилотных проектов по тестированию автономных транспортных средств и eHighways.

: Как вы заботитесь о безопасности водителя?

Х. Йюде: На безопасность дорожного движения могут влиять различные факторы, основными из которых являются водитель, транспортное средство и инфраструктура. В Scania мы работаем над повышением безопасности дорожного движения с помощью технических решений, обучения, а также различных инициатив, способствующих безопасности дорожного движения. Но все эти сферы имеют одну общую черту — они ориентированы на водителя. Scania считает, что водитель является важнейшим субъектом для повышения безопасности дорожного движения. Технологии или системы, которые мы предоставляем, должны поддерживать водителя, чтобы он мог принимать правильные решения за рулем. Существует много систем, повышающих безопасность, такие как электронная система контроля устойчивости, система предупреждения о выходе за пределы полосы движения, адаптивный круиз-контроль и т.д. В новом поколении грузовых автомобилей Scania значительно улучшила как активную, так и пассивную безопасность, предложив ряд функций, которые защитят и тех, кто находится внутри кабины, и других участников дорожного движения. Компания Scania подсчитала, что благодаря внедрению боковых подушек безопасности количество водителей, которые погибают во время аварий при опрокидывании автомобиля, потенциально может быть уменьшена на 25%.

Мы также предлагаем нашим клиентам обучение водителей Scania и услуги профессионального коучинга водителей. Наши курсы обучения направлены на эффективное повышение безопасности дорожного движения, топливной экономичности и надежности автотранспорта.

: Каковы планы компании на ближайшие три года?

Х. Йюде: Я очень положительно настроен относительно перспектив в Украине. Думаю, мы увидим, как рынок будет постепенно улучшаться и продолжать расти. Наша цель — развиваться вместе с рынком и оставаться лидером в нашем бизнесе, мы будем продолжать развивать наш портфель услуг, дилерскую сеть и предоставлять индивидуальные решения для каждого клиента.

Prev Next