Вернуться на сайт
chervak

Чем меньше власть будет вмешиваться в работу бизнеса и пытаться каким-то образом его отрегулировать, тем лучше

Содержание

02.04.2020 (№ LDaily #10)

Чем меньше власть будет вмешиваться в работу бизнеса и пытаться каким-то образом его отрегулировать, тем лучше

Игорь Червак, генеральный директор Lantmannen AXA, рассказал об отсутствии необходимости в мотивации сотрудников, о спросе потребителей на сухие завтраки и об ожиданиях большого бизнеса от новой власти.

: Расскажите, пожалуйста, чем занимается Ваша компания в мире и где расположены крупнейшие мощности производства?

И. Червак: Штаб-квартира компании находится в Стокгольме. Lantmannen AXA — шведская компания, основанная фермерами, а по своей структуре — это кооператив. Мощности расположены по всему миру, в основном это район Скандинавии и Северного моря. Мы представлены и в Австралии, и в Соединенных Штатах, имеется бизнес в Китае, Японии, Корее. Но основные мощности в Швеции, Норвегии и Дании.

: Вы рассказывали о пекарне, почему их до сих пор нет в Украине?

И. Червак: Потому что подразделение, занимающееся выпечкой, пока не видит возможностей инвестировать в Украину. Здесь рынок хлебобулочных изделий слишком коррумпированный и имеет слишком большое влияние со стороны политики. Пока что в планах такого нет, но они приезжают сюда, наблюдают, как всё развивается.

: Как изменился спрос на готовые завтраки в Украине за последние годы?

И. Червак: Смотря что считать последние годы. В прошлом году мы вышли на уровень 2013-го по объемам продаж. В 2014-м было снижение, случилось это после того, как мы потеряли Крым, часть Донецкой и Луганской областей, откуда получали существенную прибыль. Снижение произошло еще и потому, что украинцы стали тратить меньше. Однако за последние пять лет мы видим, что продажи постоянно растут. А вот если взять последние семь лет, то прироста нет.

: Чем отличается украинский рынок сухих завтраков от европейского?

И. Червак: С точки зрения законодательного регулирования, то ничем не отличается. Существенно различается потребление на душу населения. Есть у нас, конечно, города-лидеры по потреблению сухих завтраков, но такая разница связана в основном с культурными особенностями. Есть страны Европы, где достаточно высокое потребление наших продуктов, есть восточноевропейские страны, где потребляют значительно меньше, чем в Германии или Австрии, но значительно больше, чем у нас. В Украине очень низкое потребление на душу населения из-за того, что в целом низкий уровень потребления любых продуктов питания на одного человека. У нас довольно низкий уровень доходов.
Но с другой стороны, это большой перспективный рынок, и нам есть куда расти и развиваться.

: Как за последние годы изменился объем экспорта сухих завтраков из Ваших производств и в какие страны экспортируете?

И. Червак: До 2015 года основной экспорт был в Россию, Казахстан и Беларусь. Если до 2014-го экспорт в эти страны составлял около 40% всего оборота нашего бизнеса, то сейчас это около 5%. Но у нас существенно вырос экспорт в другие страны. Мы нарастили продажи в страны Балтики — это Эстония и Литва. Также много отправляем в Китай. Мы неплохо чувствуем себя и на Кавказе (Армения, Грузия, Азербайджан), и в Молдове. В то же время стараемся осваивать другие рынки — страны Африки, Ближнего Востока.

: Как Вы пережили кризис 2014-го? Может, были сокращения?

И. Червак: У нас не было существенных сокращений. Сейчас мы продолжаем наращивать объемы, однако нам нужно возместить потери, произошедшие в 2015-м, за счет других рынков.

: Расскажите, пожалуйста, о производстве: как часто обновляете оборудование, вкладываете инвестиции?

И. Червак: Завод был построен в 1998-м и практически каждый год мы вкладываем в новое оборудование, новые машины.

: Насколько сегодня загружены мощности завода?

И. Червак: Чтобы исчерпывающе объяснить, отмечу, что мы работаем круглосуточно, без выходных.

: Где покупаете сырье? Используете украинское или импортируете?

И. Червак: То, что мы делаем для Украины, — стараемся покупать в этой стране. Однако есть некоторые виды сырья, которые мы не можем приобрести здесь, их приходится импортировать. Также есть сырье, которое по качеству нас не устраивает, поэтому мы тоже вынуждены его импортировать.

: Сколько людей работает в Вашей компании?

И. Червак: По состоянию на 1 апреля у нас работало около 250 человек.

: Ощущаете ли Вы нехватку квалифицированных кадров?

И. Червак: Нет, не ощущаем. Я считаю, что людей нет смысла мотивировать: если они приходят на работу, следовательно, они уже достаточно мотивированы. Поэтому я думаю, что наша главная задача — это не демотивировать людей. Сделать так, чтобы им было интересно работать и нравилось, чтобы их устраивали условия работы, уровень оплаты, атмосфера в коллективе, отношения с руководством. И когда люди к нам приходят, то они работают на предприятии довольно долго. Среди сотрудников средний срок работы в компании — почти восемь лет. У нас очень низкая текучесть кадров. Вместе с персоналом стараемся делать всё, чтобы рабочим хотелось каждый день приходить на работу.

: Вы, наверное, единственная компания, которая не жалуется на отсутствие квалифицированных кадров?

И. Червак: Ну и какой смысл жаловаться? Надо работать с тем, что есть. Мы очень большое внимание уделяем подготовке кадров: сами их растим. У нас есть внутренние учебные программы, также для этого мы привлекаем еще и подрядчиков. Есть собственные мастер-классы, которые проводятся для сотрудников. И в обязанности каждого менеджера входит профессиональное развитие его подчиненных.

: Компания планирует расширять производство сухих завтраков в Украине?

И. Червак: Да, мы планируем расширение. Инвестируем в дополнительные производственные мощности на заводе в Борисполе.

: Вы привлекаете заемные средства из банков для увеличения оборотного капитала или кредитуете в материнской компании?

И. Червак: На сегодняшний день у нас достаточный финансовый поток, чтобы не привлекать кредитные средства. Мы самостоятельно зарабатываем себе деньги. Их хватает, чтобы удовлетворять наши потребности в оборотном капитале, за исключением того, что у нас сезонный бизнес. Есть периоды, когда довольно серьезные затраты и объемы продаж — соответственно, большая дебиторская задолженность. Особенно это февраль-март, перед Пасхой. Когда Великий пост — у нас пиковые продажи. И вот до мая мы привлекаем средства украинских банков.

: С какими банками сотрудничаете?

И. Червак: Мы сотрудничаем с SEB банком.

: С какими рисками сталкиваются крупные предприятия, работая на рынке Украины, и как Вы их минимизируете?

И. Червак: У нас все риски равны: это непредсказуемость развития украинской экономики, высокая волатильность, зависимость от ситуации на внешних рынках, волатильность валюты: поскольку мы импортно-экспортная компания, нам важно предусмотреть курс, работать с курсовыми рисками, хеджировать их. Много можно говорить о проблемах с защитой прав собственности, но мы пока что с такой проблемой не сталкивались: возможно, потому что нашу компанию полностью кредитуют иностранные инвесторы.

: Часто ли случаются внезапные проверки государственными органами?

И. Червак: После Майдана мы не сталкивались с таким. Проверки случались, но они были плановыми, мы заранее о них знали.

: Чего ожидаете от смены власти?

И. Червак: Я очень надеюсь, что смена власти не будет иметь никакого влияния на деятельность бизнеса, по крайней мере, негативного. Что мы, наконец, придем к тому состоянию, когда неважно, кто президент, а важно, что экономика остается стабильной. Чем меньше власть вмешиваться в работу бизнеса и пытается каким-то образом его отрегулировать, тем лучше. И рад, что люди у власти меняются, потому что когда у власти продолжительное время одни и те же, это ни к чему хорошему не приводит.

Prev Next