Вернуться на сайт
sanin

Вскоре традиционные подходы к ведению бизнеса перестанут работать, поэтому нам нужно быть готовыми к грандиозным изменениям

Содержание

02.04.2020 (№ LDaily #10)

Вскоре традиционные подходы к ведению бизнеса перестанут работать, поэтому нам нужно быть готовыми к грандиозным изменениям

Александр Санин, директор ООО с иностранными инвестициями «Вольво Украина», рассказал о ближайшем будущем — электрических и беспилотных грузовиках, засилье подержанной техники в Украине и готовности к невероятному и необычному будущему, которое нас ожидает.

: Volvo Group — это огромная компания, охватывающая множество сфер в транспортной и финансовой отраслях. Все ли они представлены в Украине и как много инвестиций вложено за 20 лет деятельности здесь?

А. Санин: Компания «Вольво Украина» на 100% принадлежит Volvo Group. По структуре подразделений в Volvo Group входит Volvo Trucks, Volvo Construction Equipment — строительная техника, Volvo Penta — индустриальные и морские двигатели, Volvo Financial Services — корпоративная финансовая структура, финансирующая нашу продукцию, и Volvo Buses. Есть также Mack Trucks и Eicher, но не все подразделения одинаково представлены в Украине, потому что у нас еще нет условий и рынка. Тогда, когда передовые страны и города сейчас проводят полную электрификацию своего общественного транспорта и автобусов в том числе, у нас пока работают маршрутки.

Что касается инвестиций в украинское подразделение, то прежде всего следует определиться, что считать инвестициями. Если мы говорим о прямых инвестициях, являющихся основными средствами нашей компании, то это сама компания и то, что мы за это время сделали. В 2001 году мы построили первый Truck Centre, в 2014-м удвоили его мощности и этот объект оценивается около €7 млн. Так как мы занимаемся коммерцией, то у нас есть собственная финансовая структура, финансирующая наши продажи. Это тоже можно считать инвестициями, и за годы нашего существования мы наверняка профинансировали более €200 млн.

: Сколько автомобилей в год Вы продаете? Какую часть рынка в Украине занимаете?

А. Санин: В течение 20 лет компания всегда была среди лидеров рынка. Сейчас наша доля рынка — четвертая в Украине, и это обусловлено тем, как мы структурируем портфель своих клиентов и в какие сегменты мы идем. Естественно, мы стремимся быть первыми, но когда это слишком дорого или не совсем выгодно компании, то отдаем предпочтение качеству, нежели количеству.

: У Вас можно заказать сборку машины под заказ — сколько это займет времени?

А. Санин: Поскольку мы имеем дело с B2B, то практически все наши заказы — индивидуальные. Работаем в различных областях, в различных сегментах, поэтому очень сложно удовлетворить спрос клиентов из разных сфер каким-то одним стандартным продуктом. Наш бизнес очень отличается от бизнеса легковых автомобилей, когда можно пойти в салон, выбрать подходящую машину и на ней же уехать. Наш клиент очень придирчив к выбору техники. Практически как дети они любят погружаться в процесс комплектации и «собирать» свой автомобиль как конструктор: пробовать различные вариации комплектаций и спецификаций и выбирать оптимальный вариант для своего вида деятельности и вида перевозок — для того, чтобы использовать эту технику с максимальной эффективностью. В зависимости от загрузки завода, в среднем один грузовик под заказ можно собрать за 2-3 месяца.

: Что Вы предлагаете такое, чего нет у Ваших конкурентов?

А. Санин: Сейчас такая тенденция, что техническая часть «подтянула» конкурентов друг к другу, поэтому все могут предоставить продукт, отвечающий современным требованиям. Чем наш продукт отличается от других — тем, что мы предпочитаем предоставлять клиенту комплексное решение. Мы не говорим только о технике, мы говорим также об удобстве сотрудничества с нами как с партнером по бизнесу, — это и сам продукт, и финансирование, и послепродажное обслуживание, и обучение, и всевозможные предложения, позволяющие клиенту получать максимальную выгоду от инвестиций. Обычно это системы управления парком и инструменты, которые позволяют эффективно использовать транспортную единицу и контролировать работу водителя с точки зрения безопасного и экономного вождения.

: Если техника Volvo вышла из строя в дороге, через какое время можно ожидать квалифицированную помощь?

А. Санин: Мы работаем по внутренним стандартам, согласно которым помощь должна быть оказана в течение шести часов. В нашем случае это преимущественно сложная задача из-за расстояния. Украина всё-таки немаленькая по территории. То, над чем мы должны работать в ближайшие годы, — это развитие сервисной сети, чтобы заполнить карту Украины достаточным количеством сервисных центров. На сегодня у нас 8 сервисных центров по всей стране: Киев, Харьков, Днепр, Краматорск, Одесса, Львов, Луцк и Ковель.

Также существует и удаленная диагностика. Если клиент дает нам разрешение на доступ к технике, то мы можем удаленно проверить некоторые параметры и рекомендовать посетить сервис до возникновения поломки.

: Вы можете сравнить украинский рынок с европейским? Я подозреваю, что в Украине грузовиков продается меньше, чем в той же Польше, например.

А. Санин: К сожалению, здесь гордиться практически нечем. На дворе 2019-й, а рынок еще не достиг уровня развития докризисного периода. По статистике, если взять для сравнения весь объем рынка европейских брендов тяжелой техники выше 16 т, то в 2008 году было продано 3 300 автомобилей. Это рекордный год. А в прошлом, 2018-м, мы не дотянули даже до 2 000. Это с учетом всех европейских брендов вместе. Если сравнивать нас как страну с населением 42 млн человек — и Польшу, вдвое меньше территории и с населением 37 млн, то там продается в год 27 000 грузовиков, то есть в 13 раз больше.

: С чем Вы связываете такую тенденцию?

А. Санин: Здесь много причин: и общее состояние экономики, и границы, и финансирование, и несовершенные экологические и технические требования к транспорту. Особенностью украинского рынка является преобладание импорта использованных грузовиков. По сравнению с продажами новых автомобилей, рынок б/у машин был в шесть раз выше и составлял 12 000, большинству из которых больше 10 лет. До тех пор, пока нашу страну будут наполнять такие машины, мы точно не сможем даже мечтать о чистом воздухе.

: Представители каких отраслей являются Вашими самыми крупными клиентами?

А. Санин: Мы работаем практически во всех транспортных сегментах. Сначала, когда компания создавалась, сотрудничали только с одним сегментом — международные транспортные перевозки. В течение долгих лет этот сегмент был доминирующим в нашем портфеле. Что является характерным и очень хорошим сигналом сейчас, это то, что качественной техникой стали интересоваться не только международные перевозчики, но и клиенты с внутреннего сегмента, где большинство машин очень устарело. Внутренний сегмент просто огромен: это и региональная дистрибуция, и строительный сегмент, и сельское хозяйство, и специальная техника… Для нас непаханым полем пока что остается коммунальная техника, где сейчас преобладают еще советские машины, требующие срочного обновления. В этой сфере нужно очень много сделать в первую очередь городской и региональной власти, со своей стороны мы, как производитель, имеем и опыт, и технику, которая повысит качество обслуживания населения.

: Какие инновации Вы уже внедрили в машины и какие планируете? Известно, что у Вас уже есть беспилотные автомобили.

А. Санин: Да, лозунгом компании Volvo Trucks является «Driving progress» и, конечно же, мы позиционируем себя как компанию, предоставляющую передовые и инновационные решения. Наши решения могут быть в разных сферах. Некоторые связаны с безопасностью, некоторые — с максимальной эффективностью. Вы правильно заметили, что мы движемся в будущее, а будущее будет отличаться от того, что мы видим сейчас. Компания приняла решение уделять значительно больше внимания абсолютно новым решением — это будут электромобили и автономные (беспилотные) машины. И это не просто заявление, наша компания продвигает эти решения уже сейчас. Есть уже действующие проекты: Volvo Trucks подписала с норвежской компанией Brönnöy Kalk AS договор о поставке своего первого коммерческого автономного решения для транспортировки известняка от карьера к расположенному неподалеку порту. Шесть автономных грузовиков Volvo FH будут осуществлять для Brönnöy Kalk AS транспортировку известняка по пятикилометровому маршруту, проходящему через туннель от месторождения до дробильного комплекса. Эта инновация заключается не столько в применении беспилотных грузовиков, сколько в самом подходе к бизнесу, и является продолжением успешных проектов по автоматизации в области добычи полезных ископаемых, сбора сахарного тростника и сбора мусора. Если мы сегодня предоставляем клиенту инструментарий для зарабатывания денег, то, возможно, в будущем нашей миссией будет сама транспортная составляющая любой индустрии. Я не могу сказать, что это уже тренд, однако это два направления, на которые мы делаем ставку в недалеком будущем.

: Когда в Украине мы сможем увидеть электрические грузовики Volvo?

А. Санин: Их серийное производство начнется только в этом году, но откровенно говоря, я не вижу перспективы их появления на дорогах Украины в ближайшие несколько лет. Почему? Это на сегодня лучшее решение для городского коммунального транспорта и дистрибуции в черте города. Но оно будет еще и дорогим решением, так как объемы производства еще малы, а стоимость решения высока. Развитые страны обращают внимание на электрификацию транспорта и уже ограничивают использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в некоторых районах городов. Сегодня они внедряют электрификацию общественного транспорта, а завтра это может распространиться и на коммерческий транспорт. В Украине нужно работать над концепцией развития и общественного транспорта, и коммунальной отрасли в целом, над созданием инфраструктуры и, прежде всего, условий для появления такого транспорта.

: Как Вы боретесь с вредными выбросами в атмосферу?

А. Санин: Мы производим свои грузовики согласно самым суровым европейскими и мировыми стандартами содержания вредных веществ в выхлопных газах. Я не могу сказать, что самые строгие требования именно в Европе и можно было бы ограничиться ими. Мы — европейский производитель, но мы продаем грузовики по всему миру. Допустим, в Северной Америке в некоторых штатах более строгие требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах, чем в Европе. Мы полностью отвечаем современным нормам. Также ежегодно, при тех же нормах, изменяются способы контроля и обеспечения предельного содержания вредных веществ в выхлопных газах. Этот фактор тоже требует определенных усилий и инвестиций в разработку продукта, чтобы соответствовать этим самым суперсовременным требованиям. Например, совсем недавно, еще до того, как законодательная норма вступила в силу, мы начали производить грузовики стандарта Евро-6 с двигателем Step-D. Да и не только мы, все европейские производители начали так делать. Но мы стараемся это делать значительно раньше, чтобы соответствовать новым правилам еще до того, как они вступят в законную силу. Что касается последних изменений в европейском законодательстве, то они не все обязательны для соблюдения в странах Европы, многие же не являются обязательными и в Украине. Например, норма Евро-6 была введена в странах ЕС еще в 2014 году, а в Украине до сих пор действуют нормы Евро-5. А хотелось бы, чтобы наше поколение уже сегодня дышало чистым воздухом, поэтому желательно, чтобы наше правительство повнимательней отнеслось к этому вопросу.

: Расскажите о социальных проектах, в которых Вы участвуете.

А. Санин: В SBA я рассказывал о проекте, который получил мировое признание, он называется Stop. Look. Wave. Это программа, которая разработана сотрудниками Volvo Truck и внедряется для детей в школах. Программа предусматривает обучение детей техническим особенностям грузовиков и специфике поведения рядом с грузовым транспортом. Поскольку грузовик — активный участник дорожного движения и потенциально опасен для детей на дороге, то чрезвычайно важно рассказать им о том, что видят они и как видят их во время движения. Эта программа в игровой интерактивной форме была представлена по всему миру. С 2015-го более 100 000 школьников были обучены специфике поведения рядом с движущимся грузовиком и прошли эту программу.

: Что касается безопасности водителей, расскажите, какие технологии Вы используете?

А. Санин: Я горжусь тем, что работаю в компании Volvo, ведь именно Volvo подарила миру еще в 1959 году трёхточечный ремень безопасности, который спас миллионы жизней. Так как безопасность является важнейшей ценностью для нас, в этом направлении ведутся постоянные работы, разрабатываются системы как активной, так и пассивной безопасности. Среди решений, которые были применены в наших грузовиках уже очень давно и сейчас являются стандартным оборудованием, — это адаптивный круиз-контроль, регулирующий безопасную дистанцию между машинами (обеспечивает достаточную дистанцию для торможения). Также системы предупреждения о возможном столкновении (collision warning) и экстренного торможения (emergency breaking), когда даже водитель не успел отреагировать, но автомобиль «прочитал» дорожную ситуацию и включил все тормозные системы для того, чтобы предотвратить столкновение с неким объектом. Эта система предупреждает типичную аварию — на автобанах в Европе, когда грузовик въезжает в стоящую колонну или в медленно движущийся транспортной ряд. Мы предлагаем нашим клиентам перейти от обычного круиз-контроля (простой поддержки крейсерской скорости) к адаптивному круиз-контролю, который будет автоматически притормаживать грузовик в случае возникновения определенной дорожной ситуации. Что касается других систем, то стоит отметить, что они почти идентичны тем, которые установлены на легковых автомобилях, но некоторые являются специфическими именно для отрасли: например, система Volvo Dynamic Steering, предотвращающая срыв автопоезда в занос или так называемое складывание (jack-knifing). А рабочее место современного водителя грузового автомобиля, возможно, даже комфортнее, чем рабочее место водителя легковушки.

: Как Вы работаете со слепыми зонами?

А. Санин: Для начала нужно проводить просветительскую работу о том, что слепые зоны существуют. Невозможно современный грузовой автомобиль обвесить достаточным количеством зеркал, чтобы полностью избавиться слепых зон. С помощью зеркал это не решается. Я думаю, что в ближайшем будущем зеркала будут заменены камерами с обзором на 360 градусов, и это позволит видеть объекты, которые пока что оказываются в слепой зоне.

: Заводы Volvo есть Гетеборге в Швеции и Генте в Бельгии. Также есть завод в Калуге, обслуживающий российский рынок. Есть заводы в Северной Америке, Южной Африке, Китае. Практически по всему миру. Планируется ли открытие завода в Украине?

А. Санин: Пока что таких планов нет. Для рассмотрения этого вопроса должны быть определенные предпосылки, чтобы наша компания, как и любой другой производитель, признала это нужным. Мы только что обсудили объемы рынка в Украине и за рубежом, поэтому даже наличие завода не создаст здесь рынок. Наши заводы в Генте и Гетеборге полностью удовлетворяют спрос на растущем рынке Европы. Если бы в Украине были созданы привлекательные инвестиционные условия, улучшена инфраструктура, сформированы прозрачные условия для ведения бизнеса в международном масштабе, это могло бы заинтересовать мировые бренды в размещении производств именно здесь, а квалифицированный украинский персонал не искал бы счастья за рубежом.

: Сколько людей у Вас работает? Как Вы мотивируете сотрудников?

А. Санин: Сейчас в «Вольво Украина» работает 80 человек. Я думаю, что успех любого предприятия зависит от команды, которая работает. С гордостью хочу сказать, что в нашей компании очень молодые сотрудники — современные люди, имеющие знания и стремление развиваться самим и развивать бизнес в Украине. Конечно, компания инвестирует в обучение сотрудников: есть обязательный минимум тренингов, которые наши сотрудники должны пройти. По каждой специальности разработаны свои курсы обучения. Также обязательным является прохождение тренинга по современному законодательству типа GDPR или антикоррупционных тренингов. Мотивируем еще тем, что предлагаем привлекательный социальный пакет, стараемся создать комфортную рабочую среду, чтобы людям нравилось у нас работать, чтобы они стремились достигать хороших трудовых показателей в комфортной среде. Мы также играем вместе в футбол на собственной травяной площадке, проводим другие мероприятия в нерабочее время.

: Практикуется ли какой-то обмен опытом среди сотрудников? Отправляете персонал в Швецию?

А. Санин: С гордостью отмечу, что многие наши коллеги ездили на стажировку в Швецию и, на наше «несчастье», были очень высоко оценены там и остались на хороших инженерных должностях. Также мы внимательно относимся к талантливым сотрудникам: всегда даем им возможность не только работать на проектах национального масштаба, но и участвовать в международных. Даже на своем примере, пройдя путь от продавца до руководителя отдела продаж, а сейчас и до руководителя «Вольво Украина», я показываю своим сотрудникам, что в нашей компании возможно всё.

: Чувствуете нехватку квалифицированных кадров?

А. Санин: Этот вопрос стоит раскрыть с точки зрения того, что мы не только занимаемся маркетингом и продажей, но и предоставляем сервисное обслуживание и осуществляем ремонт техники. С чем мы столкнулись в последнее время, так это с тем, что трудно найти настоящих технических специалистов: электромехаников, да и вообще простых механиков. Сейчас такие специальности не престижны среди молодежи. Всё меньше и меньше профессиональных училищ, техникумов, которые обучают соответствующим специальностям. Офисного работника найти значительно легче, чем квалифицированного механика.

: Есть ли у Вас учебные курсы для персонала?

А. Санин: Мы гордимся тем, что вместе с расширением нашего трак-центра в Киеве построили свой собственный тренинговый центр. Это наша гордость. Мы обучаем и своих сотрудников, и сотрудников наших дилеров. Сейчас это, наверное, одно из уникальных предложений в нашей сфере. Благодаря тому, что наша компания уделяет вопросам обучения сотрудников очень большое внимание, один раз в два года Volvo проводит масштабное техническое соревнования в мире VISTA, — в котором по всему миру принимают участие более 5 000 команд и 20 000 участников. Украинские команды тоже постоянно участвуют, нередко побеждали в региональных полуфиналах и ездили на мировые финалы. Последний раз это было в прошлом году в Рио-де-Жанейро, где наша команда была среди сорока лучших команд-финалистов мира.

: С какими рисками Вы, как крупная международная компания, столкнулись, работая в Украине?

А. Санин: Риски у нас, наверное, не очень отличаются от рисков других компаний. Нашей деятельностью является не только продажа, но и финансирование техники, поэтому возможность применения действующего законодательства к тем субъектам хозяйственной деятельности, которые нарушают договорные обязательства, является важной частью привлекательности нашей страны к инвестициям и развитию бизнеса. Наши риски также связаны с геополитической ситуацией в стране, а любые другие риски мы можем преодолеть.

: Какие у Вас планы на ближайшие три года?

А. Санин: Я размышлял над этим вопросом. У каждого руководителя должны быть планы больше, чем достижения текущих показателей, и совершенно отличны от привычных планов на будущее. Когда я говорил, что мы рассчитываем на электрификацию в транспортных решениях, а также об автономных решениях, нам нужно готовиться к тому, что такое «завтра» наступит резко и неожиданно. Сегодня я уверен, что это будущее уже очень близко, и не за горами времена, когда традиционные подходы к ведению бизнеса надо будет менять. Нам нужно это осознавать уже сейчас и быть готовыми к грандиозным изменениям.

: Что Вам дает членство в SBA? Чем вы друг другу полезны?

А. Санин: Мне нравится работать на шведскую компанию и привносить ценности и качества, которые есть в компании, в наше украинское общество. Мы утверждаем, что передовой мировой опыт в том, чтобы делать бизнес максимально эффективным, с максимальной отдачей, но одновременно с бережным отношением к окружающей среде, к человеческой жизни, с ответственным отношением к обществу в целом. Шведская бизнес-ассоциация привлекает нас тем, что она аккумулирует скандинавский опыт компаний, их культуру, философию, и работает над активным внедрением положительного опыта этих компаний в Украине.

Prev Next