Вернуться на сайт
Немецко-Украинская промышленно-торговая палата – это платформа для взаимовыгодного развития стран

Немецко-Украинская промышленно-торговая палата – это платформа для взаимовыгодного развития стран

Содержание

02.04.2020 (№ LDaily #9)

Немецко-Украинская промышленно-торговая палата – это платформа для взаимовыгодного развития стран

Андреас Лир о роли Немецко-Украинской промышленно-торговой палаты (AHK Ukraine) в формировании продуктивных экономических отношений между странами, о глобальной сети немецких внешнеторговых палат, о значимости АНК для бизнеса и о достижениях за 26 лет деятельности в Украине.

: Каково предназначение АНК Ukraine в контексте отношений между странами? Когда была учреждена Палата?

А. Лир: Если кратко и просто – наша Палата объединяет немецкие и украинские предприятия, т.е. мы являемся платформой для развития немецко-украинского бизнеса.

Но это, конечно, далеко не все. Если посмотреть глубже, у Палаты есть еще одна гораздо более важная функция, чем просто нетворкинг. АНК – это воплощение принципа самоуправления бизнесом. Мы, например, предоставили правительству целый отчет с предложениями «Как путем реформ привлекать больше инвестиций» («Attracting investments through reforms»). В этом документе мы учли не только интересы бизнеса, но также государственные и макроэкономические интересы.

Говорят, что главная задача государства в экономике – это не вмешиваться. Но не всё так однозначно. Государство должно поддерживать решения тех вопросов, с которыми бизнес не может справиться самостоятельно. В Германии, например, бизнес с помощью подобных палат организовывает львиную долю среднего специального образования. Представители образовательных учреждений называют это «принципом субсидарности». Когда он соблюден, органы государственной власти имеют право на регуляторное вмешательство только в том случае, если бизнес и общество не справляются с саморегулированием. Палата также постоянно формулирует предложения для улучшения инвестиционного климата в Украине. Ежегодно мы организовываем многочисленные мероприятия в Германии для продвижения имиджа Украины. Совсем недавно, 29 ноября 2018 года, мы с нашими немецкими партнерами организовали в Берлине III Украинско-немецкий бизнес-форум, в котором участвовали и премьер-министр Украины Владимир Гройсман, и Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Выступая на Форуме, г-жа Меркель назвала нашу Палату «двигателем немецко-украинского экономического сотрудничества». К примеру, организация способствовала увеличению разрешений для украинского транспортного бизнеса. В ноябре после наших совместных с украинской стороной инициатив немецкая сторона дополнительно выдала 10 000 разрешений на въезд в Германию для украинских грузовиков.

А сейчас мы оказываем содействие украинским экспортерам в развитии более интенсивных торговых отношений с немецкими фирмами.

: Кто может стать членом Палаты? Только ли немецкая компания? Зачем Палата нужна компаниям, что они получают от вас?

А. Лир: Членом может стать любая организация, которая вовлечена в немецко-украинское экономическое сотрудничество. По состоянию на сегодня Палата насчитывает около 130 компаний-участников – инвесторов из разных стран мира: Германии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Турции, Франции, Чехии, Швейцарии, Японии и, конечно же, из самой Украины. В этом заключается наша особенность: в отличие от многих других иностранных бизнес-ассоциаций в Украине, у нас любая украинская компания может стать полноправным членом с правом голоса на Ежегодном собрании членов.

Являясь членом Палаты, компании могут участвовать в наших деловых мероприятиях, бизнес-делегациях, экономических форумах и так далее. Также они имеют возможность из первых уст получать информацию о последних изменениях в законодательстве и регуляторной среде. Представители украинского бизнеса  очень ценят тот факт, что членство в нашей Палате повышает их узнаваемость в немецкой бизнес-среде.

: Как давно Вы в ней работаете? Чем занимались до этого?

А. Лир: Меня выбрали Президентом Палаты на первом Полном собрании членов в октябре 2016 года. Но надо понимать, что я «не работаю в Палате», т.е. я Президент на общественных началах, а не наемный сотрудник данной организации. В рамках моей основной деятельности я являюсь генеральным директором концерна BASF в Украине, а также отвечаю за кластер стран Восточной Европы, объединяющий Украину, Молдову, Грузию и Армению.

Хочу отметить, что в Германии этот принцип соблюдается практически во всех бизнес-ассоциациях: президентом всегда является действующий предприниматель, на позиции ниже находится глава совета директоров или председатель правления. Вот он (Александер Маркус. – Ред.) – наемный сотрудник, а не я. И все остальные члены правления тоже предприниматели. Таким образом, с одной стороны, мы обеспечиваем максимальную близость к нашим предприятиям-членам и к темам, которые их интересуют. С другой, это опять-таки ответственность перед представителями бизнеса, которые инвестируют свое свободное время в работу палаты, чтобы принцип самоуправления функционировал и работал. Мы, в каком-то смысле, работаем как волонтеры, которые стремятся сделать Украину лучше для всего бизнеса, а не только для немецкого.

: Что именно АНК в Украине планирует развивать в 2019 году? И каких результатов хотите достичь?

А. Лир: Как я уже упоминал, в своей речи во время ІІІ Украинско-немецкого бизнес форума в Берлине Ангела Меркель назвала AHK Ukraine двигателем немецко-украинских экономических отношений. Такая оценка свидетельствует о том, что Украина стала на правильный и успешный путь развития, а также от том, насколько важную роль в этом процессе играет Немецко-Украинская промышленно-торговая палата. Ведь мы представляем Украину в Германии, консультируем те предприятия, которые интересуются украинским рынком, и таким образом обеспечиваем успешность немецких проектов в Украине.

В следующем году у нас будет целый ряд мероприятий об Украине в Германии, например, сейчас мы готовимся к Hannover Industrie – самой большой промышленной выставке Европы. На нее мы пригласим украинские промышленные предприятия, чтобы те могли продемонстрировать экспортный потенциал украинских регионов.

Даже если не останавливаться детально на отдельных активностях и мероприятиях, запланированных на этот год, мы стараемся предоставить предприятиям как можно больше возможностей, чтобы проявить себя и способствовать дальнейшему развитию как Украины, так и Германии.

Особенно хочу подчеркнуть важность работы наших комитетов, проведения различных мероприятий, создания автомобильной кластерной инициативы и постоянной защиты интересов наших компаний-членов. Кроме того, в наших планах – развитие профессионального образования в Украине. Как раз эта тема будет очень важной для дальнейшего развития Украины. Если нам не удастся создать перспективы в будущем для молодого поколения украинцев, то через пять лет развивать производство в стране будет очень тяжело, ведь необходимые для развития рабочие кадры просто уедут, чтобы работать в соседних странах.

: Назовите Ваши собственные 5 принципов / приоритетов, которых Вы придерживаетесь в работе и в жизни в Украине. Какие специфичны именно для Украины и как выглядит этот же список для Германии?

А. Лир: Если честно, я не думаю, что мои приоритеты и принципы могут быть обусловлены какой-то конкретной страной, будь то Германия или Украина. В профессиональной деятельности для меня важно брать на себя ответственность и отвечать за свои слова, приносить пользу компании и развивать команду, с которой делаешь общее дело. Важно не тратить слишком много времени на срочные, но не очень важные задачи, при этом не уделяя внимания тем вещам, которые по-настоящему важны и принесут пользу в долгосрочной перспективе. А личные принципы – они основополагающие. Быть счастливым, любить, мыслить позитивно, проводить как можно больше времени с родными и близкими людьми, ценить то, что имеешь, не думать о прошлом, не мечтать о будущем – жить здесь и сейчас.

: Какие ключевые тенденции 2018 года выделяет АНК в развитии бизнеса немецких компаний на украинском рынке?

А. Лир: Сегодня новые инвесторы из Германии интересуются Украиной благодаря низким производственным расходам и хорошо обученному персоналу. Поэтому некоторые немецкие фирмы рассматривают Украину как регион для развития производства. Но в то же время к Палате обращаются другие немецкие предприятия, планирующие размещать в Украине свои сервисные центры. Это очень хороший тренд, потому что этим инвесторам нужен персонал со знанием иностранных языков и высокой профессиональной компетенцией в определенных сферах деятельности.

Мы также видим, что не только большой немецкий бизнес интересуется возможностями в Украине. Ваш рынок всё больше и больше привлекает представителей среднего и малого бизнеса. В то же время украинский бизнес еще довольно скромно использует возможности продемонстрировать немецким партнерам свои преимущества. Например, было бы идеально, если бы регионы совместно с правительством и бизнесом организовывали национальные стенды на ключевых выставках мира. И впервые за последние 4-5 лет такой национальный стенд был – на берлинской выставке «Зеленая неделя» в январе этого года. Он пользовался большим успехом, все восхищались им. Но одной выставки мало, украинские стенды должны быть представлены на 20-25 ключевых выставках мира, и только тогда будет виден результат.

Инвестиционная деятельность украинских предприятий в 2018 году несколько снизилась. Это почувствовали немецкие производители промышленного оборудования и технологий. В целом рост импорта из Германии уже не развивался так, как это было в 2016-2017 годах, а остался на уровне 3,7 %. При этом, по данным Федерального статистического управления за январь-ноябрь 2018 года, рост украинского экспорта в Германию достиг 17,2 %.

: Какие основные направления бизнеса развивали в 2018 году украинские компании на немецком рынке?

А. Лир: Если говорить откровенно, то, увы, украинский бизнес в Германии представлен очень слабо. Над этим надо еще работать, для этого мы в Палате и создали Центр поддержки украинского экспорта (Ukrainian Export Helpdesk). По моему мнению, само важное – это то, чтобы немецкие и украинские предприниматели нашли друг друга и смогли познакомиться лично. Поэтому мы способствуем участию украинских предприятий на выставках в Германии, организовываем собственные бизнес-делегации по разным вопросам. Последнюю делегацию мы организовали в Берлине по темам «Автомобильная отрасль» и «Информационные технологии» в рамках ежегодного бизнес форума в ноябре прошлого года. Мероприятие имело большой успех.

Надо понимать, что наша Палата работает в обоих направлениях: с одной стороны, мы представляем интересы немецкого бизнеса в Украине, с другой стороны, мы активно продвигаем украинский бизнес в Германии. Недавно к нам, например, обратился украинский производитель мёда, у которого возник спор с немецким бизнес-партнером по поводу поставок и их оплате. Мы ему дали контакты ТПП Гамбурга, где он сможет воспользоваться услугами Центра деловой медиации для досудебного решения конфликта.

: АНК недавно основала новую рабочую Группу по медиации. Какие именно вопросы из практики 2018 года стали причиной для ее создания? Что прогнозируете на 2019-й?

А. Лир: Медиация как альтернативный способ досудебного решения конфликтов уже более 10 лет на практике доказывает свою эффективность в наиболее развитых странах мира, в том числе и в Германии. Мы в Палате создали не только рабочую группу по данной теме, но и Центр деловой медиации. Хочу отметить, что в Украине институт медиации до сих пор находится в состоянии формирования. А Рабочая группа по медиации и Центр медиации AHK Ukraine могут стать одним из действенных инструментов для его развития и популяризации в Украине как одного из самых эффективных инструментов решения конфликтов в мире. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению европейского вектора экономического развития Украины.

: Как АНК работает с медиа в Украине? Вы выпускаете собственный бюллетень для членов Палаты. А по каким вопросам выходите на украинские медиа? Как подбираете их для наиболее эффективного решения ваших коммуникационных задач, по каким критериям?

А. Лир: К счастью, украинские медиа сами обращаются к нам. Но есть случаи, когда Палата считает необходимым обратиться к местным средствам массовой информации для популяризации определенной темы или мероприятия. Так, например, было с вышеупомянутым ІІІ Украинско-немецким бизнес-форумом.

: Как именно Палата продвигает Германию как страну и как рынок в Украине? Какие это открывает возможности украинским предпринимателям и компаниям?

А. Лир: Немецкое качество, как и немецкая экономика, уже много десятилетий является флагманом мирового развития. В 2018 году в рейтинге стран по общему объему ВВП Германия заняла четвертое место. Всемирный экономический форум признал экономику ФРГ самой инновационной в мире. Правительство Германии готово делиться своими достижениями с другими странами, в частности, с Украиной. Именно для этого в свое время была создана сеть внешнеэкономических торговых палат – для поддержки и развития двусторонних экономических отношений путем обмена опытом, предоставления финансовой поддержки для реализации определенных проектов, лоббирования интересов предприятий и т.д.

Среди возможностей, которые Немецко-Украинская палата открывает перед местными предпринимателями и компаниями, хотелось бы выделить предоставление платформы для развития контактов путем участия в мероприятиях Палаты – делегационных поездках, В2В-встречах в Германии, информационных и светских мероприятиях.

: С какими вопросами украинский бизнес может обращаться в АНК и получать от Палаты квалифицированную помощь и поддержку?

А. Лир: AHK Ukraine предлагает украинскому бизнесу свою квалифицированную помощь по вопросам поддержки экспортёров во время выхода на рынки Германии и ЕС, участия в бизнес-делегациях и B2B-встречах в ФРГ, поиска потенциальных партнеров и клиентов и предоставлении информации о них, помощи в разработке экспортной стратегии, консультирования по вопросам патентного, налогового и торгового права.

: Как изменился рынок Германии для украинских товаров и услуг за 2018 год? Он стал более закрытым и конкурентным или наоборот – качество украинской продукции стало лучше и доверие к ней возросло? Есть ли отличия между разными индустриями?

А. Лир: ВВП Германии в 2018 году составил 3,4 млрд. евро – это примерно в 34 раза больше, чем украинский ВВП; объем экспорта товаров в 2017-м составил 1,279 млрд. евро – цифра, в 33 раза превышающая аналогичный показатель украинского экспорта. Немецкий рынок настолько несопоставим с украинским, что меняться, по моему мнению, должен не рынок, а те, кто хочет на нем работать. Они должны адаптироваться к нему. Украинский бизнес должен понимать, что благодаря центральному местоположению в Европе и высокой покупательной способности Германия является идеальными вратами во весь Европейский Союз. И тем, кто сможет достичь успеха на немецком рынке, откроется рынок всего Евросоюза.

Prev Next
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com