Виталий Бульда, генеральный директор ООО «Роберт Бош Лтд», вице-президент Bosch Thermotechnik GmbH в странах Балтии и СНГ (кроме РФ), полномочный представитель Группы Bosch в Украине, поделился мыслями об изменениях потребительских нужд в обществе, о цифровых новациях в бизнесе и о будущем Украины.
LDaily: Компания Bosch является крупнейшим поставщиком технологий и услуг для нескольких отраслей промышленности. Как развитие информационных технологий изменяет привычные индустрии? Какие направления в бизнесе Bosch развиваются наиболее динамично?
В. Бульда: Традиционный бизнес является важным для компании Bosch, мы остаемся ведущим поставщиком компонентов и решений в автомобильной индустрии, гидравлических промышленных систем Bosch Rexroth, систем безопасности, энергосберегающего оборудования для производства тепла и пара, электроинструментов и бытовой техники.
Однако за последние десять лет компания Bosch стала ведущей в мире системой IoT (Интернет вещей), которая в корне меняет не только производственные процессы и технологии, но и нашу с вами жизнь. Bosch с этих позиций является уникальной компанией, которая одновременно имеет и разработки в области искусственного интеллекта, и собственное производство MEMS-сенсоров, подключающихся непосредственно к интернету, а также разнообразные сервисы, такие как BigData или IoT Cloud.
Именно эта уникальность компании позволяет открывать новые рынки и осваивать новые направления в бизнесе, такие как Industrie 4.0, мобильность, Smart House, Smart City, сельское хозяйство.Количество упомянутых MEMS-сенсоров, уже подключённых к интернету, достигло 8 500 000. И стремительно растет дальше.
Именно здесь, в сфере IoT, мы имеем самую большую динамику. За десять лет каждый электронный продукт Bosch будет сам использовать искусственный интеллект или будет изготовлен с его помощью.
LDaily: То есть автономное вождение и элементы искусственного интеллекта в привычных нам вещах — это уже ближайшее будущее? Или пока что экспериментальные разработки? Как эти тренды будут влиять на развитие бизнеса, на возможности компаний?
В. Бульда: Компания Bosch развивает несколько направлений в автономном вождении. Первый — это системы помощи водителям, частично автоматизирующие вождение в частных автомобилях (2-й и 3-й уровни автоматизации). Второй — развитие беспилотного автотранспорта в городах, реализация которого начнется в начале следующего десятилетия (уровни 4-й и 5-й автоматизации). И последний, третий, — это развитие экосистемы Bosch в сфере мобильности, что уже сочетает в себе различные решения и услуги. А именно: бронирование, оплату, парковки, подзарядку, администрирование, техническое обслуживание и информационно-развлекательные услуги.
По искусственному интеллекту, то он является одним из элементов развития и дальнейшего роста Интернет вещей. Как я уже говорил, это одно из стратегических направлений для нашей компании. Сейчас сотрудники Центра Bosch по изучению искусственного интеллекта работают над 150 проектами. Искусственный интеллект будет частью всех наших технологий и использоваться в производственном процессе.
Одним из примеров инноваций в этой области являются противопожарные детекторы с функцией видео, которые анализируют изображения и способны обнаружить пожар за считанные секунды — еще до того, как сенсоры системы безопасности уловят повышение температуры или дым. Таким образом, пожар можно обнаружить значительно быстрее, что экономит бесценные минуты, позволяющие спасти жизнь.
Мы сейчас живем в очень интересное время, когда эти изменения постепенно и незаметно входят в нашу жизнь. Но мы их не чувствуем и не всегда можем понять, что это значит для нас. Поэтому главный вопрос заключается в том, как воспринимать эти изменения — как угрозу или как возможность? Надеюсь, что человечество сможет осознать это как возможность.
LDaily: Что изменила диджитализация в жизни и работе компании Bosch? Какие внедрили новшества, от чего отказались? Что планируете на ближайшие 3-5 лет?
В. Бульда: Парадокс диджитализации заключается в том, что цифровые технологии развиваются по экспоненте, а наши с вами привычки — линейно, с последующими прыжками изменений, которые бывают достаточно болезненными. Прибавьте к этому еще ожидания клиентов, также стремительно возрастающие, то диджитализация приобретает совсем новые цвета. С технологической точки зрения «Bosch Украина» постепенно проходит процесс диджитализации как внутри компании, так и в работе с партнерами. Наша цель — это офис, который может обрабатывать заказы круглосуточно и в течение всей недели, включая выходные и праздники. Мы должны отвечать требованиям рынка и эффективно работать также в онлайн-канале сбыта.
Не всё идет быстро, потому что есть определенные ограничения с точки зрения информационной безопасности и необходимых ресурсов, однако мы уверенны, что на правильном пути. Но наиболее важными являются изменения как в культуре компании, так и каждого из нас. Эта задача значительно сложнее, но постепенно мы наблюдаем изменения и в этой сфере.
LDaily: Вы сделали акцент на «Bosch Украина». Почему? Может, в Украине есть нечто такое, что украинским предпринимателям стоит более настойчиво продвигать на европейские рынки?
В. Бульда: Bosch Украина довольно небольшое предприятие по сравнению с другими европейскими дочерними компаниями, которые, к тому же, работают на стабильных рынках. Да, мы несколько отстаем по уровню внедрённых технологий диджитализации, но ментально мы продвинулись гораздо дальше, что позволяет нам быть быстрее и проактивнее. Поэтому на протяжении последних лет мы уверенно демонстрируем высокие темпы роста продаж, опережая многие страны.
В Украине есть много такого, чему мы научились за последние годы, и есть опыт, которым могли бы поделиться с коллегами. Предприниматели, которые смогли развить свой бизнес, заслуживают детального анализа, как им это удалось.
Мы значительно быстрее принимаем решения даже при отсутствии полной информации, лучше готовы к рискам, умеем быстро сконцентрироваться, создаем короткие цепочки принятия решений, да и вообще, мы просто более драйвовые.
LDaily: А есть услуги, которые Bosch предлагает в Европе, а в Украине их нет?
В. Бульда: Да, конечно, но это зависит не только от нас, но и от уровня развития рынка. Новые технологии быстрее приходят через частных потребителей, которые используют их, например, в автомобилях или в Smart House, но постепенно мы видим развитие Smart City, когда каждый из нас сможет использовать шеринг электрических скутеров или целый ряд сервисов, связанных с автономным вождением или администрированием парковки. Интересно наблюдать за тем, как мы с вами меняемся. Пять лет назад в Украине новые разработки компании были почти никому не интересны, а вот сейчас мы видим немало положительных отзывов на наши посты в социальных сетях о множестве новых решений: от автоматической стабилизации мотоциклов при прохождении поворотов — до технологии SoundSee, позволяющей идентифицировать поломки в машине с помощью анализатора звука.
Просто благодаря информационным технологиям мир стал открытым, а географические расстояния для инновационных решений уже не являются преградой.
LDaily: Как повлиял кризис на ведение бизнеса компании Bosch в Украине? Что он изменил для Вас?
В. Бульда: Если имеются ввиду события 2014 года, то после Чернобыля в 1986-м это был самый большой шок в моей жизни. Неопределенность условий ведения бизнеса возрастала очень быстро, кроме того, на Донбассе оставалась часть семьи, и это всё надо было как-то одновременно решать. Материнская компания поддерживала нас, но было понятно, что прибыльность никто не отменял.Поэтому вместе с сугубо деловыми задачами, такими как поддержка клиентов, снижение затрат, компенсация колебаний валютного курса, ценообразование, балансировка задолженности и уровня складских остатков, — было крайне важно сохранить команду и поддержать боевой дух.
Мы помогали коллегам переезжать вместе с семьями в Днепр, Краматорск и Одессу, платили аренду, находили решения по возврату кредитов и просто поддерживали морально. Хочу поблагодарить еще раз всех, кто был рядом и выполнял профессионально свою работу. На тот момент вопрос снижения затрат было болезненным, и мы должны были выбирать между сокращением персонала и поиском других резервов. Кризис должен был когда-то закончиться, поэтому важным, как и в других компаниях, продающих высокотехнологичные продукты, было сохранить компетенцию, которую каждый из нас имел. Поэтому мы выбрали путь сокращения других расходов и решили проблему совместными усилиями.
Мы сохранили команду без увольнений, что позволило нам подняться уже в 2015 году, когда рынок оживился, а большинство конкурентов еще страдали от сокращений персонала. Наша компания финансово стабильна, прибыльна, динамично развивающаяся. В 2017 году мы переехали в новый офис, который является одним из лучших в концерне Bosch. Очень важным фактором нашего успеха был также ряд социальных проектов, которые мы начали реализовывать с 2014 года. Именно эти проекты, направленные на помощь тем, кому трудно, укрепляют команду и способствуют личному развитию.
LDaily: А как изменились Ваши потребители? Что изменилось в потребностях общества за последние пяти лет?
В. Бульда: Предпочтения потребителей изменяются постоянно, но задача в том, как приспособиться и сформировать спрос на свои продукты.
Прежде всего, это начало доминирования онлайн-торговли. Как-то сделал опрос в компании, и оказалось, что сотрудники в возрасте до 25 лет почти всё покупают через интернет. Сразу возникает вопрос: как потребители этой возрастной группы находят нас в виртуальном пространстве, как адаптировать логистику, поддержку и другие бизнес-процессы под эту категорию потребителей? Другой пример — это продажа запчастей и гаражного оборудования, где мы тоже уверенно развиваемся, предлагая нашим партнерам дополнительно информационную поддержку и франшизу на Bosch Service. Запрос на надежного и высокотехнологичного поставщика растет, и мы всегда оказываем поддержку в условиях, когда постоянно изменяется автомобильный парк и внедряются новые технологии. Еще один интересный пример — это изменения в отношении к энергосбережению. Потребители начинают просчитывать не только цену котла на полке, но и эксплуатационные расходы. Это очень большой шаг в сознании, и мы рады, что вместе с ЕБРР приняли участие в реализации программы финансирования iQ Energy, которая позволяет устанавливать частным лицам энергоэффективное оборудование.
LDaily: С какими рисками сталкивается компания, работая в Украине?
В. Бульда: Самый большой риск для каждого бизнеса, в том числе и для нас, — рыночная и финансовая нестабильность. По поводу сугубо украинских рисков могу сказать, что за 26 лет существования компании мы не имели критических ситуаций, связанных с государственными структурами. Принцип легальности бизнеса является важным для нас, мы всегда открыты, ведем наши дела в соответствии с действующим законодательством и кодексом делового поведения. Безусловно, время от времени возникают дискуссии, но мы всегда находим понимание и решение в легальной плоскости и в дальнейшем нарабатываем репутацию добросовестного налогоплательщика.
Мы уверены, что легальность ведения бизнеса имеет преимущества и в долгосрочной перспективе.
LDaily: Есть много утверждений, что наш рынок имеет значительный потенциал для развития бизнеса — то есть для прихода сюда иностранных компаний. Но при этом наши предприниматели недостаточно активно продвигают себя на немецком и европейском рынках. Какое направление является наиболее перспективным для бизнеса в Украине? А что нужно украинцам предлагать в Европе?
В. Бульда: Украина является одной из стран, куда можно вкладывать деньги, поэтому каждый инвестор просчитывает свои риски и рентабельность возвращения. За последние пять лет в Украине не только открылось более двухсот заводов и пошли инвестиции в энергетическую отрасль, мы также видим позитивные изменения и во многих других сферах, повышающих инвестиционную привлекательность страны. Но нам много еще надо сделать, в том числе и в коммуникации с материнскими компаниями по расширению присутствия в Украине. Сомневаюсь, что будет размещен новый завод Bosch по производству компонентов или готовых изделий, а вот задействовать украинский потенциал в ИT и сельском хозяйстве было бы уместно.
К нам никто не придет, если никого активно не приглашать и не демонстрировать наши конкурентные преимущества. Украина сейчас является недооценённым активом. Рынок, где более 40 млн человек, не может быть непривлекательным.
LDaily: Что Вы планируете для компании Bosch Украина на ближайшие пять лет?
В. Бульда: И дальше динамично и прибыльно развиваться. Если вы спрашиваете о моих личных пожеланиях и надеждах, то я мечтаю, чтобы в Украине заработал R&D-центр искусственного интеллекта. Это не фантастика, особенно в Украине, которая находится в лидерах в ИT-отрасли и в которой работают высококлассные специалисты по этому направлению.Кроме того, именно мечты движут всё в этом мире.
Читайте также: Важнейшие рекомендации на 2019 год по защите бизнеса в Украине
Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8