Виктор Шевченко, совладелец Группы логистических компаний ZAMMLER, в интервью LDaily проинформировал читателей о ситуации, которая сложилась в сфере международных перевозок из-за введения карантина всепланетарного масштаба.
LDaily: С момента распространения COVID-19 нарушились цепочки поставок, связанные с Китаем. Как компания переживает этот период? Как введение карантина повлияло на сферу грузоперевозок в Украине? Чувствуете ли вы спад спроса на ваши услуги?
В. Шевченко:
Морские перевозки
Из-за распространения эпидемии коронавируса тарифы на морской фрахт выросли в среднем на 150-200 $/TEU. Скачок цен произошел в марте, поскольку Китай начал восстанавливать свою производственную активность, вырос спрос на грузовые отправления, сформировался дефицит мест, соответственно, поднялась стоимость. Также, учитывая ситуацию, несколько задерживаются процедуры оформления товаров в портах: режим соблюдения санитарно-гигиенических правил безопасности схож с маркетами и аптеками (соблюдение дистанции, пребывание в комнате не более одного человека и др.). Также часть персонала работает удаленно, а это не всегда предполагает оперативность.
Авиационные перевозки
Если сравнивать нынешние тарифы с периодом до введения карантина, то стоимость перевозки грузов из аэропортов Китая в Борисполь выросли в 3-4 раза.
Ранее 80% грузов перевозились пассажирскими самолетами. Но после того как во многих странах мира были введены ограничения на пассажирские авиаперевозки, предложения резко сократились. Грузовых бортов недостаточно, чтобы обеспечить весь спрос. Именно поэтому некоторые авиакомпании начали использовать пассажирские самолеты для перевозки медицинских и гуманитарных грузов. Перемещение 1 тонны грузов из КНР в Украину чартерным пассажирским самолетом будет примерно на 30% дешевле, чем доставка этой же партии частями на самолетах регулярных грузовых авиалиний.
Международные автомобильные перевозки
За период карантина ситуация с международными грузовыми перевозками изменилась кардинально. Если в первую неделю тарифы на импортные грузовые перевозки были на 40-50% выше докарантинних, то сейчас ситуация с ценами стабилизировалась и даже снизилась в связи со снижением стоимости топлива. Если в начале карантина в Европе был дефицит транспорта из-за высокого спроса (получатели пытались пополнить запасы товаров), многие предприятия прекращали свою работу, то сейчас все понемногу возвращаются в привычный режим. Например, поставки из Италии полностью восстановились, открылись торговые центры, активно происходит отгрузка товаров.
Автомобильные перевозки по территории Украины
Стоимость грузовых перевозок по территории Украины изменений в связи с эпидемией не претерпела. Но во время карантина мы почувствовали спад объемов — если раньше спад достигал 40%, то сейчас это 15% от докарантинного уровня.
Складская логистика
Существенных изменений в складской логистике мы пока не почувствовали. Стоимость хранения и обработки грузов остается постоянной. Большинство наших контрактов долгосрочные, поэтому мы продолжаем предоставлять услуги согласно существующим договоренностям. Необходимости как-то уменьшать складские площади у нас не возникало.
Из наблюдающихся тенденций — это увеличение на складах запасов жизненно важных товаров (продуктовая группа, медикаменты, запчасти, комплектующие, мобильная связь) на 10-12%. При этом запасы товаров других сегментов сократились на 15-17%.
Также мы видим повышение спроса на складские помещения класса В и С в связи с более низкой арендной стоимостью по сравнению с комплексами класса А. Поскольку большинство складских комплексов ZAMMLER именно категории А, то сейчас мы изучаем вариант увеличения складских площадей за счет складов В и С класса.
LDaily: В связи с угрозой коронавируса Украина усилила контроль на своих границах при прохождении через автомобильные пункты пропуска. Кроме продолжительности пребывания груза на границе (насколько увеличилось время прохождения границы?), с какими еще трудностями столкнулись?
В. Шевченко: Опять же, если сравнивать ситуацию, которая была в начале введения карантина, и сейчас, то она кардинально разная. Сразу после введения карантина мы действительно столкнулись с проблемой очередей грузовиков в пунктах пропуска, задержки прохождения таможенных процедур. Например, 23 марта на выезд из Украины в пункте пропуска Ягодин была очередь из 800 грузовиков.
Также если в карантин круговой рейс Киев — Варшава — Киев длился 5 дней (включая прохождением границы и таможенных процедур), а стоимость составляла ориентировочно €1 тыс., то на конец марта этот рейс длился 12 дней. Но сейчас ситуация стабилизировалась: тарифы вернулись к своему докарантинному уровню, очередей в пункте пропуска практически нет, налажена система дистанционного документооборота и др.
LDaily: Какие дополнительные меры были предприняты в компании, чтобы доставляемый груз был безопасным для людей?
В. Шевченко: Мы постоянно отслеживаем ситуацию и готовы оперативно реагировать на любые изменения с целью обеспечения качественного сервиса. Среди водителей и работников складских комплексов распространены инструкции, как правильно работать в нынешних условиях, чтобы минимизировать возможность инфицирования. С самого начала карантинных мероприятий всем работникам офисов Группы компаний ZAMMLER рекомендуется перейти на дистанционный режим работы с максимальным использованием электронного документооборота. Тех сотрудников, которые для сохранения эффективности работы не могут работать дистанционно, обеспечено необходимыми средствами защиты (дезинфицирующие средства, одноразовые маски и перчатки). Мы смоделировали несколько возможных сценариев развития событий и четко сформировали алгоритм действий для каждого из них, ознакомили с этими алгоритмами наших клиентов.
Читайте также: Никогда не сдавайтесь!
Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8