Эмма Турос, исполнительный директор Канадско-украинской торговой палаты, в разговоре с LDaily проанализировала ситуацию в различных отраслях экономики, сложившуюся из-за распространения COVID-19, особое внимание уделив отношениям между украинскими и канадскими предпринимателями. Госпожа Эмма также обратила внимание на то, что в связи с трансформацией потребительских привычек и покупательского спроса в мире освободилось много отраслевых ниш, которые с успехом могут занять украинские предприниматели, известные в канадских бизнес-кругах и которые зарекомендовали себя надежными партнерами.
LDaily: Как коронавирус повлиял на деятельность канадских компаний в Украине? Какие отрасли пострадали больше всего?
Э. Турос: В Канаде наибольшее влияние COVID-19 будет иметь на сферу HoReCa. В отличие от других отраслей экономики, утраченный спрос на гостиничную сферу преимущественно не подлежит восстановлению. Например, производимые товары могут быть инвентаризованы для дальнейшей закупки, но пустые номера в отеле или пища, которую не подают, не могут быть переработаны для дальнейшего использования. Ситуация в Украине не слишком отличается. Юрий Кривошея, президент и управляющий партнер Украинско-канадского совместного общества Toronto-Kyiv, член Совета директоров Канадско-украинской торговой палаты, отметил: «Сейчас бизнес-климат остается очень неблагоприятным, а система — несбалансированной. Это потому, что, с одной стороны, компании (особенно из сферы туризма, гостеприимства и коммерческой недвижимости) имеют нулевые поступления по балансу, а с другой стороны, практически все обязательства, включая финансовые, остаются неизменными. По сравнению с Канадой и/или другими рынками — такими как ЕС, где правительства уже значительно нарастили усилия для оказания помощи бизнесу во многих аспектах, включая финансовые, — в Украине мы только надеемся на внедрение адекватной помощи и сбалансирования игрового поля. Отрадно, что мы наблюдаем мощную и уникальную консолидацию усилий и честное сотрудничество со стороны всех без исключения бизнесов и отраслей, фундаментально важных для восстановления в будущем».
Нефтяные и сервисные компании тоже попали в «идеальный шторм», когда спрос и цены на энергоносители снижались и до пандемии, что было вызвано ситуацией между ОПЕК и Россией, а пандемия стала толчком к вообще стремительному падению цен. Технологически скважину нельзя просто взять и закрыть — это длительное и всегда мучительное решение для производителя. Поэтому нефть добывают в убыток. Безусловно, инвесторы имеют аналогичную проблему и в Украине, где не стоит надеяться на помощь или послабления со стороны государства.
Сейчас в Канаде происходит постепенное ослабление ограничений, однако границы пока что остаются закрытыми. Это повлияло на еще одну отрасль — выставочную. Приведу пример. Недавно в рамках проекта CUTIS (канадско-украинский проект поддержки торговли и инвестиций) около десяти производителей продуктов питания должны были участвовать в одном из крупнейших мероприятий в области пищевой промышленности SIAL-2020 (Монреаль). Оно дважды переносилось, в последний раз — на конец сентября этого года. В эту и несколько других миссий при участии Палаты, наших членов и канадских партнеров инвестированы значительные средства и труд, результат от которых остается под вопросом. Но в условиях карантинной изоляции мы проводим онлайн-миссии с теми канадскими компаниями, которые уже знают нас и доверяют производителю из Украины. Есть и положительные примеры, когда на фоне глобальных событий Украина становится не «последней в очереди» вероятных поставщиков, а почетным приглашенным занять освободившиеся ниши. Такими могут стать органические ягоды.
LDaily: Что бизнес делает в этой ситуации? Как минимизирует потери?
Э. Турос: Мы постоянно анализируем ситуацию, складывающуюся с украинскими производителями и их канадскими заказчиками, которые вместе экспортируют в Канаду. Конечно, каждая отрасль имеет свою специфику и эмпирически находит решение. О настоящей креативной отрасли без иностранных клиентов мы спросили у членов Канадско-украинской торговой палаты — компанию Классический ювелирный дом «Лобортас», которая участвовала в канадских выставках и имеет там несколько известных клиентов. Как отметил председатель и основатель компании Игорь Лобортас: «Самое время для переосмысления своих возможностей и подготовки интересных проектов, на которых не хватало времени в обычной жизни нашей компании. Например, найти время для аудитории слушателей — ценителей современного ювелирного искусства. Мы сейчас направляем усилия на развитие медиа-проекта и работу с социальными сетями».
Нынче происходит трансформация потребительских привычек во всём мире. Маркетплейсы адаптируются под запрос потребителя, и таких площадок становится всё больше. Лидирующие позиции занимают те онлайн-платформы, которые сфокусированы на высоком качестве презентации продукта. Статистика свидетельствует, что спрос на онлайн-продажи в Канаде вырос на некоторые группы продуктов в сотни раз, а именно на товары для дома, строительные материалы, спортивный инвентарь, одежду и продукты питания. Канадцы уже почувствовали экономические преимущества от перехода в формат виртуальных магазинов. Дома работать дешевле, остается больше свободного времени на досуг, не надо тратить время на пробки, экономятся деньги на горючее, не нужно стоять в очередях продовольственных магазинов, наконец, отпала необходимость постоянно обновлять гардероб и тому подобное. Количество вещей для повседневной жизни сокращается, затраты оптимизируются. Это мировые тренды.
В сети появляется всё больше бесплатных вебинаров от ведущих аналитиков по адаптации работников к онлайновой форме работы, киберзащите, юридическом сопровождении. Ведь эпидемия закончится, COVID-19 будет побежден, а для новой привычки нужен 21 день, поэтому многое приобретённое во время карантина с нами останется надолго.
Безусловно, не всем повезло. Есть много тех, кто принимает трудные решения по сокращению персонала, полному приостановлению или вообще закрытию бизнеса. Так, «new normal» перевод бизнеса в онлайн наносит сокрушительный удар по розничной торговле промышленными товарами, спортивным и развлекательным заведениям — всему тому, что делало нашу жизнь приятнее и разнообразнее. О банкротстве заявляют крупные розничные магазины; шеф-повара неработающих ресторанов ищут выход в маленьких помещениях.
LDaily: Как государство компенсирует убытки и помогает бизнесу?
Э. Турос: Канадское правительство постоянно принимает меры по поддержке бизнеса, чтобы предприниматели могли выплачивать своим работникам зарплату и выдерживать эту пандемию. Ведь более 3 млн граждан уже потеряли работу из-за COVID-19! С самого начала карантина в Канаде объявили о налоговых каникулах, но не об их отмене. Недавно премьер-министр Джастин Трюдо анонсировал помощь малому бизнесу с покрытием коммерческой аренды за апрель, май и июнь 2020 года. В этом случае помощь предоставляется в сотрудничестве с провинциями и территориями, поскольку политика аренды в значительной степени является ответственностью провинций и муниципалитетов.
В Канаде заработает Федеральная программа содействия крупному бизнесу — The federal government’s Large Employer Emergency Financing Facility (LEEFF). Долгообещающая поддержка Оттавы для авиакомпаний и нефтегазовых компаний поступила согласно программе в форме займа для крупных корпораций, которые испытывают экономический спад из-за пандемии коронавируса. LEEFF предоставит краткосрочное мостовое финансирование (bridge financing) крупнейшим работодателям Канады. Программа рассчитана на компании, имеющие ежегодные доходы от 300 млн долл. и более и стремящиеся финансировать не менее 60 млн долл., но не в состоянии обеспечить заем у банков и других частных кредиторов.
Сегодня трудно предсказать будущее, и большинство правительств не пойдет против общей повестки дня, поскольку это связано со значительной политической и персональной ответственностью. Однако выиграет та страна, которая предложит человеку свободу вместо ограничений и страха, культуру и многогранное развитие без диктата необходимости, а качество жизни станет приоритетом. Именно такие ценности разделяли тысячи украинцев, начавшие более 130 лет назад движение в далекую Канаду, чтобы построить одну из самых гармоничных стран мира. Может, для Украины тоже пора строить страну, которой будут гордиться наши дети?
Читайте также: Никогда не сдавайтесь!
Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8