Каких решений ждет агросектор от украинской власти, LDaily рассказал Джон Шморгун, президент компании «AgroGeneration».
Президент компании «AgroGeneration» Джон Шморгун — человек разносторонний. Он обожает петь в церковном хоре просто так, по зову души, плавать, заниматься йогой. А самая большая его увлеченность — встречи со студентами украинских аграрных вузов, которых он мотивирует работать по специальности: это – наше с вами будущее. И этот человек с большим сердцем является президентом компании AgroGeneration, ведущего оператора агрорынка Украины.
Во время беседы Джон признался, что самая большая его мечта — это провести хотя бы одни выходные дома, никуда не торопясь. Правда, у него пока нет такой возможности. Цель — доказать, что украинский аграрный бизнес является очень перспективным для инвестиций, а также – стать компанией, которая работает по стратегии Lean Six Sigma, где каждый менеджер является профессионалом в своей области. В частности, Джон Шморгун рассказал, как работает с конкурентами AgroGeneration и почему в Украине иностранные IT-технологии в агробизнесе не популярны.
LDaily: Господин Шморгун, на аграрном рынке Украины компания «AgroGeneration» начала свою деятельность в 2007 году. За 10 лет плодотворной работы у вас не возникали мысли, что сельскохозяйственный сектор – неперспективный?
Д. Шморгун: Подводя итоги 2016 года, я могу заверить, что даже кризисные времена не остановили развитие аграрного сектора Украины. Вы, наверное, не раз слышали, что прошлый год был прорывным для аграриев. И это действительно так: увеличилась урожайность, хозяйства начали эффективно работать, а агрокомпании научились оперативно выращивать свою продукцию. Все агрохолдинги пытаются контролировать растрату средств для получения большей производительности.
LDaily: Объясните, пожалуйста, что повлияло на изменение уже принятых стандартов работы агропредприятий?
Д. Шморгун: Мы долгое время уже ждем поддержки со стороны государства. К сожалению, власть не помогает нашей отрасли. Наверное, она еще не поняла, насколько важен для государства агросектор и сельскохозяйственный рынок — стратегический бизнес для страны. В нас видят только источник доходов, но необходимой помощи мы не получаем. И я надеюсь, что со временем все изменится.
LDaily: Какие немедленные шаги вы бы посоветовали сделать власти для налаживания отношений с агробизнесом?
Д. Шморгун: Во-первых, я бы советовал государственным структурам пересмотреть необходимость законов Украины, касающихся государственного регулирования производства, экспорта агропредприятий. Потому что именно они создают атмосферу для коррупции в стране.
Во-вторых, сельское хозяйство уже давно ждет, когда представители власти отменят мораторий на продажу земли. Это придаст большей уверенности жителям села и пайщикам. Они будут знать, что в любой момент смогут или продать землю, или отдать ее в долгосрочную аренду. А мы, агрохолдинги, хотим быть уверены, что в случае снятия моратория у нас останется право на обработку государственных земель. Пока в соответствующих законопроектах этот пункт не предусмотрен.
Конечно, мы стараемся лоббировать свои интересы, объяснять представителям власти, что они делают не так. Иногда нас слушают, иногда — нет. Как бизнесмен я рад, что в Украине заработал Ukraine Іnvest — специальный отдел при Кабинете Министров, который поощряет инвестиции в Украину. Это означает, что власть понимает, что необходимо делать для бизнеса. Вопрос только в том, получим ли мы ожидаемый результат.
LDaily: Учитывая отсутствие государственного содействия развитию агробизнеса в стране, поддерживают ли друг друга аграрные компании? В частности, какие отношения у AgroGeneration с конкурентами?
Д. Шморгун: В Украине, как и в других странах, есть честная и недобросовестная конкуренция. Мы поддерживаем исключительно честную, поэтому сотрудничаем только с порядочными конкурентами. Наши земли часто расположены рядом, поэтому мы должны уважать друг друга. Это – важный момент в нашем бизнесе.
Конечно, без негатива не обходится: параллельно в стране развивается и нечестная конкуренция, которая имеет целью отобрать чей-то бизнес, перепродать и заработать еще на этом. Такие конкуренты негативно влияют на репутацию страны в целом — мы боремся с такими. Мы доносим до украинцев, что сотрудничая с ними, они рискуют ничего не получить. Хотя, такие деловые отношения всегда непредсказуемы.
LDaily: Можете ли вы заверить, что в стране уже наблюдаются проявления культуры бизнеса?
Д. Шморгун: Абсолютно. Бизнес на государство не ждет. Честные компании занимаются своим бизнесом и поддерживают свою репутацию. Потому что это – самое главное для нас. Для того, чтобы инвесторы не боялись вкладывать средства в развитие компании, ее должны уважать на рынке. Поэтому все серьезные агрохолдинги стараются не потерять этот respect. От этого зависит их развитие.
Вообще каждая публичная компания должна соблюдать правила игры относительно правового поля. Если бизнесмен выполняет их, то проблем не возникает, и это положительно влияет на развитие бизнеса. Так живет западный мир. Например, в США все четко знают, что запрещает закон. А в Украине наоборот: все знают только, что разрешено. Такая тенденция особенно заметна в деловых отношениях с украинскими бизнес-партнерами.
LDaily: Ваша компания идет в ногу со временем? Вы внедряете современные и новейшие IТ-технологии, следите за этим?
Д. Шморгун: Сейчас все аграрные компании начинают использовать IT-технологии. AgroGeneration также не отстает. Кроме того, мы их самостоятельно разрабатываем исключительно под наши нужды. Например, геоинформационную систему (ГИС), которой мы пользуемся, мы не покупали, а создали собственную. Она объединяет все наши системы и дает информацию о каждом поле.
Свои IT-услуги нам предлагали даже из США и Европы. Но, к сожалению, их системы не удовлетворяют наши потребности из-за недостаточной технической мощности для нас. Процесс в сельском хозяйстве Украины требует от нас знаний всех деталей о своей земле. Поэтому иностранные технологии не всегда устраивают нас в работе, независимо от того новейшие они или нет.