Вернуться на сайт
chervak

Бизнес-сообщество Украины имеет две фундаментальные проблемы - степень доверия и краткосрочное планирование

Содержание

23.04.2020 (№ LDaily #2)

Бизнес-сообщество Украины имеет две фундаментальные проблемы — степень доверия и краткосрочное планирование

Интервью директора украинского представительства скандинавского пищевого концерна Lantmannen Игоря Червака о проблемах современного украинского бизнеса и надежды на 2017 год.

Спокойный и организованный, хотя требовательный и несколько, возможно, категоричный, однако нацеленный только на развитие, даже когда ошибается. После разговора с таким руководителем не оставляет мысль, что это одна из лучших компаний. Глубокое аналитическое мышление Игоря Червака, генерального директора скандинавского представительства в Украине Lantmannen, умение видеть, оценивать и прогнозировать шире и глубже, чем мы привыкли видеть у многих украинских руководителей. Набор всех этих черт объясняет сплоченность команды Игоря Червака и развитие компании, которое не тормозится ни на минуту.

: Игорь Иванович, вы возглавляете представительство компании Lantmannen в Украине с 2000 года. За эти годы в стране многое изменилось. Охарактеризуйте, пожалуйста, сегодняшний бизнес-потенциал нашего государства?

И. Червак: Прежде всего, потенциал Украины растет. Хочу привести пример на нашей компании: главная компания, расположенная в Швеции, открыла свое представительство в нашей стране еще в 2000-ом году. И тогда они рассматривали Украину как самую важную часть их восточноевропейской стратегии. К сожалению, эта стратегия полностью не была реализована из-за политических и экономических катаклизмов, о которых мы все знаем. Однако компания не ушла с рынка и корпорация продолжает наблюдать за развитием событий в Украине. И хочу вам сказать, что наш head офис надеется на то, что в Украине все же следует развиваться, из-за чего никто не планирует покидать этот рынок.

: С какими показателями компания заканчивает 2016 год? Была достигнута цель, поставленная в начале года?

И. Червак: В целом наши показатели развития в этом году неплохие, хотя это звучит немного странно в украинских реалиях. Мы в значительной мере выполнили свой план по объемам продаж, правда, рентабельность бизнеса в этом году немного меньше, чем в прошлом. На такой результат повлияли и нестабильная стоимость сырья и все время растущие цены на энергоносители, газ и т.д.

: Можно предположить, что из-за этого вы увеличили  объемы экспорта продукции?

И. Червак: Нет, мы не увеличили экспорт продукции. Хотя в 2013 году показатели экспорта и продаж здесь были равны, 50 на 50. Из этих 50% экспорта — 35% поставлялось в Россию, однако из-за известным нам всем политическим  событиям мы сократили экспорт в эту страну. Сейчас 70% продукции мы продаем в Украине и только 30% экспортируем. Конечно, хотелось бы расширять рынки сбыта за рубежом, потому что сегодня потенциал для развития компании в Украине ограничен.

В общих чертах Lantmannen Axa поставляет свою продукцию в — Закавказье, Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Израиль. Что же касается европейских стран, нашими партнерами являются — Латвия, Литва, Эстония, Дания, Румыния.

: Как, вашего личного опыта, трансформировались проблемы бизнеса за 10 лет?

И. Червак: В первую очередь, в Украине изменился массив розничной торговли. В 2000 году основной объем продаж наших продуктов питания происходил на открытых оптовых рынках, которые занимали 80% объемов продаж. Сейчас этот показатель равен нулю. Оптовые рынки вытеснили сетевые супермаркеты, которые стали более удобными для покупателей, хотя, с точки зрения бизнеса, у производителей возникают проблемы в решении вопросов с сетями супермаркетов: они пытаются диктовать свои условия поставщикам, производителям, что негативно влияет на бизнес-отношения в Украине.

: Игорь, как «Лантманнен Акса» защищает собственные активы?

И. Червак: Наша корпорация имеет страховое соглашение со Всемирным банком, то есть мы застрахованы на случай каких-то противоправных действий или политических форс-мажоров. И в случае возникновения такой ситуации Всемирный банк обязан будет выплатить компенсацию нашим владельцам. Кстати, такая форма защиты достаточно популярна среди представительств иностранных компаний в Украине.

: Будучи украинским бизнесменом, скажите пожалуйста, укореняется ли в Украине понятие культура бизнеса?

И. Червак: Прежде, чем ответить на этот вопрос, хочу кое о чем рассказать. В Украине, с моей точки зрения, есть две фундаментальные проблемы. Первая — это очень низкая степень доверия в обществе. У нас считается, что доверие человек должен заслужить. И так люди проверяются не только среди обычных знакомых, но и среди бизнесменов, и скажу вам откровенно, это очень вредит быстрому налаживанию отношений. Между тем в большинстве европейских стран, а также в США, ситуация прямо противоположная — там принято доверять сразу: для того, чтобы потерять доверие, нужно действительно сделать что-то противоправное. Поэтому европейские и американские бизнесмены не боятся заключать устные договоренности. Кстати, в США такое соглашение могут использовать в суде, если между партнерами возникли споры. Главное, чтобы были свидетели этой договоренности. В украинской же бизнес-сфере наблюдается обратное –

без подписанных контрактов, заверенных в нескольких нотариусов, без длительного согласования с тобой никто сотрудничать не будет, а говорить об устной договоренности нет смысла, хотя в Гражданском кодексе Украины такое понятие утверждено

Вторая проблема культуры украинского бизнеса — очень короткий срок планирования. Из своего опыта могу заверить, что большинство наших бизнесменов и даже государственные органы власти согласовывают только краткосрочные планы. Никто обычно не задумывается о том, что будет через пять лет, даже о том, что будет через год. Максимальный горизонт планирования для украинских бизнесменов — в лучшем случае это три месяца, а в худшем — неделя. Поэтому система продаж в Украине чаще всего построена не на честной продаже, а как говорится на «втюхивании». Цель такая — как можно быстрее продать, а позже начать новый бизнес по той же схеме.

: Какая тогда стратегия вашей компании, тоже краткосрочная?

И. Червак: У нас есть несколько уровней планирования. Каждые три года в марте мы согласовываем стратегический план компании на 3 года, корректируя оставшиеся два. После этого мы согласовываем более детализированный план, разрабатываем квартальный на 90 дней, где ставим более конкретные цели. Для его реализации мы согласовываем ежемесячные планы, которые всегда стараемся выполнять.

: Проводите ли вы анализ над ошибками?

И. Червак: Честно признаюсь, что не так часто. Если человек профессионал, как правило, она знает о своих ошибках. И на самом деле для многих опытных предпринимателей худшее наказание — это стыд за допущенные ошибки, поэтому я не считаю нужным их анализировать. Ошибаться — это нормально. Например, в этом году мы ввели 35 артикулов, 5 из которых мы закроем. Да, это ошибка, потраченные деньги, время, но надо понимать, что это нормальный процесс для любой компании, которая работает и развивается.

: Вы, как руководитель, доступны для подчиненных?

И. Червак: Я не считаю это преимуществом и особенностью правильного управления. У нас есть много процедур и внутренних звеньев, спроектированных на решение проблем, прежде чем о них узнаю я. Если какой-то незакрытый вопрос дошел до меня, это означает, что на каком-то участке что-то не сработало и тот, кто должен был эту задачу решить, недостаточно добросовестно ее выполнил. Я всегда придерживался и придерживаюсь мнения, что решение об устранении проблем должно приниматься на низком уровне, теми людьми, на которых это больше всего влияет.

В нашей компании уже два года работает такая инициатива: мы предлагаем нашим сотрудникам ежемесячно подавать свои предложения по улучшению их работы или работы компании в целом. Каждый раз мы получаем около 100 предложений. Изучаем эти обращения, выбираем три лучших, авторы которых награждаются, получают премию, а также звезду на «Аллее славы» на заводе. Хочу сказать, что такая практика помогает не только сделать коллектив дружным, но и позволяет работникам почувствовать себя частью процесса и почувствовать, что его мнение важно для руководства, к нему не просто прислушиваются, но и принимают во внимание.

: Какая отрасль в Украине, по вашему личному мнению, является наиболее перспективной, куда бы вы посоветовали иностранным инвесторам вкладывать средства? В какой стране мира вы лично хотели бы основать собственную компанию?

И. Червак: К сожалению, сейчас Украина не то место, куда нужно инвестировать, несмотря на частые заявления о перспективах агропромышленности или ИТ-бизнеса. Это мое личное убеждение. Причем мы, украинцы, можем просто продавать дешевые ресурсы за границу.

Я бы, например, советовал создавать бизнесы в Украине, где производительность труда очень высокяа, и где можно создать ценность продукта, чего на данный момент никто не делает, а для этого у нас есть и профессиональные кадры, и возможности, но нет стратегии, что крайне негативно влияет на развитие масштабных бизнес-процессов

: Чего вы ожидаете в 2017 году?

И. Червак: Я оптимист и стараюсь им оставаться, хотя всегда готовлюсь к худшему сценарию. Планы на следующий год достаточно просты — удержать уже наработанные позиции. Хотя цели должны быть высокими — вырасти еще больше и двигаться только вперед.

 

Prev Next