Владимир  Осадчук

Разговор с генеральным директором компании СOFCO Agri Ukraine Владимиром Осадчуком о мерах, которые следует принять для улучшения...

Разговор с генеральным директором компании СOFCO Agri Ukraine Владимиром Осадчуком о мерах, которые следует принять для улучшения инвестиционного климата в Украине и не только.

osadchuk

«Украина имеет большой нераскрытый потенциал для инвестирования, но перед вложением средств следует провести тщательную домашнюю работу»

20.03.2020 (№ LDaily #2)

Разговор с генеральным директором компании СOFCO Agri Ukraine Владимиром Осадчуком о мерах, которые следует принять для улучшения инвестиционного климата в Украине и не только.

Руководитель такой мощной компании какCOFCO Agri в Украине должен быть принципиальным и высокомерным. Однако, именно в этом случае сочетается несочетаемое — скромность, трудоголизм, простые, но такие важные жизненные ценности, не может подменить ни одна должность, и самое главное — подлинность в полном смысле.

Интервью с Владимиром было теплым и очень глубоким. И теперь LDaily знает позицию представителя одной из крупнейших компаний украинского агросектора – на счет привлечения инвестиций, оптимизации процесса морской логистики, необходимости совершенствования судебной системы и прорывных бизнес-процессов 2016 года.

LDaily: Владимир, расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии украинского агрорынка. С наступлением очередного экономического кризиса бизнес в Украине замер. Как вы оцениваете ситуацию сейчас?

В. Осадчук: Если рассматривать статистику по экспортно-импортным операциям Украины, то более трети валютной выручки Украины поступает от экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Сельскохозяйственное производство является одной из отраслей, которая в условиях кризиса продолжает поддерживать надлежащий уровень и даже – наращивать производство.

В то же время изменения в налоговом законодательстве и уменьшение финансирования банковской сферой заставляют товаропроизводителей минимизировать расходы, оптимизировать технологические процессы и искать пути реализации своей продукции по наиболее оптимальным схемам, что в итоге приводит к уменьшению доли торговли в гривне и, соответственно, к уменьшению доли торговли с мелким и средним товаропроизводителем.

LDaily: Какие коррективы внес кризис в стране в работу COFCO Agri? Возможно, Вы прибегли к использованию новых методов в управлении? Можно констатировать определенные новые тенденции в работе?

В. Осадчук: Прежде всего, мы постоянно отслеживаем изменения в операционной, торговой и производственной деятельности и приспосабливаемся к потребностям сегодняшнего дня. В торговой деятельности мы больше внимания уделяем контрагентам, которые с нами сотрудничают. Дело в том, что наша деятельность является экспортноориентированной, а это значит, что мы должны уверенно и четко знать у кого мы покупаем продукцию с целью дальнейшего возмещения НДС.

Что касается операционной деятельности, мы связаны с внутренней и морской логистикой. Поэтому постоянный контроль за перевозкой продукции из внутренних элеваторов к портам становится все более актуальным, поскольку проблемы с подвижным составом, отсутствием топлива, кражей продукции на железнодорожном транспорте, а также  — постоянные вопросы отстаивания интересов инвестора перед властями приводят к поиску решений оптимизации затрат и применения альтернативных вариантов, позволяющих конкурировать на рынке с другими.

Относительно производственной деятельности, мы также постоянно анализируем издержки производства и постоянно применяем инновационные механизмы обеспечения предприятия сырьем. Речь идет об оптимизации логистики, контроле качества продукции и тому подобное. Для нас это – наиболее актуальные вопросы, так как завод по переработке масличных культур нашей компании находится в г. Мариуполь, рядом с зоной АТО, и, соответственно, сырьевая зона предприятия значительно сузилась с момента военных действий на Донбассе.

LDaily: Какие шаги, на Ваш взгляд, следует предпринять государству для привлечения инвестиций и улучшения имиджа страны в мире?

В. Осадчук: Хочу отметить, что в первую очередь следует вести себя таким образом, чтобы в исполнительной и законодательной ветвях власти слова не расходились с делами. Если инвестор вложил или планирует вложить средства, и эта инвестиция вместе с ее окупаемостью базируется на текущем законодательстве, то менять правила игры после того, как инвестор закончил проект и уже начал свою деятельность является вопросом не уважения, в первую очередь, к инвестору, а также – создает негативный имидж для дальнейших инвестиций в Украину.

Если чиновники говорят, что Украина должна подняться на 40 пунктов в рейтинге doing business за период 2017 года, то уже сегодня должны быть определены основные направления программы действий по отмене или принятию новых нормативных актов, которые позволят инвестору внести соответствующие коррективы в свою инвестиционную деятельность.

Мы говорим о расширении инвестиций. Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей в ВВП страны и кроме земли требуется ряд средств и предметов для его обеспечения. В соответствии с этим, государство сегодня должно заботиться о создании климата для привлечения инвестиций в смежные отрасли агропромышленного комплекса, а именно – производство машин и тракторов, сельскохозяйственной техники, семенного материала, СЗР (средства защиты растений), логистику, хранение, переработку и тому подобное.

LDaily: Что, на Ваш взгляд, отталкивает инвесторов от нашей страны, и что с этим делать?

В. Осадчук: Таких причин – несколько. Первая и главная на сегодняшний день – это аннексия Крыма и боевые действия на востоке страны. Мы в свое время инвестировали в портовую логистику, когда все эти действия только начинались. Но мы смогли доказать в 2014 году инвестиционному комитету компании, что сейчас время инвестировать в Украину, и дальнейшей эскалации, которая может распространиться на южные регионы, не будет, так как именно в то время были уже запланированы выборы президента Украины и Верховной Рады.

Вторая причина: судебная система всех уровней должна работать прозрачно и открыто, в целях защиты интересов всех участников рынка, чтобы судья был независимым экспертом и принимал решения в соответствии с предоставленной сторонами доказательной базой и информацией.

Также, должна быть четкая позиция правительства касательно планов развития страны и наполнения бюджетов всех уровней. Правительство должно публично отчитываться о проделанной работе и информировать, что из запланированного не было выполнено и почему. Сегодня же каждый самостоятельно решает свои насущные проблемы, а некоторые министерства и ведомства заняли позицию популизма и боятся принимать любые решения.

LDaily: Как украинские аграрные компании конкурируют с зарубежными? Как, по Вашему мнению, такое соперничество влияет на формирование бизнес-климата в стране?

В. Осадчук: И украинские, и зарубежные компании создают ликвидность на рынке. Основное расхождение между украинской и зарубежной компанией – это количество капитала и его стоимость. Однозначно, для иностранного предприятия стоимость капитала является более дешевой и доступ к рынкам сбыта – шире, учитывая присутствие офисов по всему миру.

А вот украинской компании надо прилагать больше усилий, чтобы получить достойную репутацию и доступ к рынкам. С другой стороны, украинские компании больше рискуют, поставляя продукцию в регионы, куда международный трейдер не будет поставлять продукцию через определенные международные ограничения. И этот риск компенсируется высокой маржинальнистю рынка для украинской компании.

LDaily: Сейчас много говорят о том, что 2016 был удачным для развития украинского агросектора. Согласны ли Вы с этим мнением?

В. Осадчук: В некоторых аспектах – согласен. Год был удачный с точки зрения валового производства продукции. Но, когда производится много, то цена не всегда соответствует желаемой, поэтому товаропроизводитель, возможно, недополучил ожидаемой прибыли, но и в минус – не сработал. Скорее всего, больше проблем было с тем, как сохранить и транспортировать выращенную продукцию, поскольку указанные выше проблемы с логистикой добавили много хлопот и убытков для каждого из нас.

LDaily: Что бы Вы посоветовали инвестору, который присматривается к Украине?

В. Осадчук: Я бы однозначно советовал инвестировать в Украину. Здесь еще есть большой нераскрытый потенциал для инвестирования в любую отрасль. Но прежде, чем вложить средства, следует провести соответствующую «домашнюю работу»: юридический, налоговый, земельный, технический анализ проекта и объекта, чтобы в дальнейшем инвестор мог не тратить деньги и время, защищая свои вложенные средства, ведь каждый вложенный цент в экономику государства работает не только на инвестора, но и на общество и украинскую экономику.

LDail: А как насчет ближайших планов развития COFCO Agri?

В. Осадчук: Первое, что мы хотим, это – показать акционерам, что вложенные инвестиции работают на полную мощность, а параллельно планируем изучать возможность дальнейших инвестиций в Украину. В частности, сегодня насущной является проблема логистики. Я объясню, в чем дело на примере цепочки — товаропроизводитель, экспортер и конечный покупатель. Трейдер-экспортер должен правильно определить потребности товаропроизводителей и продать товар конечному потребителю, когда тот проводит тендеры. В большинстве случаев время продажи продукции товаропроизводителями и время ее приобретения конечными потребителями не совпадает, поэтому трейдеру-экспортеру необходимо просчитать всю логистику заранее: от товаропроизводителя к конечному потребителю. И, когда начинаются хотя бы незначительные проблемы в логистике, вся схема разрушается, и компания-экспортер несет значительные убытки.

Сейчас мы активно работаем над логистическими процессами. Итак, если отвечать на ваш вопрос относительно планов, то первоочередной задачей для нас является оптимизация логистики железнодорожного и речного транспорта. Для нашей компании это – дополнительные преимущества для более эффективного использования собственных мощностей и удовлетворения потребностей компании. Дело в том, что Николаевский морской порт имеет осадку меньше, чем возможность загружать корабли типа «панамакс», и выше до полной вместимости у причала, поэтому такие суда должны дозагружаться на рейде. А это – еще дополнительные расходы, которые может компенсировать развитие речной логистики.