Вернуться на сайт
rushchyk

О проблемах молочной отрасли и не только...

Содержание

08.04.2020 (№ LDaily #7)

О проблемах молочной отрасли и не только…

Генеральный директор «Лакталис» в Украине Ренато Рушчик пообщался с о главных проблемах отечественной молочной отрасли, инвестирование в страну и роль Европейской бизнес ассоциации в бизнесе его компании, а также компаний партнеров.

: Расскажите, пожалуйста, о «Лакталис»?

Р.Рушчик: Группа Lactalis — французская семейная компания с 85-летней историей производства молочной продукции. Сегодня Lactalis — лидер среди производителей молочных продуктов в мире, владеет 240 заводами в 47 странах мира, ежегодно перерабатывают 19 миллиардов литров молока. Среди наших брендов — всемирно известные Президент (Président), Ґальбани (Galbani) и Пармалат (Parmalat). В группе работает более 80 000 человек.

: Сколько лет работает Lactalis на украинском рынке? Как изменилась компания с момента основания?

Р.Рушчик: С приходом в Украину в 1996 году Lactalis (до 2000 года — Besnier) стал первым иностранным инвестором в молочную отрасль страны. Французско-украинское совместное предприятие было создано на базе Николаевского городского молочного комбината по производству масла и казеина, а через два года он производил целый ряд традиционных молочных продуктов. Следующим шагом в развитии Группы Lactalis в Украине был 2007 год, когда был приобретен завод в городе Павлоград — ООО «Молочный Дом».

Компания «Лакталис» инвестировала средства в полное техническое и технологическое переоснащение Николаевского и Павлоградского предприятий, и сегодня они соответствуют европейским стандартам производства.

Сейчас компания «Лакталис» в Украине производит около 250 различных продуктов под известными марками: Президент (Président), Дольче (Dolce), Лактония, Лактель, Фанни и Локо-Моко. В компании непосредственно работает более 750 человек и свыше 3000 работников на аутсорсинге.

: Как долго Вы являетесь генеральным директором компании «Лакталис» в Украине?

Р.Рушчик: 11 лет. Я очень рад, что за это время мы способствовали росту многих людей и развили много брендов. Более того, некоторые из наших подчиненных сейчас являются директорами и генеральными менеджерами. Что действительно вдохновляет — это убеждение, что у людей есть возможность развиваться.

: Какие были цели компании, когда она вышла на украинский рынок?

Р.Рушчик: В 1996 году я еще не работал здесь. Однако Группа Lactalis работала над географической экспансией. Украина была одним из крупнейших производителей молока в Центральной Европе того времени. в 1996 году, после распада Советского Союза (1991), никто не знал, как ситуация будет развиваться. Таким образом, по тем временам это было достаточно смелое решение вкладывать деньги в эту страну. Больше компанию привлекало количество молока в Украине и молочный завод, который был довольно удачно построен, но требовал инвестиций в оборудование, технологии и людей.

: Каковы были проблемы компании во время работы здесь?

Р.Рушчик: Работать в Украине — это как танцевать танго: нужно сделать два шага вправо, один — влево. В течение последних 11 лет в Украине многое изменилось. Если вы спрашиваете меня о проблемах, с которыми мы сталкиваемся сегодня… Прежде всего мы столкнулись с проблемой миграции, которая означает дефицит людей для работы на наших заводах и в главном офисе. Четыре миллиона украинев постоянно проживают за пределами Украины. Из-за этого возникает проблема с точки зрения трудовых ресурсов: их качества и количества.

Вторая проблема — фальсификация молочных продуктов и недобросовестная конкуренция, то есть использование пальмового масла — растительных жиров. Украина обладает законодательством, которое запрещает это, но, к сожалению, оно не всегда выполняется. Например, люди покупают сметану 25% жирности по очень низкой цене, но на ее этикетке нет информации о том, происходит ли этот жир из натурального молока, или из пальмового масла. На упаковке это не указано, но цена продукта вдвое дешевле, чем у натуральной сметаны, потому что растительный жир в пять раз дешевле, чем молочный. Итак, я мог бы изготовить тот же продукт в пять раз дешевле. Вот почему проблема фальсификации вводит в заблуждение потребителя и усложняет производство молочных продуктов в стране. Третья проблема в том, что в течение последних нескольких лет и до сих пор в Украине ежегодно забивают тысячи молочных коров для производства мяса и колбас, поскольку пожилые крестьяне, владеющие около 70% молочных коров, больше не могут ухаживать за этими животными, а молодежь не заинтересована в разведении скота. Итак, ежегодно количество дойных коров сокращается. Когда я приехал сюда 2008 года, в стране было около трех миллионов дойных коров. Сегодня у нас всего два миллиона. Скорость сокращения поголовья животных сейчас даже набирает обороты. Около 5% дойных коров будет забито в этом году. Именно поэтому нашему предприятию так тяжело работать, особенно на одном из наших заводов в Николаеве, где еще более ощущается нехватка молока. В Западной Украине относительно больше молока, много его и в восточной части страны. Но на юге, в том числе в Николаеве, очень сухой климат, поэтому в этом регионе не хватает молока.

В конце концов, нашего бизнеса касается нелегальный (черный) импорт, то есть контрабанда. У нас есть соответствующее законодательство и таможенный контроль, но некоторые лица пересекают границу легче, чем другие. Вы можете найти на рынке много продуктов, которые стоят очень дешево, ибо ввезены незаконно, и это затрудняет конкуренцию местной продукции.

В то же время эти негативные тенденции (миграция мозгов, растительные жиры, сокращение поголовья крупного рогатого скота, нелегальный импорт) могут привести к тому, что через каких-то пять лет Украина будет импортировать сырое молоко, если не будет изменений в соответствующих нормативно-правовых актах. Украина когда-то была экспортером молока, однако она может стать импортером. И это будет катастрофой.

: Насколько прибыльна «Лакталис» в Украине среди компаний Группы Lactalis?

Р.Рушчик: «Лакталис» инвестирует миллионы евро в техническое и технологическое переоснащение обоих предприятий — в Николаеве и Павлограде. Несмотря на девальвацию, которая не зависит от нас, мы должны платить кредиты и займы. Например, когда я прибыл в конце 2007 года, обменный курс составлял около восьми гривен за один евро, а сегодня — более 30 за евро. Наблюдаем примерно пятикратную девальвацию. Однако за последние 11 лет наши украинские дочерние компании демонстрируют положительные результаты по согласованию и в соответствии с ожиданиями головного офиса.

: Что Вы думаете об инвестиционном климате в Украине?

Р.Рушчик: Это очень хороший вопрос. «Лакталис» в Украине пыталась привлечь много инвесторов, а именно производителей молока и фермеров из Австралии, Новой Зеландии, Бельгии, Германии и Нидерландов. Некоторые представители уже посетили страну. Но что дальше? Во-первых, они видят страну, образованных людей, прекрасные поля и говорят: «Ладно, где я могу купить землю?» Но законодательство запрещает им приобретать землю, и поэтому они уходят, потому что не хотят вкладывать деньги в страну, в которой не владеют землей.

Во-вторых, отсутствует верховенство права (случаи рейдерства). Когда разные инвесторы посещают Европейскую бизнес ассоциацию, Американскую торговую палату и различные посольства и читают доступные отчеты об инвестиционном климате в Украине из различных публикаций, все жалуются на две основные вещи — коррупцию и отсутствие верховенства права. Эти вещи вместе с невозможностью приобрести землю сдерживают многих инвесторов из аграрного сектора. Чтобы удвоить рост ВВП, как отмечает наш премьер-министр, и достичь 6-7% и даже 8% роста, правительство должно решить вопросы, о которых идет речь. Это позволит увеличить инвестиции в аграрный сектор.

: Когда делать бизнес было проще — сейчас или раньше, скажем, 10 лет назад?

Р.Рушчик: Думаю, 10 лет назад это было проще. Климат и образ мышления людей были положительными. Несмотря на то, что сегодня у нас есть больше необходимых правил и положений, раньше было легче убедить инвестора прийти, потому что страна быстро росла. Если мы говорим о правовых аспектах, наверное, с этим дела лучше сегодня. Однако бизнес-среда не очень благоприятна, так проблемы верховенства права и коррупции все еще нерешены, а кроме того идет война на Востоке.

: Какой была ваша цель, когда вы стали членом Европейской бизнес ассоциации?

Р.Рушчик: Европейская бизнес ассоциация является хорошим «зонтиком» для взаимодействия с регуляторными органами. Мы создали комитет производителей молочной продукции семь лет назад. Мы обсуждаем много вопросов, которые влияют на наш бизнес, способы улучшения ситуации, и используем Ассоциацию, чтобы донести эту информацию правительству и различным органам власти.

В 2013 году комитет производителей молочной продукции Ассоциации начал социально-образовательный проект «Три молочные продукты в день», в котором компания «Лакталис» была одним из инициаторов. «Три молочные продукты в день» — это платформа, которая стимулирует увеличение потребления молока. Это первый пример партнерства такого масштаба между государством и бизнесом в Украине. К участию были привлечены пять отечественных молочных компаний, а также Европейская бизнес ассоциация, Ассоциация диетологов Украины, Украинский клуб агробизнеса, Национальная ассоциация молочных производителей Украины, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, Министерство здравоохранения Украины, Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады и Министерство образования и науки Украины.

Ассоциация связывает бизнес с правительством и обеспечивает законодательные инициативы и поддержку в Европе. Есть также Американская торговая палата, Французско-украинская торгово-промышленная палата, Посольство Франции. Мы стараемся использовать все инструменты, чтобы донести наши идеи правительству и улучшить общую ситуацию.

: Какие Ваши цели в качестве члена Европейской бизнес ассоциации? Как это членство помогает Вам? Как Вы оцениваете свою работу в Ассоциации?

Р.Рушчик: Мы очень хорошо сотрудничаем с Европейской бизнес ассоциацией под руководством Анны Деревянко и ее команды. Ассоциация помогает многим бизнес-сообществам, информируя правительство и другие органы власти о необходимости решения определенных проблем. Это очень хорошая платформа не только для преодоления трудностей, но и для того, чтобы предложить альтернативы. Соглашение о свободной торговле между ЕС и Украиной играет ключевую роль в этих дискуссиях между местными производителями, правительством и европейцами. Команда Ассоциации осуществляет фантастическую работу в этой сфере, что способствовало позитивным сдвигам для около 1000 компаний-членов Ассоциации. Это хорошо, когда у правительства есть интегрированная платформа для общения. Анна Деревянко с командой создают много возможностей в Ассоциации, призывая министров обсуждать программы, создавать группы действий в различных комитетах для помощи правительству. Это ситуация, когда выигрывают все: и производители, и Ассоциация, и правительство.

Как я уже говорил, у нас есть четыре основные проблемы молочной отрасли: дефицит квалифицированных работников, связанный с миграцией; черный импорт; растительные жиры; сокращение поголовья крупного рогатого скота. Кроме этого в стране еще не до конца решены проблемы с коррупцией и верховенством права. Некоторые из этих вопросов связаны не только с молочной промышленностью, но и другими отраслями.

Хорошо, что Ассоциация работает над решением этих проблем, однако есть проблема, которой она не может помочь, это так называемый отток мозгов из страны. Итак, правительство должно сделать что-то, чтобы убедить молодежь вернуться в Украину. Это нужно сделать быстро. Иначе мы рискуем потерять интеллектуальные силы страны, и нам придется постоянно обучать своих работников, чтобы кто-то в других странах получал от этого выгоду. В итоге я хотел бы поблагодарить вас за возможность поделиться этой информацией и подчеркнуть вклад Ассоциации.

: Вы когда-нибудь пытались лоббировать законы, которые способствовали бы развитию молочной отрасли?

Р.Рушчик: Мы регулярно делаем это через профессиональные ассоциации, такие как Европейская бизнес ассоциация, Американская торговая палата и Французско-украинская торгово-промышленная палата. Иногда Европейская бизнес ассоциация просит производителей поддержать какие подкомитеты. Однако мы всегда работаем под «зонтиком» Ассоциации. Многие законы были созданы в результате сотрудничества между производителями, Ассоциацией и правительством. Мы не можем достичь результатов, идя разными путями. Именно поэтому используем платформу Европейской бизнес ассоциации для инициирования этих обсуждений. Иногда нам не хватает ресурсов. Много новых проблем возникает, поэтому нужно решать, как их преодолевать.

Prev Next