Дмитрий  Шоломко

Директор «Google Украина» Дмитрий Шоломко в интервью LDaily поделился тонкостями ведения информационного бизнеса, рассказал...

Директор «Google Украина» Дмитрий Шоломко в интервью LDaily поделился тонкостями ведения информационного бизнеса, рассказал об особенностях украинского цифрового рынка, а также о том, когда наша страна откроет для себя продукты Google, доступные в ведущих экономиках мира.

sholomko

Стратегическая цель «Google Украина» – чтобы страна получила все продукты Google, существующие в мире

26.11.2018 (№ LDaily #7)

Директор «Google Украина» Дмитрий Шоломко в интервью поделился тонкостями ведения информационного бизнеса, рассказал об особенностях украинского цифрового рынка, а также о том, когда наша страна откроет для себя продукты Google, доступные в ведущих экономиках мира.

: Что собой представляет «Google Украина»? Сколько лет компания существует в Украине?

Д. Шоломко: На самом деле мы имели несколько этапов развития. Если считать с момента запуска веб-страницы 2005 года, что уже означает присутствие в стране, то фактически 14 лет. Я стал консультантом Google в конце 2006-го, но не был частью компании, а только выполнял работу на заказ. Это был временный проект, буквально на несколько месяцев. И Google понравилось то, что для них сделали, поэтому они решили здесь полноценно работать. 2007 года открыли официальный офис, юрлицо, а первый работник после меня появился в 2009 году.

: Сколько времени вы возглавляете компанию?

Д. Шоломко: С 2007 года, а юридически компанию возглавляю где-то с 2011-го.

: Как менялась компания?

Д. Шоломко: Начинали мы с того, что работали с несколькими нашими ключевыми партнерами и клиентами. Впоследствии у нас стали появляться новые направления, сформировалась команда PR, Policy, маркетинг, а с этого года и Cloud.

: Что входит в обязанности подразделения «Google Украина»?

Д. Шоломко: Если говорить в общем, то наша функция – представлять в стране интересы Google. Мы не занимаемся управлением продуктами в Украине. Google делегировал нам часть полномочий, поэтому от имени компании мы можем говорить, а также помогать рынку. Много работы ведется из других офисов и поручено внешним компаниям.

: Как быстро Google реагирует на динамику украинских реалий? Например, на изменение законодательства, введение санкций?

Д. Шоломко: На любом рынке наша компания безусловно выполняет все требования локального законодательства. Это важное правило полностью «белого» предприятия.

: Вы не ощущаете изменений?

Д. Шоломко: Мы адаптируем свое поведение, наши сервисы к тому, что требуется по закону, что нужно с позиций определенного общественного запроса. Это зависит и от типа продукта. Некоторые изменения идут быстрее, некоторые – медленнее.

В Украине происходят финансовые изменения, идет очень масштабная реформа, нововведения в бухгалтерии – просто огромны. От подобных явлений и мероприятий зависит вообще возможность нашей работы, поэтому реагируем быстро.

Если говорить на темы, связанные с лицензированием, с таможенным регулированием, – вы знаете, что официально Google здесь не продает свои телефоны, гаджеты типа Google Home только потому, что правила настолько сложны, что нам просто на данном этапе это неинтересно делать. Если же условия изменятся или в украинском законодательстве состоится синхронизация с Европейским Союзом или с США, станет значительно легче и тогда мы это сможем делать быстрее.

: Для Google интересен наш рынок для продажи телефонов, но компания не может на него зайти?

Д. Шоломко: Нельзя сказать, что Google что-то интересно или неинтересно. У Google свое видение, куда двигаться, как развиваться в глобальном мире, что начинать, какие вещи поважнее. Сейчас наше главное направление движения – искусственный интеллект.

Google фактически планирует работу, исходя из приоритета, который выдается главным именно глобально. Если какой-то рынок не соответствует запросам компании, что-то в нем не синхронизируется или методы работы на этом рынке не совсем удобны, компания просто на нем не будет. Поэтому говорить о том, что Украина интересна или не интересна … конечно, она интересна. Здесь живет более 40миллионов человек и рынок быстро растет.

А в последнее время компания сделала очень много для Украины. Тот же Google Pay запустили быстрее, чем кто-либо ожидал. Это связано прежде всего с тем, что Украина – большой, видимый рынок, который интересен таким компаниям, как Google. Другое дело, что некоторые явления с позиции законов и правил являются достаточно сложными.

: Как вы ощутили на себе запрет российских ресурсов?

Д. Шоломко: На нас упала большая ответственность. Прибыли – не увеличились. Если люди считают, что Google несказанно радовался и распивал шампанское в офисе – нет, конечно. Без конкуренции работать сложно, прямо скажу. Кроме того, ответственности стало значительно больше.

: Какие есть сейчас проекты на стадии разработок? Или которые пока в планах и хотите разрабатывать в будущем?

Д. Шоломко: На самом деле, мы никогда не разглашаем своих планов по старту новых проектов, чтобы не создавать лишних ожиданий и ажиотажа. У меня есть такой план, стратегическое намерение, которое существует уже лет десять. Как только я понял, как работать с Google, и получил определенные полномочия, у меня появилась очень важная

стратегическая цель – сделать так, чтобы Украина получила все продукты Google, которые существуют в США, Великобритании, Европейском Союзе, в мире в целом.

У Google на самом деле для Украины уже запущено очень много решений. Лучший пример, наверное, – это Google Pay, платежная система, которая позволяет производить оплату через мобильный телефон. Украина стала пятнадцатой страной в мире, где работает это решение. Сейчас есть каждый год по несколько очень интересных стартов. Также важным для рынка стал старт Google Shopping, который представили этим летом.

: С какими проблемами сталкивалась компания за время деятельности в Украине?

Д. Шоломко: Внимание государства к цифровым технологиям появилась только в последние годы. Ранее большинство интернет-компаний работали, как хотели. Сейчас важность технологий значительно возросла, и в определенных организаций возникла необходимость достаточно близко работать с технологическими компаниями, что, конечно же, добавляет немало дискомфорта в жизнь многочисленных интернет-компаний.

: Как вы оцениваете инвестиционный климат в Украине?

Д. Шоломко: С позиции инвестиций, рынок высоких технологий работает немного не так, как этого ожидает общество. Многие жалуются, что инвестиции не идут в страну, не растут. Думаю, это связано с мнением людей, которые считают, что инвестиции – это когда кто-то приехал с миллионом долларов и завод построил.

На самом деле в Украине есть достаточно большая прослойка компаний, которые здесь что-то производят, продают за рубежом или привлекают сервисный интерес иностранных компаний. И они довольно сильно влияют на рост экономики, инвестиций. С точки зрения работы с технологическим бизнесом здесь все хорошо, инвестиционный климат благоприятный.

С точки зрения, например, восприятия технологий обществом – тоже все замечательно. Развитие социума, развитие бизнеса происходит как? Сначала заходят технологии или активизируются энтузиасты, то есть сообщество, которому нравится пользоваться технологиями. Вскоре появляется большая группа пользователей, которые начинают активно работать. Потом все технологическое постепенно проникает в бизнес.

Сейчас украинский рынок проходит стадию активной адаптации технологий к бизнесу. И чем больше компаний их применяет, тем лучше их бизнесу. Мы проводили соответствующие исследования несколько лет назад (надеюсь, сможем провести их еще в ближайшее время) о влиянии технологий на развитие экономики, развитие бизнеса, вообще на бизнес-сообщество. Так вот, мы обнаружили, что

использование интернета с бизнес-целью положительно влияет на рост ВВП.

Собственно, я вижу, что использование технологий растет, причем все больше и больше. И думаю, это будет продолжаться еще несколько лет. Поэтому сказать, что есть какие-то факторы, негативно влияющие на рынок, наверное, не могу.

: С какой целью Вы стали членом правления Европейской бизнес ассоциации?

Д. Шоломко: Эта Ассоциация – одна из самых влиятельных, если не самая влиятельная, среди бизнес-сообществ в Украине, играющая по четким правилам и имеющая серьезных участников высокого предпринимательского уровня. Если вы проанализируете состав правления, то в нем я – единственный представитель IT-бизнеса. А в основном – это достаточно традиционный бизнес: банки, консультанты, металлурги и т.д.

Вижу, что мое участие в совете директоров помогает Ассоциации идти в ногу со временем, понимать современные технологии, осознавать их влияние на экономику. Это самая главная причина того, что я нахожусь в руководсте организации, хотя на самом деле очень много времени занимает основная работа. Это важно, это довольно эффективный способ правильно и позитивно влиять на бизнес-сообщество.

: Как давно Вы являетесь членом правления?

Д. Шоломко: Уже много лет – явно не первый срок. Кажется, четыре года. Считайте, старожил: среди руководства только три человека работают дольше, чем я.

: Вернемся к Вашей компании. Расскажите, что за последнее время уже реализовано в Украине?

Д. Шоломко: Из крупных стартов прошлого года, как уже упоминалось, мы имели Google Pay, в этом – Shopping. Это решение, которое позволяет местным онлайн-продавцам эффективнее получать заказы непосредственно через поиск Google. Как это работает? К примеру, вы хотите приобрести наушники. Поэтому обычно вводите ключевую фразу – «купить наушники». Предоставляются адреса магазинов, вы заходите на сайт одного из них, ищете наушники, которые вас интересуют, выбираете из ассортимента, затем делаете покупку. Если вам не понравилось то, что увидели в первом магазине, идете назад, переходите в другой магазин и повторяете описан процесс.

Однако Shopping позволяет в поисковике Google, прямо в результатах поиска, увидеть в одном формате весь ряд наушников, которые вас интересуют, и непосредственно там сделать заказ. Это полезная штука и для пользователей, и для владельцев магазинов. Мы считаем, что она привносит очень существенное улучшение в сервис для электронной коммерции.

Кроме стартов продуктов мы осуществляем несколько образовательных инициатив. Наша маркетинговая команда проводит немало разнообразных курсов – как для бизнесменов, потенциальных пользователей наших сервисов, так и для агентств, работающих с нашими сервисами и продуктами. Причем мы не просто учим правильно использовать Google, а учим их правильно вести бизнес. То есть тренируем их.

Среди наших инициатив и мероприятий, которые внедряются на рынке, мой любимый проект, называется «Цифровое преобразование регионов Украины». Мы выбираем какой-то регион и активно работаем над цифровизацией, создавая соответствующий набор продуктов и сервисов и одновременно демонстрируя важность технологий для работы. Чаще всего это, конечно, туристический потенциал – привлекаем туристические потоки в области. Но это также связано и с инвестиционной привлекательностью, с экологической безопасностью, с инклюзивностью. Таких инициатив достаточно много.

Мы освоили 14 областей за 4 года. Последней была Харьковская, предпоследней – Сумская. Выполнено немало. Я увидел, насколько положительно влияют такие вещи на регион. Мы находим активных людей, энтузиастов или специалистов определенного дела, хороших фотографов, волонтеров, представителей общественных организаций, которые интересуются темой, и помогаем им технологиями реализовать определенные проекты. Это ощутимо и очень быстро приносит практическую пользу обществу в конкретном регионе, а также довольно хорошо воспринимается местными жителями. Я был приятно удивлен, насколько разносторонне эффективна такая деятельность. Вот простой пример. Мы провели экспедицию картографов Google в Херсонскую область и сняли фильм о местной красотt, включая остров Джарылгач. Где-то через год получили благодарственное сообщение от департамента туризма Херсонской обладминистрации, в котором говорилось о том, что у них в разы увеличились туристические потоки.

: А относительно образовательных проектов среди детей?

Д. Шоломко: Если говорить о детях, то есть очень важная тема, которой мы сейчас активно занимаемся, – безопасность в интернете. Потому что это не только удовольствие, счастье и какие-то красивые штучки. В сети могут случаться и мошенники, и преступники. Интернет таит в себе опасности, которые наше общество из-за довольно низкой технологической грамотности даже не чувствует. А в нынешнее время – это еще и детская безопасность в интернете. Мы постоянно ведем проекты по этой проблематике и тренируем учителей.

Что касается IT-образования, то мы не учим детей и педагогов IT-кодингу, языкам программирования. Желающие сами ими овладеют. Мы скорее пытаемся показать, как лучше, как эффективнее эти знания подавать и использовать. Причем это касается не только кодинга или программированиея, а в принципе, в общем интернета как механизма, который может дать что-то полезное, а также уберечь, в первую очередь, детей от того, что в нем может быть бесполезного или опасного. То есть применяем несколько другой подход. Больше выступаем в роли учителей начальных классов.

Проводим также все онлайн-курсы и конкурсы, они даже локализованы под Украину, поэтому желающие могут участвовать. Есть рекордное количество заявок из Украины на Code Week, всегда есть украинцы-победители. Мы очень хорошо встроены в международную палитру.

Сейчас продолжаем большую кампанию против Кибербуллинга, во время которой наши топ-ютуберы выступили и сняли тематические ролики. Проект называется YouTube Voice for Good – «Голос за добро». Ведь очень много молодежи страдает от того, что интернет захватывает эпидемия ненависти. Хотя, по моему мнению, в Украине проблема подросткового Кибербуллинга не такая большая, как, например, в Великобритании или США. Но с этим надо бороться, это надо пресекать. И таким образом влиять на общество. То есть мы делаем все, чтобы нести позитив.

Читайте также: Чтобы быть успешным в Украине, нужно забыть все, что ты знал до вхождения на ее рынок

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».