Вернуться на сайт
tymofeev

В Украине мы стараемся не отставать, поэтому практически все появляющиеся продукты сразу выводим на рынок

Содержание

07.04.2020 (№ LDaily #8)

В Украине мы стараемся не отставать, поэтому практически все появляющиеся продукты сразу выводим на рынок

Александр Тимофеев, генеральный директор компании «АВТ Бавария Украина», официального импортера автомобилей BMW в Украине, рассказал о месте отечественного авторынка в глобальной системе BMW, перспективах инвестиций в местное производство, об экологической составляющей бизнеса и социальных проектах компании.

: Расскажите, пожалуйста, о «BMW Украина».

А. Тимофеев: «BMW Украина» работает с 1997 года, а я в этой компании – с 2000-го. Начинал работу на предприятии коммерческим директором, сейчас – генеральный директор.

Сегодня «BMW Украина» – это уже группа компаний, которые занимаются отдельно ритейлом и отдельно – холл-сейлом. Мы начинали с 45 машин, а в 2017-м дошли до почти трех тысяч продаваемых автомобилей. В общем, реализовали довольно много проектов: компания инвестировала в Украину немалые средства, в частности, в новый комплекс, в котором мы сейчас размещаемся (комплекс на Бориспольском шоссе), а также в наши дилерские пункты. Сейчас наша задача – довести их до европейского уровня, чтобы они имели современный вид и во всём соответствовали стандартам корпорации, концерна.

: Какую часть «BMW Украина» занимает среди всех Ваших отделений в мире?

А. Тимофеев: Капля в море. Конечно, совсем маленькую часть, ведь BMW выпускает в год 1 млн 300 автомобилей, а три тысячи – это капля.

: Какая вообще мировая структура BMW?

А. Тимофеев: Заводы BMW расположены преимущественно в Европе – в Германии, Великобритании, Австрии. Работает завод в Южной Африке, есть в США, а также в Китае и еще в нескольких странах. Я перечислил только те страны, в которых действительно крупные производства.

Сам завод – это довольно большая структура, с бюджетом, сопоставимым с бюджетами некоторых стран. Предприятие только на новые разработки тратит миллиарды – более 15-16 млрд евро. Наш концерн владеет несколькими брендами – BMW, MINI, Rolls-Royce, BMW Motorrad.

Кроме того, еще есть электрические автомобили – это довольно крупное подразделение, совершенно новое для BMW. Но мы продаем в Украине уже и эти машины. То есть здесь мы стараемся не отставать ни от кого, поэтому практически все продукты, которые появляются, сразу выводим на местный рынок.

: Сколько всего производителей электромобилей представлено в Украине?

А. Тимофеев: Официально сейчас представлены мы, Renault, Hyundai и, думаю, в ближайшее время появится Jaguar. К сожалению, пока что других нет.

: BMW поставляет в Украину только один электромобиль?

А. Тимофеев: У нас вообще один электромобиль, называется BMW i3 Electro. И мы уже торгуем этими машинами в стране – в этом году планируем продать сотни три.

: С какими трудностями столкнулись, когда выводили электромобили на рынок Украины?

А. Тимофеев: Труднее всего было убедить людей, что это хорошо. Мы провели много пиар-кампаний и тест-драйвов – невероятное количество в разных городах. Были одними из участников, которые просили парламент пролоббировать закон об отмене акциза и НДС на эти автомобили, и нам удалось это сделать на нынешний год. На самом деле это нам очень серьезно помогло и благодаря такому решению мы довольно активно торгуем электромобилями.

: К чему стоит готовиться человеку, который захотел купить электромобиль? У нас не так много заправок, есть другие проблемы…

А. Тимофеев: Заправки, по большому счету, не нужны.

: То есть водители могут заправляться дома?

А. Тимофеев: Да. Дело в том, что 80 % европейцев в день проезжают не более 180 километров, тогда как любой электрический BMW едет намного дальше и дольше. Поэтому его можно просто заряжать от розетки дома. Вот такой гаджет: приехали, включили – это городской автомобиль. Безусловно, это позволяет удобно пользоваться им, чтобы не заряжать в течение дня: можно решить все дела, а вечером вернуться домой и поставить на зарядку.

: Наши автосервисы готовы к электромобилям? Они умеют их ремонтировать?

А. Тимофеев: Во-первых, мы обучили весь персонал, поэтому на всех станциях техобслуживания имеем специалистов по электромобилям. Во-вторых, эти машины не настолько часто требуют автосервиса. Они не содержат масла, а значит, не нужна его замена. Кроме того, электромобиль имеет режим так называемой рекуперации.

Благодаря перечисленным вещам мы практически не видим электромобиль на сервисе. Мы их видим, только если с машиной произошла авария, – тогда они к нам приезжают. А так, мы не знаем, что такое электромобиль в ремонте.

: А аккумуляторы? У нас трудно их заменить, с документами проблемы возникают, сложно правильный подобрать.

А. Тимофеев: У нас такого не возникает, особенно с документами. К нам завозят автомобили, которые завозили с американского рынка. Они были неисправны, очень многие после дорожно-транспортных происшествий. И если в какой-либо из машин был неисправен аккумулятор, мы его ремонтировали. То есть в BMW, в отличие от других автомобилей, аккумулятор секционный. Его можно снять, разобрать, отремонтировать нужную часть и вернуть хозяину машину в исправном состоянии.

: Какое отличие украинского автомобильного рынка от подобных рынков других стран? Есть ли особенности законодательства?

А. Тимофеев: У нас существует достаточно серьезный «серый» рынок автомобилей. Кроме того, «черный» рынок – это так называемые евробляхи. А еще безудержная контрабанда. Однако такого нет во многих странах. По правде говоря, у нас официальным импортерам и дилерам достаточно трудно удержаться на этом рынке, поскольку конкуренция – именно со стороны граждан, которые не платят налоги.

Мы платим все налоги, поскольку автомобиль имеет номер кузова. И здесь никто из дилеров не может ничего сделать. Мы растаможиваем наши автомобили, иначе не завезешь, да и вообще дорожим репутацией. Поэтому здесь мы находимся в неравных условиях с остальной частью рынка. И к сожалению, в последнее время эта «другая часть» достаточно серьезно возрастает.

: Популярные «евробляхи» – Mercedes и BMW. Как они влияют на продажи? Насколько они давят на вас?

А. Тимофеев: Они на нас не так сильно давят. На нас давит другое. На нас давит то, что ввозят битые машины из США, возят всякий хлам, невероятное количество мусора.

Опять же, если вы спрашиваете, чем отличается авторынок, то на Западе существует вид спорта – уехать на новой машине и не заплатить ни цента. То есть там есть такие кредитные продукты, кредитные программы, позволяющие это сделать, а мы их просто не имеем. Есть немного другое предложение для покупателей, но от завода, вместе с нами и банком. Речь идет о кредитовании покупки обычных, гибридных и электромобилей BMW на условиях аванса от 30 % стоимости, процентной ставки от 0,01 % годовых на срок до 7 лет.

Однако, по правде, случается это очень редко, и сегодня финансирование автомобилей практически отсутствует. А покупать под 25 % годовых – это просто безумие, абсолютно нерентабельно для собственного кармана.

: Чем украинский спрос отличается от мирового? У нас вроде любят объемные двигатели, а в мире уже отходят 6-7-литровые машины.

А. Тимофеев: Это так кажется – у нас тоже не покупают 6-литровые, 7-литровые машины, их мало. Сейчас просто на большие машины ставят маленькие двигатели. И это факт, потому что действительно, покупают большие машины, и это понятно; покупают LCV (Light Commercial Vehicle – легкий коммерческий автомобиль. – Ред.) – это тоже понятно, потому что качество наших дорог оставляет желать лучшего. Кроме того, народ у нас достаточно прагматичный. LCV удобный с точки зрения того, что в него можно много чего положить.

У нас еще люди знают, что мало кто соблюдает правила дорожного движения, поэтому те, кто покупает автомобиль, обычно понимает, что выжить гораздо проще в автомобиле с длинным капотом.

: Как Вы оцениваете инвестиционный климат в Украине?

А. Тимофеев: Не очень хорошо.

: С чем это связано?

А. Тимофеев: Он никогда не был хорошим. Понимаете, ко мне в любое время неожиданно, без предупреждения может прийти какая-нибудь проверка. Хотя существует мораторий на них, они всё равно придумывают, как прийти, проверить и тому подобное. Поверьте, эти визиты нередко просто комичны.

: Нам об этом часто говорят. Особенно белый бизнес жалуется на то, что даже если и ведешь деятельность полностью прозрачно, всё равно ты не защищен от внезапных проверок.

А. Тимофеев: Да, абсолютно правильно. Одно успокаивает, что ты ведешь бизнес по-белому, поэтому можешь совершенно спокойно спать. Хотя это тоже не факт. Несмотря на это, желание ущипнуть, «заработать» у них есть постоянно. Тем более, что у нас большой и красивый комплекс стоит. Пока не будет нормальной судебной защиты, инвестиционный климат не может быть здесь нормальным. Любой человек, инвестировав в Украину деньги, должен иметь возможность эти деньги репатриировать, если надо будет. И при этом не должно быть никакой головной боли.

: Планирует ли BMW открывать завод в Украине, еще какие-то дилерские центры?

А. Тимофеев: Завод – не думаю. Дилерские центры, безусловно, мы будем открывать. Мы открываем в следующем году в Ивано-Франковске. И пока мы в этом направлении не сильно будем наращивать количества дилерских пунктов. По одной простой причине: рынок еще не так развит, чтобы открываться в областных городах. Это просто нерентабельно.

: Почему нет заинтересованности развернуть производство? В Украине же якобы дешевле аренда земли под завод, чем в Европе.

А. Тимофеев: Может быть и аренда выгоднее, может быть и рабочая сила дешевле, но, понимаете, существует понятие риска. А как потом вывести всё это в случае чего? При этом не забывайте, что у нас в стране идет война, – это тоже играет большую роль. Те инвестиции, которые вкладываются, идут на заводы, расположенные у нас на западной границе, и в случае чего оттуда их легче выводить. Там нет больших инвестиций в оборудование, если так разобраться, потому что построили заводы там, где требуется большое количество ручного труда. И пока в прошлом году мы имели дешевую рабочую силу, нужно было в среднем 7-10 тысяч гривен платить, то сегодня с открытием границы все фактически бросили всё и уехали работать на Запад. И это закономерно. Трагедии, безусловно, из этого делать сейчас не стоит, но думать об этом крепко надо. Потому что завтра у нас просто некому будет здесь работать.

: Какие отношения компании с властью? Власть как-то помогает?

А. Тимофеев: У нас с властью нет никаких конфликтов. Иногда бывают неожиданные проверки. Не то чтобы неожиданные – в определенной степени ожидаемы. Но я просто, знаете ли, иногда удивляюсь тому, что они проверяют и как они проверяют.

С властью мы вообще не сотрудничаем. Мы не продаем машины госорганам, потому что не участвуем ни в каких тендерах. Мы как-то много лет назад продали пару автомобилей одному из министерств и нас проверяли потом из-за этих машин несколько раз. И я для себя решил, что лучше продавать частному бизнесу или частным лицам – так значительно спокойнее. Хотя мы ничего предосудительного не делали вообще.

: Какие последние изменения произошли в «BMW Украина»?

А. Тимофеев: Мы разделили компанию на холл-сейл и ритейл с целью структурировать работу таким образом, чтобы каждый занимался своим делом. Мы имели одну компанию, занимавшуюся холл-сейлом: преимущественно ввозили автомобили и запчасти; и компанию, которую составлял персонал, непосредственно занимавшийся обслуживанием клиентов, продажей товара в розницу. Мы отделили розницу на нашем рынке, чтобы активизировать соответствующие обязанности и функции. И ожидаем, что это в ближайшее время даст определенный толчок в том, что мы сможем эффективнее работать.

: Есть какие-то социальные проекты, которые поддерживает BMW?

А. Тимофеев: Мы недавно участвовали в благотворительном проекте с детьми, которые хорошо рисуют. Вывезли в Германию группу детей, чтобы они учились там рисовать.

Кроме того, был конкурс, по завершении которого мы отправили детей в лагерь в Баварию, также проводили экскурсии. Они там находились некоторое время, в этом лагере, где их тоже учили, таким образом они получали новые знания по искусству. В таких проектах мы периодически участвуем.

Свою социальную ответственность видим в том, что продвигаем электромобили, а также ведем различные «зеленые» проекты. Всё, что у нас производят на предприятиях, мы достаточно активно апробируем, чтобы оно было экологически безопасным. Мы рассортировываем все отходы, весь технологический мусор, и сдаем его по отдельным направлениям. У нас это достаточно строго контролируется и заводом, а кроме того, это проверяется всеми нашими инвесторами, чтобы мы не были загрязнителями нашей страны.

Prev Next