Светлана Михайловская, заместитель директора представительства интересов компаний-членов
Для бизнеса 2018 год запомнился десятью важными инициативами, направленными на создание прозрачных, честных условий европейского уровня для ведения бизнеса. Они касаются электронизации, дерегуляции и демонополизации, урегулирования и «размораживания» конкретных механизмов — в десяти сферах. Однако, безусловно, перечень не является исчерпывающим.
Первая касается сферы валютного регулирования. Так, вместо устаревшего и абсолютно нерелевантного для настоящего времени Декрета о валютном регулировании Украина получила кардинально новый и прогрессивный ЗУ «О валюте». Им отменяются устаревшие регулирования и ограничения, санкции за нарушение валютного законодательства, валютный контроль за операциями до 150 тыс. грн, предельные сроки расчетов по операциям внешнеэкономической деятельности в 180 дней и тому подобное. В то же время сейчас идет работа над разработкой подзаконных актов, в которых должны быть подробно прописаны механизмы валютной либерализации. Надеемся, в 2019 году они будут разработаны окончательно и законодательство заработает на 100%.
Вторая сфера — таможни и механизма работы единого окна. В июле 2018 года был принят соответствующий закон, который также призван оптимизировать взаимодействие контролирующих органов на таможне. Осенью Правительство утвердило четкие виды государственного контроля, которые следует осуществлять при проверке товаров на таможне, определив перечень товаров, которые должны проходить государственный контроль. Соответствующий приказ Минагрополитики по периодичности контроля также уже зарегистрирован Минюстом. Поэтому бизнес ожидает, что и на местах инспекторы четко будут руководствоваться законодательными и нормативными требованиями.
Третья сфера — пищевой промышленности. В 2018 году был принят ЗУ «Об информации для потребителей о пищевых продуктов», который будет способствовать гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС и выполнению обязательств Украины в сфере санитарных и фитосанитарных мер в рамках Соглашения об ассоциации. В соответствии с положениями Закона будет повышен уровень защиты здоровья и интересов потребителей путем предоставления всей необходимой информации для осуществления ими сознательного выбора пищевых продуктов. Кроме того, Законом прописывается ответственность операторов рынка пищевых продуктов за введение потребителей в заблуждение. Например, теперь нужно будет указывать наличие ГМО, а не только его отсутствие, наличие аллергенов, которые могут вызвать непереносимость. Для молочной продукции законодательно закреплено определение термина «натуральный». Предусмотрено, что любые изменения по маркировке вступят в силу через два года. Это дает возможность и время бизнесу качественно внести соответствующие изменения в маркировку и не создавать коллапсов в работе.
Кроме того, три инициативы касались электронизации, то есть внедрения электронных баз или сервисов. Это, собственно, четвертая, пятая и шестая инициативы в нашем перечне. Был открыт доступ к геологической информации для добычи углеводородов и либерализован ее оборот (принятым постановлением КМУ от 7 ноября 2018 № 939). К этому соответствующие базы велись Госгеонедрами в бумажном виде. Эти прогрессивные изменения будут способствовать диджитализации государственных баз и созданию электронной базы для привлечения инвесторов к разведке углеводородов, как это происходит в ведущих странах мира.
Введены электронные аукционы по продаже специальных разрешений на пользование недрами через ProZorro.Sale (постановление КМУ №333 от 25 апреля 2018). Также убран внеаукционный механизм предоставления новых нефтегазовых участков в пользование. С 2019 года все новые участки могут получить своего владельца лишь путем торгов — онлайн-аукциона. Кроме того, усовершенствована процедура выдачи специальных разрешений на пользование недрами.
Также запущен сервис для проверки свидетельства о регистрации транспортного средства, необходимость чего бизнес уже длительное время подчеркивал. Было важно создать механизм предупреждения мошенничества, в частности, во время грузовых перевозок, ввести более качественные и открытые условия для работы логистических компаний. Отныне у каждого гражданина есть возможность проверить, действительно ли было выдано свидетельство по указанному номеру и соответствуют ли данные в нём.
Положительные сдвиги произошли и в вопросах дерегуляции и демонополизации. В этом аспекте бизнесом было выделено еще четыре инициативы.
Так, седьмая инициатива касается демонополизации на рынке фитосанитарных услуг. Этому способствовало принятие ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по урегулированию проведения некоторых фитосанитарных процедур». Фактически, Закон поддержал привлечение частного сектора к проведению фитосанитарной экспертизы в растениеводстве. Во-первых, это расширит сеть фитосанитарных лабораторий. Во-вторых, уменьшит время прохождения соответствующих процедур и поможет избежать дублирования операций. В-третьих, улучшит качество процедур и поможет минимизировать затраты аграриев.
Восьмая — алкогольная сфера. Принятым законом о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины были аннулированы лицензии на право импорта / экспорта алкоголя и оптовые лицензии исключительно розничной деятельности. Так, данный вид лицензии не был инструментом борьбы с нелегальным оборотом продукции и стоил всего 780 грн на год. При этом для реализации импортируемой продукции была лицензия на оптовую торговлю, которая стоит 500 тыс. грн. Ежегодно от платы за лицензии в бюджет попадало около 200 тыс. грн, при этом на администрирование шла сумма значительно больше. Отмена лицензии будет способствовать упрощению ведения легального бизнеса при экспорте и импорте алкогольных напитков и наращиванию внешнеторгового оборота страны.
Девятая — налоговая сфера. В 2018 году была отменена рудиментная норма о кассовой дисциплине — а именно отменена обязанность ведения книги УРО (КУРО) (Приказ Минфина №773). Такая инициатива была положительно воспринята бизнесом. Несмотря на это, драконовские штрафы, связанные с ее ведением и неоприходованием наличности, остались. Они предусмотрены устаревшим Указом президента еще с 1995 года. Поэтому очень важно все изменения осуществлять в комплексе и сделать всё возможное, чтобы штрафы тоже были отменены. Для этого Минфину нужно согласовать изменения в постановление НБУ № 148 и проект закона об отмене рудиментного указа президента.
И десятая — сфера защиты растений. В связи с тем, что в 2017 году был принят ЗУ «Об оценке воздействия на окружающую среду», но не была утверждена процедура эколого-экспертной оценки пестицидов, их регистрация остановилась. Однако в апреле 2018 года было принято постановление КМУ № 312, в котором прописан Порядок проведения экспертизы. Фактически это разблокировало процедуру государственной регистрации средств защиты растений (СЗР). Поэтому с 2018 года украинские и международные импортеры и производители СЗР смогли завершить процесс государственной регистрации. А Украина в целом — получить СЗР нового поколения.
Бизнес-сообщество приветствует эти решения и надеется, что начатые в 2018 году реформы продолжатся. А двойные выборы в 2019 не станут причиной того, чтобы поставить страну в режим ожидания.
Читайте также: Успешным будет тот бизнес, который потратил время на изучение новой бизнес-среды
Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8