Хольгер  Тауш

Хольгер Тауш, директор Швейцарского бюро сотрудничества в Украине, поделился с LDaily размышлениями, как Швейцария солидаризируется...

Хольгер Тауш, директор Швейцарского бюро сотрудничества в Украине, поделился с LDaily размышлениями, как Швейцария солидаризируется с Украиной в осуществлении реформ, а также помогает осуществить децентрализацию, внедрить электронное управление и другие инновации, улучшить инфраструктуру и здравоохранение, развить сельское хозяйство и увеличить промышленное производство.

taush

При верховенства права будет больше прямых инвестиций

18.02.2019 (№ LDaily #8)

Хольгер Тауш, директор Швейцарского бюро сотрудничества в Украине, поделился с размышлениями, как Швейцария солидаризируется с Украиной в осуществлении реформ, а также помогает осуществить децентрализацию, внедрить электронное управление и другие инновации, улучшить инфраструктуру и здравоохранение, развить сельское хозяйство и увеличить промышленное производство.

: Когда и с какой целью было открыто Швейцарское бюро сотрудничества в Украине?

Х. Тауш: Сразу после провозглашения независимости Украины в стране было открыто Посольство Швейцарии, а через несколько лет, почти 22 года назад, открыто Швейцарское бюро сотрудничества. В Швейцарии действуют два основных государственных учреждения по развитию и сотрудничеству: Швейцарское агентство развития и сотрудничества (ШАРС / SDC) и Государственный секретариат Швейцарии по экономическим вопросам (ДСШЕП / SECO). Их бюджеты базируются на едином законодательстве и передаются министерствам, которые затем финансируют интервенции по всему миру. Украина является лишь одной из стран, где SDC и SECO работают совместно и почти в одинаковых масштабах.

Поддержка со стороны ДСШЕП в Украине несколько масштабнее, чем ШАРС, особенно благодаря большему финансированию инфраструктуры. Однако я хочу охарактеризовать общую поддержку со стороны Швейцарии, поэтому лучше говорить о швейцарском сотрудничество в целом. Сейчас Швейцария выделяет для Украины около 26 млн. евро в год.

Итак, почему Швейцария здесь и почему она пришла в Украину? После распада Советского Союза возникло осознание, что Швейцария должна предложить свою поддержку в этот исторический момент. Страна стремилась продемонстрировать солидарность с людьми, нуждающимися в помощи в смене правления и моделей экономики – мы назвали это «переходным периодом». Так почему Швейцария это делает? Это на самом деле следует из нематериальной перспективы проявления солидарности с народом Украины. С точки зрения сотрудничества мы не имеем скрытой цели, например, продать больше швейцарских товаров – задача, которая обычно относится к другим сферам деятельности посольства. Иными словами, деятельность в рамках швейцарского сотрудничества можно определить как техническую помощь.

Мы стремимся строить диалог с правительством, гражданским обществом, другими организациями и помогать в осуществлении реформ, исходя из нашей глубокой веры в демократию как модель и наш многолетний опыт.

: Поэтому цель заключалась в помощи украинскому обществу адаптироваться к изменениям после выхода из Советского Союза. Какие проекты были реализованы в рамках этого сотрудничества?

Х. Тауш: Я живу и работаю в Украине уже три года. Помню, раньше мы работали над аспектами реформирования судебной системы, а также довольно рано ввели программы в сфере органического сельского хозяйства. Сейчас мы всё еще работаем в органическом секторе. Сначала основная помощь Швейцарии всем странам Восточной Европы заключалась в том, чтобы рассмотреть типичные проблемы переходного периода, связанные как с экономическими аспектами, так и с вопросами управления. Демократия и либеральная экономика являются основными ценностями Швейцарии, поскольку мы предоставляем большую свободу нашим гражданам в дискуссиях и построении крепкой, но ограниченной основными функциями, государственной системы. Однако Швейцария поддержала Украину в поисках своего собственного пути, хорошо понимая, что индивидуальные пути реформирования могут отличаться, если сравнивать с другими странами, например, Польшей. Одно из важных объяснений состоит в том, что Украина была частью Советского Союза, в отличие от большинства стран Восточной Европы, разве что за исключением стран Балтии. Поэтому для Украины, на мой взгляд, этот процесс просто отнимает больше времени, но я считаю, что она на правильном пути.

: Как именно Вы поддерживали Украину?

Х. Тауш: Приведу примеры ближе по времени. Мы могли бы рассмотреть вопрос регулирования экономики путем усовершенствования, изменения или введения законов, которые позволяют легче начать предпринимательскую деятельность. Таким образом, мы поддержали инициативу в создании более привлекательного бизнес-климата для инвесторов. Обычно большинство из этих аспектов помогают компаниям, в частности, относительно сбережений, так как они сталкиваются с меньшей бюрократией и выигрывают время. Сейчас мы работаем над этими темами с партнерами высокого уровня, такими как Международная финансовая корпорация (IFC) Группы Всемирного банка.

Мы также поддерживаем сельское хозяйство, очень мощное, поскольку Украина обладает значительными ресурсами и обеспечена компетентными предпринимателями в этой сфере. Обычно мы стараемся работать с меньшими субъектами хозяйствования, особенно с теми, которые имеют наибольшие потребности. Здесь стоит уточнить, потому что, возможно, это сравнение является смешным, но для человека из Швейцарии, когда речь идет о малых и средних земельных участках, то имеется в виду от 10 до 50 га, зато здесь вы начинаете отсчет, допустим, от 1000 га. В сельском хозяйстве мы также рассмотрели некоторые перспективы в торговле, касающиеся позитивных мер в Швейцарии для помощи производителям, импортирующим в нашу страну. Эти вопросы были в центре внимания нашей поддержки органического сельского хозяйства. Сначала были преимущественно зерновые культуры, но затем мы добавили молочные продукты. Если вы посмотрите на нынешнюю статистику, то увидите впечатляющий рост органических производителей и производства в целом. Это хорошо для экспорта, ведь производство в Украине пока что дешевое, также имеет спрос на внутреннем рынке, ведь вы являетесь большой страной с различными потребительскими привычками, в частности, в крупных городах. Это один из примеров сферы, в которой Швейцария имеет опыт. Мы стремимся поделиться нашими знаниями и опытом, полезными для стран, с которыми работаем.

Также мы работаем над вопросами управления, что сейчас очень хорошо отражается на реформе децентрализации, которую мы поддерживаем. Мы показали конкретные примеры в сельских общинах в разных регионах страны. Продемонстрировали, например, как улучшать услуги водоснабжения и модернизировать инфраструктуру в сельской местности путем создания новых систем или восстановления существующих. Это дало впечатляющие результаты с точки зрения восприятия людьми и улучшения перспективы местного самоуправления. В свою очередь, это позволило Швейцарии повысить доверие местных, региональных и национальных органов власти. Они убедились, что Швейцария поддерживает местных жителей, которые действительно начали верить, потому что они почувствовали изменения. Конечно, трансформация мышления и формирование убеждений вроде «Возможно, мой голос важен, я могу что-то сделать» – это медленный процесс.

: Какая отрасль экономики наиболее привлекательна для инвестиций?

Х. Тауш: Много связано с привлечением частного сектора, но это не является сферой моей компетенции. Мы государственная организация, которая помогает внедрять реформы. Я считаю, что сельское хозяйство является фундаментальным для Украины, поскольку у вас уникальный природный ресурс и большой потенциал для развития дополнительных продуктов. ИТ-сектор тоже крайне важен и в нем можно сделать еще много, особенно на более широкой институциональной базе. А производственный сектор нуждается в модернизации. Когда вы обеспечите необходимые рабочие силы, которые будут оставаться в Украине, то получите больше возможностей реализовать потенциал для восстановления вторичного сектора, который сейчас не является таким развитым, как мог бы быть.

В Украине развивается автомобильная промышленность, всё больше и больше деталей производится для европейского, а также других рынков. С точки зрения экспорта, Украина уже выходит за пределы Европы благодаря большой производственной базе и возрастающей ставке на международные стандарты. Когда мы смотрим на стандарты, установленные ЕС в договорах о свободной торговле, то видим, что Украине удается экспортировать в другие страны, поскольку она является надежным производителем, придерживающимся стандартов высокого уровня. Это повышает долю экспорта, в частности, в Индию, Китай, страны Африки.

С точки зрения сотрудничества мы обычно имеем дело с небольшими субъектами предпринимательства, пытаясь помочь менее защищенным людям. Таким образом, хотя сотрудничества с крупными корпорациями не так уж и много, мы всегда смотрим на картину в целом и учитываем среду, в которой работаем. В последнее время для поддержки малого и среднего бизнеса мы внедряли программы грантов в Восточной Украине, чтобы поощрить людей оставаться в своих городах, чувствуя перспективы.

: Какие другие программы были реализованы Швейцарским бюро сотрудничества в Украине?

Х. Тауш: Например, электронное управление – инновационный подход, меняющий способ предоставления административных услуг. Мы имеем очень тесную партнерскую связь с государственными органами по электронному управлению. Идея заключается в том, чтобы облегчить повседневную жизнь гражданам благодаря использованию различных онлайновых услуг. На мой взгляд, в Украине IT-специалисты настолько хорошо образованы, что вы можете сделать прорыв гораздо быстрее, чем некоторые прогрессивные европейские страны. Мы делаем всё возможное, чтобы сделать эти услуги доступными во всех областях Украины. Другая часть программы – это электронная демократия для предоставления каждому гражданину возможности сформировать идею, найти людей и подписать петиции. Мы можем это делать по старинке, опрашивая людей на улицах, как мы привыкли это делать в Швейцарии долгое время. В Украине мы разработали электронный инструмент под названием «Е-петиция». Всё это еще на экспериментальной стадии, поскольку существует множество различных петиций, даже такие, которые не могут быть одобрены, например, возможность носить оружие или другие оригинальные пожелания граждан. Нам надо искать пути, чтобы убедиться, что петиции следует внедрять, а также находить способы управления для местного правительства. Мы работаем во многих регионах страны, особенно в маленьких и средних городах.

: Удается ли влиять на государственные органы?

Х. Тауш: Да, мы в восторге от этих программ. Радуемся нашему прогрессу благодаря успеху и эффективному сотрудничеству.

: Трудно сотрудничать с нашей властью?

Х. Тауш: Я бы сказал, что в сферах децентрализации и местного самоуправления нам очень повезло. С того момента, как я здесь, мы работали с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины и продолжаем работать даже после смены правительства в 2016 году. В любом случае сотрудничество происходит в обоих направлениях, и я считаю, что нам удалось наладить очень хорошие отношения. Мы смогли помочь организовать доноров, в частности в 2015 году, когда значительные дополнительные средства поступили из ЕС и США для поддержки этой реформы. Швейцария уже много лет работала в сфере местного самоуправления и была признанным и уважаемым донором в этой сфере. Советом доноров, в котором сопредседательствовали правительство и, по очереди, один из доноров (Швейцария была первой), были созданы различные рабочие группы, которые позволили сформировать благоприятную диалоговую платформу для заполнения довольно пустого поля под названием «децентрализация» конкретными услугами по охране здоровья, образованию, безопасности, а также административными услугами.

Мы также финансируем проекты в сфере энергоэффективности, включая инфраструктуру для улучшения коммунальных систем отопления, где наладили плодотворное сотрудничество, в частности с руководством Винницы. В других сферах, таких как здравоохранение, где мы на протяжении длительного периода проводили успешные программы охраны здоровья детей и матерей, достигли значительного снижения материнской и детской смертности. Теперь больше сосредоточили внимание на неинфекционных заболеваниях и поддерживаем тесное сотрудничество с министром здравоохранения Ульяной Супрун, открывшей путь для важных реформ. Наконец, экономика является еще одним направлением, где мы наблюдаем много реформ, происходящих в тесном сотрудничестве с правительством. Одна из сфер, в которой мы сейчас пока не работаем, это судебная система, хотя верховенство права и соблюдение прав человека является несомненно фундаментально важными. Я должен подчеркнуть, что со времени Революции достоинства мы также начали программу безопасности человека. Мы применяем подходы, направленные на обеспечение безопасности человека и восстановления мира, поддерживая Минский процесс, Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ и Управление Верховного комиссара по правам человека, которое осуществляет мониторинг ситуации с правами человека на всей территории восточной Украины. Наконец, из-за конфликта и сложной ситуации на востоке мы оказывали гуманитарную помощь всем украинцам по обе стороны от контактной линии и присылали, например, химикаты для уникального поставщика воды Донецкой области «Вода Донбасса».

: Столкнулись ли Вы с определенными трудностями или давлением, когда предоставляли эту гуманитарную помощь?

Х. Тауш: Наша гуманитарная помощь была полностью согласована с украинскими властями. Были задействованы соответствующие органы и всё было тщательно подготовлено. Конечно, мы также нуждаемся в согласии «другой» стороны, которую обычно искали через организации, получавшие от нас помощь (водоканал или больницу – для медицинского оборудования), таким образом избегая официального признания местных властных структур. Мы считаем, что играем важную роль как надежный и нейтральный посредник в пользу каждого гражданина, проживающего в Украине.

: Вы даете им то, в чём они действительно нуждаются, или только то, что можете дать?

Х. Тауш: Конечно то, что они просят. Здесь речь идет о взаимодействии. Например, мы не даем им химических реактивов, которые они уже имеют из других источников, таких как МККК, мы скорее реагируем на их потребности, опираясь на факты и предыдущие оценки. Мы поставляли сухой хлор, а также небольшие специальные устройства, которые могут локально производить его. Даже удалось один раз доставить песок поездом для станции фильтрации воды. Мы также поддерживаем больницы в регионе конфликта необходимым медицинским оборудованием. Здесь следует сказать, что хотя часть этого оборудования поступает из Швейцарии, большинство нашей гуманитарной помощи приобретается на местном уровне, а это поддерживает также и украинскую экономику.

: Возвращаясь к теме бизнеса, как Вы оцениваете инвестиционный климат в Украине? Что нужно для привлечения инвесторов?

Х. Тауш: Хотя я не той квалификации, чтобы судить об инвестиционном климате, но могу опираться на мнения, которые слышал в Украине в последнее время. По поводу сотрудничества, как уже упоминалось, мы поддерживаем ряд шагов в направлении дерегулирования. Украина достигла значительных успехов в этой сфере, улучшив инвестиционный климат. Впрочем, большими проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели из Швейцарии, Франции и других стран, являются судебная система, уважение к верховенству права и суды, функционирующие ненадлежащим образом для обеспечения безопасности инвестиций. Коррупция, которую я еще не упоминал, безусловно, является частью этого широкого круга проблем. Не так легко изменить отношение к коррупции, и именно поэтому мы должны сосредоточиться на судебной системе. Однако я твердо убежден, что Украина достигла прогресса, поскольку удалось сократить пространство для коррупции, например, с использованием электронной системы закупок (ProZorro) и повышением цен на энергоносители до уровня рыночных. Таким образом, ежедневно происходят значительные изменения, но это занимает некоторое время. К сожалению, заголовки международных изданий, где речь идет об Украине, слишком часто негативные, что вынуждает инвесторов не раз подумать, прежде чем решиться работать в Украине.

: Высокий риск – это высокая прибыль.

Х. Тауш: Да, может быть. Но посмотрите также на компании, которые оставались в Украине во время и после революции: они имели потери, но рассчитывали на долгосрочную перспективу. Поэтому мы должны иметь сбалансированную картину видения. В любом случае после того, как верховенство права станет уважаться больше, будет больше прямых иностранных инвестиций, которые будут способствовать экономическому буму.

: Какие отрасли экономики нуждаются в инвестициях?

Х. Тауш: Например, ИТ, но, как я уже говорил, эта отрасль должна быть прежде всего более институционализированной. Сегодня я часто слышу, что есть немало хороших специалистов, но они работают из дому, они чрезвычайно мобильны и, вероятно, просто переедут в другую страну.

: Правильно ли, что Посольство Швейцарии поддерживает Омбудсмана?

Х. Тауш: Да. Мы поддерживали их офис через Европейский банк реконструкции и развития. Как и другие доноры, мы присоединились к общему банку (называем его мультидонорским счетом) для поддержки некоторых реформ, также важных для ЕБРР. Таким образом мы поддерживали и офис Омбудсмана. Многие из крупнейших доноров предоставляли средства, чтобы поддержать эти реформативные действия.

: Каковы Ваши планы на следующий год?

Х. Тауш: Мы имеем ряд планов. Во-первых, готовим стратегию на период, который продлится с 2020 по 2023 или 2024 год. Сегодня мы работаем в тех направлениях, где, по нашему мнению, мы наиболее результативны и эффективны с точки зрения сотрудничества. Теперь мы рассмотрим наши программы и определимся, что должны поддерживать, а что нужно изменить. Одним из направлений, которое собираемся внедрять дальше, является профессиональное образование и обучение. На этом этапе имеем интересное партнерство с частной компанией «Geberit». Сейчас, благодаря очень хорошему сотрудничеству с Министерством образования и расширению начальной инициативы, наша учебная программа для подготовки сантехников, которая в 2015 году была внедрена в 6-ти школах, уже распространена на 25 школ по всей Украине. Профессиональное образование действительно является сферой, где мы можем расширить свою деятельность. Сейчас мы также запускаем программу медицинского образования с целью совершенствования системы медицинских стандартов и учебных программ для врачей и медсестер, а также эффективной практики управления. Другое направление работы, которое начнем, касается поддержки реформы психического здоровья, в частности с акцентом на психических расстройствах, возникающих вследствие военного конфликта (с особым вниманием к востоку Украины в вопросах посттравматических стрессовых расстройств), включая детей, потому что мы часто недооцениваем то, что происходит в их головах. Мы рассчитываем на продолжение плодотворной программы сотрудничества Швейцарии в Украине, исходя из потребностей страны и наших возможностей.

Читайте также: Формирование честных и прозрачных правил игры начинается с самого бизнеса

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».