Вернуться на сайт
Украина опередила 81 страну в рейтинге Doing Business. Это очень и очень хорошо. Никто не смог повторить такой успех

Украина опередила 81 страну в рейтинге Doing Business. Это очень и очень хорошо. Никто не смог повторить такой успех

Содержание

13.04.2020 (№ LDaily #6)

Украина опередила 81 страну в рейтинге Doing Business. Это очень и очень хорошо. Никто не смог повторить такой успех

Председатель Правления Международной ассоциации турецких и украинских бизнесменов Бурак Пехливан рассказал, чем опыт Турции в развитии экономики может быть полезен для Украины

Турецкий бизнесмен, глубоко и детально анализирующий факты и события, а также досконально разбирающий любой предмет и не принимающий решений сгоряча. Именно такое впечатление по себе оставляет Бурак Пехливан, который живет и работает в Украине более 9 лет, и уверен, что у нашей страны есть потенциал за максимально короткий срок стать процветающей.

В беседе с Бурак рассказал о том, насколько Украина и Турция похожи, особенно в отношении исторического контекста, и что именно, учитывая это, можно сделать, чтобы в Украину хлынули инвестиции.

: Бурак, расскажите, пожалуйста, о том, чем вызван интерес Турции к бизнесу в Украине?

Б.Пехливан: Если отвечать на Ваш вопрос коротко, то интерес вызван схожестью наших стран. 20 лет назад у Турции были такие же проблемы, которые сейчас переживает Украина: и политические, и географические. Мы тогда так же, как и вы сейчас, не могли привлечь иностранные инвестиции, а турецкие товары в Европе тоже считали неконкурентоспособными. Но именно 20 лет назад (1995.) Турция подписала с ЕС Соглашение о Таможенном Союзе, после чего в течение нескольких лет наша страна начала активно внедрять экономические реформы. И когда Европа увидела, что Турция стала на путь реформ, первые 80% инвестиций к нам поступили именно от европейских инвесторов. Уже сейчас внешний товарооборот между ЕС и Турцией составляет 48%. Кроме того, сегодня наша страна экспортирует в 5 раз больше товаров, чем 20 лет назад, а именно — электронику, машины, запчасти.

Кстати, мы настолько развили свой автопром, что сегодня производим 1,5 млн автомобилей, и многие европейские автопромов открыли свои заводы на территории нашей страны. Да, мы не создаем ракет, но производство потребительских товаров у нас очень хорошо развито.

: Какой рынок сбыта турецких товаров?

Б.Пехливан: Смотрите: в Турции нет нефти и природного газа, а это значит, что нам нужно что-то производить и где-то продавать на внутреннем рынке или на внешнем. Внутренний рынок у нас сравнительно небольшой, поэтому мы выходим на внешний, ведь это — всегда новые возможности. Сейчас наши товары поставляются не только в ЕС, но и в страны Африки, Азии, в Украину, Россию, но мы все равно продолжаем искать новые и новые рынки. Конечно, для высокой конкурентоспособности качество производимых товаров должно быть на том же уровне. И наши товары соответствуют этим требованиям. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что толчком к этому стало подписанное более чем 20 лет назад соглашение о Таможенном Союзе Турции с Евросоюзом. И именно это дало большие возможности для развития отечественной экономики.

: Бурак, скажите, пожалуйста, чего, на Ваш взгляд, с учетом всего вышесказанного не хватает Украине в первую очередь?

Б.Пехливан: Хороший вопрос. По этому поводу ведется много разговоров, и мнения тех, кто понимает, как работает экономика и бизнес, разделились. Первая часть их уверяет, что Украина на данный момент не способна привлечь иностранные инвестиции из-за конфликта с Россией, политической и экономической нестабильности, из-за большой коррупции, плохо организованной социальной системы. Вторая часть настаивает на том, что при наличии всех этих проблем инвесторы все равно присматриваются к Украине, потому что у нее есть удобное географическое расположение и очень хороший экономический потенциал. И я снова хочу привести пример Турции: стоит учесть, почему, например, мы после подписания Соглашения о Таможенном Союзе с ЕС первые 5 лет не могли привлечь инвестиции, и тогда будет понятно, чего не хватает Украине.

Повышение инвестиционной привлекательности — это длительный процесс, направленный на донесение инвестору информации о возможностях страны. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и проблему с имиджем. Так, в Украине есть коррупция, и об этом знают. Но так же знают и о том, что коррупция есть в Польше, Италии, в других странах, и в Африке тоже, но при этом многие крупные международные компании заходят в Африку и успешно ведут там свой бизнес. Разве это означает, что там государственный уровень управления лучше, чем здесь? Нет, конечно. Очень много преувеличено, ну и многое зависит от самого народа и правительства.

Я, например, уверен, что наступит время, когда Украина станет развитой, процветающей и благополучной страной. А вот скорость этого процесса зависит только от украинского народа и правительства. Давайте еще раз обратимся к турецкому опыта. Значит ли это, что Украина тоже должна ждать 5, 10 или 15 лет? Понятно, что нет. Зная опыт других стран и желая делать реформы и развиваться, Украина может достичь высоких показателей в своем развитии значительно быстрее. Для этого необходимо:

  • продолжать начатые реформы;
  • формировать положительный имидж Украины в информационном поле;
  • приводить примеры успешно реализованных бизнес-кейсов;
  • привлекать иностранцев как туристов, то есть использовать туризм как soft power.

: Международный имидж настолько важен?

Б.Пехливан: Да. И знаете почему? Если у страны плохой имидж, к ней не поедут туристы из-за негативной информации: они постоянно слышат о том, что в Украине идет война и существует угроза их жизни. У Турции тоже есть проблемы, но это одна из самых популярных туристических стран в мире. А все потому, что мы работаем над своим мировым имиджем, мы показываем свои достопримечательности, рассказываем о преимуществах сотрудничества с Турцией и возможностях для других стран.

На мой взгляд, Украина должна подписать соглашение с Турцией о Зоне Свободной Торговли. Именно сейчас турецкие инвесторы готовы инвестировать за границу и Украина может стать очень хорошим хабом для турецкого производителя.

Могу объяснить почему: у Украины есть соглашение о Зоне Свободной Торговли с ЕС и Канадой, а также она граничит с 4-мя европейскими странами, что дает новые логистические возможности для всех сторон. И еще одна причина для подписания такого соглашения: когда Европа увидит, что Турция активно инвестирует в Украину, это может стать катализирующим фактором для прихода сюда европейских инвесторов.

: Как власть Украины реагирует на предложение подписания Соглашения о Зоне Свободной Торговли?

Б.Пехливан: Знаете, такие переговоры начались еще в 2007 году. Уже прошло 11 лет. Это очень долго. Каждая из сторон хочет, но пока не получается. Сейчас мы все еще ведем эти переговоры, и я надеюсь, что в 2018 году мы все же подпишем это соглашение. Причем чем быстрее будет подписан документ, тем быстрее и активнее турецкие инвесторы пойдут в Украину.

: Какая сфера бизнеса в глазах турецких инвесторов на территории Украины наиболее перспективная?

Б.Пехливан: Украина очень сильна в тяжелой промышленности. Но, как и во многих странах бывшего Советского Союза, в ней не развита легкая промышленность. И когда мы говорим «легкая промышленность», это не значит только текстиль, значит все производство за пределами тяжелой промышленности.

  • Я имею в виду — производство автомобилей, автозапчастей и тому подобное. Для турецких инвесторов этот сегмент очень интересен. Но Турция начнет инвестировать в легкую промышленность Украины только после того, как будет подписано Соглашение о Зоне Свободной Торговли.
  • Кроме того, турецким инвесторам интересна альтернативная энергетика, ведь у Украины один из лучших сантимов (финансово привлекательная) в Европе. И я знаю, что некоторые турецкие инвесторы уже начали вкладываться сюда, и дальше это делать.
  • Третье направление — сельское хозяйство. Но для того, чтобы привлекать больше инвестиций из Турции в эту сферу, я считаю, нужна земельная реформа. Но эта реформа должна быть безопасной для страны и не давать никакой возможности для монополизации.
  • А еще Турция очень присматривается к IT-сфере и недвижимости, хотя в этом сегменте рынка тоже нужна определенная регуляция.

Я хочу подчеркнуть, что любые изменения — это тяжело. Знаете, это можно сравнить с процессом похудения: сначала очень сложно и хочется все бросить, но потом появляется хороший результат и возникает желание продолжить; так же и в структурных реформах.

: Чего в этом контексте не хватает Украине?

Б. Пехливан: Я думаю, что не хватает общения с народом. Турецкие власти, например, проводят очень активную информационно-разъяснительную работу с простыми людьми, много раз объясняя, что им дадут те или иные реформы. И когда люди начинают это понимать, реформировать любую отрасль становится намного легче. А особенно, когда народ убедится, что правительство не обманывает и реформы действительно дают превосходный результат, тогда, конечно, изменится страна.

: Получается, что общение с людьми — одна из важнейших составляющих?

Б.Пехливан: Да. Коммуникация — один из ключевых факторов. Далее, очень важно государственно-частное партнерство. В Украине одна из самых больших проблем — отсутствие денег. Банковская система практически не работает, кредитов не дают, так как для реализации крупных инфраструктурных проектов требуется надежная частная линия. Поэтому для Украины, так же, как и для Турции, государственно-частное партнерство играет очень важную роль. Например, в Турции в течение последних 15 лет было реализовано более 200 проектов именно благодаря работающему государственно-частному партнерству, а это — 150 $ млрд. И все это только за счет частного финансирования. Этот кейс может быть отличным примером для Украины.

Следующий пункт —

разрешить приватизацию. Таким образом у иностранных инвесторов появится возможность управлять качественнее и продуктивнее: на предприятиях появятся новые рабочие места, а сами предприятия начнут приносить прибыль и платить налоги. Основная цель приватизации — обновить предприятия за частные средства и перезапустить их так, чтобы они начали приносить прибыль.

: Бурак, расскажите, пожалуйста, о цели создания Ассоциации, которой Вы управляете.

Б.Пехливан: TUID — Международная ассоциация украинских и турецких бизнесменов была создана в 2004 году, когда еще наш тогдашний премьер, сегодня уже президент, впервые посетил Украину. Он отметил, что в Украине нет Ассоциации турецких бизнесменов, и посоветовал ее создать. Таким образом турецкие бизнесмены основали TUID.

  • Хочу сказать, что в отличие от турецкого бизнеса в других странах, турецкие компании в Украине работают успешно не только в текстиле, продовольствии и строительстве, но и во всех других сферах экономики.
  • Вторая особенность Ассоциации — нашими членами являются представители малого бизнеса, а также среднего и большого, например, Turkish Airlines, Colin’s, LC Waikiki, Life Cell.
  • Третья особенность — не только турецкий капитал представляет наша Ассоциация. Немало турецких профессиональных топ-менеджеров работают в международных компаниях, таких как, Reckitt Benckiser, Panasonic, Европейский банк развития и реконструкции (ЕБРР), а многими международными компаниями управляют турки. И эти люди и компании тоже становятся нашими членами, что в свою очередь, дает нам большие возможности.
  • Четвертое — из всех турецких бизнес-ассоциаций за рубежом у TUID самая большая сеть филиалов. Центр расположен в Киеве, но филиалы работают в Одессе, Запорожье, Херсоне, Харькове, Виннице, Львове, еще одно представительство есть в Стамбуле.

Кстати, в феврале 2018 года в Турции TUID была признана самой успешной ассоциацией турецких бизнесменов за рубежом. И мы получили приз (улыбается). А в 2012 году в Румынии мы стали самой успешной Ассоциацией в Восточной и Центральной Европе.

: Какое самое главное задание стоит перед TUID?

Б.Пехливан: Наша главная задача — поднимать имидж Турции в Украину и имидж Украины в Турции. Мы делаем все возможное для этого и во всех сферах — в культуре, экономике, искусстве. Например, с одной украинской компанией мы реализовали проект по измерению имиджа Турции в Украине. Мы исследовали деятельность турецких авиалиний, строительных и транспортных компаний, проанализировали, смотрят ли украинские граждане турецкие сериалы, а если да, то какие результаты и т. д. Другими словами, мы «сфотографировали» общий имидж Турции в Украине. Это грандиозный проект, который очень многое нам показал. Теперь мы будем делать это ежегодно.

: Бурак, в Украине Вы работаете уже 9 лет. Что, на Ваш взгляд, изменилось за это время?

Б.Пехливан: Знаете, кто бы что ни говорил, но за последние 4 года Украина реализовала немало реформ, даже больше, чем за последние 23 года своей независимости. 2010 года в списке Doing Business Всемирного банка Украина занимает 153-е место. Сейчас — 76-то. Украина опередила 81 страну в этом рейтинге. Это очень и очень хорошо. Никто не смог повторить такой успех. И я, как гражданин Турции и как турецкий предприниматель и бизнесмен, работающий в Украине, вижу и чувствую разницу. Правда, вам предстоит опередить еще 75 стран (улыбается).

: Еще есть куда расти…

Б.Пехливан: Если иностранные инвесторы и выбирают, куда вкладывать средства, они оценивают все страны, а не только те, у которых положительные тенденции в развитии, хотя это очень важно. И поэтому, несмотря на то, что Украина делает такие огромные структурные реформы, она не смогла привлечь инвестиции. Надо больше и быстрее работать.

: Чего Вы хотели бы пожелать нашей стране и украинцам в частности?

Б.Пехливан: На мой взгляд, у вас есть все. Но надо понимать, что Украину должны поднимать не иностранцы, а вы сами. Я считаю, что Украина будет очень успешной уже в ближайшее время, больше экспортировать, по крайней мере, у вас для этого есть все необходимое. Надо просто быть немного более организованным и быстрым.

Prev Next
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com