Вернуться на сайт
Текущая модель энергорынка не привлекает инвесторов

Текущая модель энергорынка не привлекает инвесторов

Содержание

09.04.2020 (№ LDaily #6)

Текущая модель энергорынка не привлекает инвесторов

Интервью с руководителем департамента по регуляторной политике ДТЭК Юлией Носулько о том, зачем Украине реформа энергетического рынка.

Все чаще среди топ-менеджеров крупных компаний в Украине появляются представители слабой прекрасной половины человечества, которые по уровню профессионализма не уступают мужчинам. Юлия Носулько, руководитель департамента по вопросам регуляторной политики компании ДТЭК, доказывает, что хорошо разбираться в энергетическом рынке помогает не пол, а ум, интерес и желание перемен. И самое главное — любовь к своей Родине и стремление сделать ее лучше. Именно эти чувства становятся катализатором в начинании реформ и не позволяют останавливаться, а наоборот, заставляют делать страну успешной, чтобы не оставлять будущему поколению «хвосты» нерешенных предшественниками проблем.

Юлия Носулько рассказала изданию о подводных камнях реформы рынка электроэнергии, а также о том, почему необходимо изменить правила игры.

: Сейчас энергорынок Украины готовится к масштабной реформе. И это уже не первые изменения на рынке электроэнергии за время независимости Украины. По вашему мнению, когда на самом деле началась масштабная реформа?

Ю.Носулько: Мы рынок реформируем с 1995 года. В то время инициатива исходила от министра энергетики Алексея Шеберстова. Его вдохновило то, как работает энергетика в Европе, в частности в Великобритании. Позже британская модель была взята за основу для украинского рынка. Это стало первым шагом в переходе к европейским стандартам.

Реформа началась с того, что были разделены большие производственные энергетические компании, которые объединяли несколько областей, производили, распределяли и поставляли электроэнергию. То есть создавались отдельно генерирующие предприятия и отдельно предприятия, которые распределяли электроэнергию и продавали ее конечным потребителям — облэнерго. Это был первый этап.

На втором этапе на базе государственной компании НЭК «Укрэнерго» было сформировано подразделение — «Энергорынок», которое в дальнейшем стало самостоятельным предприятием — оператором оптового рынка электроэнергии. Реализовывать эту самую первую реформу украинцам помогали британские консультанты и USAID.

Затем был разработан Договор между членами Оптового рынка электроэнергии, подписанный осенью 1996 года его членами. Он действует и сейчас, в 2016 году как раз исполнилось 20-летие подписания. И сегодня рынок все еще функционирует на основе этого документа.
Модель работает так: «Энергорынок» — государственное предприятие, являющееся единственным покупателем всей генерирующей в стране электроэнергии и единственным ее продавцом для поставщиков. Весь поток электроэнергии и денег проходит через него и не может обойти никак. То есть непосредственно электроэнергию могут продавать только небольшие производители — маленькие станции, это обусловлено в лицензиях.

: Какие главные минусы того, что рынок электроэнергии полностью подконтролен государству?

Ю.Носулько: Проблема в том, что ни энергокомпании не могут влиять на свою деятельность в среднесрочной, а тем более долгосрочной перспективе, ни потребители не могут найти баланс интересов поставщика. Если бы работал рынок, то вполне вероятно, что не было бы веерных отключений, которые мы пережили в 2014 году. Очевидно, что в такой ситуации краткосрочно выросла бы цена при тяжелых условиях. Но это законы рынка.

Так работает система сбалансирования спроса и предложения.

2010 года Украина присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу. В рамках этого сообщества и Соглашения об ассоциации с ЕС мы взяли на себя обязательства имплементировать европейское законодательство в сфере электроэнергетики. На тот момент это был второй энергопакет. И собственно предложенная модель повторяла существующую во всей Европе, — либерализированную модель рынка. Она так и не была внедрена. В июле 2017 вступил в силу Закон Украины «О рынке электрической энергии», положивший начало текущей реформе. В основу закона был положен Третий энергетический пакет ЕС.

Европа переживала открытие рынка постепенно. Сначала в свободный рынок выпускались самые крупные по мощности потребители, через какой-то период — средние, а еще позже — все, включая население. Однако у нас процесс уплотняется до невозможности из-за нехватки времени, поэтому приходится открывать все и сразу. На реформу в Украине отведены два года, из них 10 месяцев уже позади.

: Расскажите подробнее, как может измениться украинский энергорынок?

Ю.Носулько: Согласно закону, в планах создать несколько рыночных сегментов. Первый — это двусторонние договора: любой потребитель/поставщик может заключить договор с любым производителем и покупать электроэнергию непосредственно в него. Но здесь нужно учитывать, что электроэнергия — это не просто кВт/час. Электроэнергия — это еще и определенный график, по которому она потребляется как населением, так и промышленными предприятиями, сферой обслуживания. Соответственно, когда вы с кем-то заключаете контракт, вы не только договариваетесь покупать определенное количество киловатт-часов в месяц. Вы должны договориться о том, как это будет выглядеть в течение суток, в какой период вы используете больше электроэнергии, а в какой — меньше.

Например, вы заключили договор на месяц, полгода или год. Но прогнозировать потребление электроэнергии в таком временном интервале довольно трудно. Здесь на помощь приходит внутридневной рынок (торгуется электроэнергия сегодня на сегодня, но на три часа вперед) и рынок на сутки вперед (продается электроэнергия сегодня на завтра соответственно по каждому часу). Таким образом, мы уже можем приблизиться к тому реальноиу потреблению, которое себе планируем. И наконец рынок реального времени — балансирующий рынок. Здесь уже в случае несоблюдения заявленного ранее графика, при отклонении в большую или меньшую сторону, придется заплатить штраф.

: Есть уже критика в адрес таких изменений?

Ю.Носулько: Сейчас много популистов заявляют, что эта реформа приведет на рынок крупных потребителей, которые купят дешевую электроэнергию у государственного предприятия «Энергоатом», а все остальные будут сидеть с дорогой электроэнергией. Во-первых, атомщики просто не могут продать электроэнергию таким образом, чтобы покрыть все потребности того, кто покупает. В частности, продать всем желающим необходимый им график.

А во-вторых, есть еще одна логическая штука, о которой все забывают. А почему атомщики должны продавать электроэнергию дешевле? Не стоит забывать, что у них тоже есть потребности в развитии компании. У них есть проблемы с оттоком квалифицированных кадров за границу.

: В таком случае государство должно сохранять свой контроль над рынком?

Ю.Носулько: Если посмотреть на европейский опыт, то несмотря на либерализацию рынка все-таки государство обеспечивает определенный контроль, например, предъявляются серьезные требования к открытости данных. Но как работают европейские институты? Они в определенной степени работают постфактум, то есть если что-то произошло и в антимонопольном органе, видят в этом нарушение, они начинают расследование. Если компания действительно допустила нарушения, то результат и санкции будут такими, что другим участникам рынка вряд ли захочется повторить подобный опыт. То есть над тобой не стоят каждый день с проверками, но если допущено нарушение, то и наказание будет соответствующим.

: И все-таки, вы уверены, что у нас приживется эта реформа?

Ю.Носулько: Мне лично обидно за то, что пытаемся реформироваться уже очень много лет, но никак не придем к воплощению реформы. Когда мы начинали реформу рынка в 1995-1996 годах, я работала в Регуляторе (сегодня — НКРЕКУ). На тот момент из всех постсоветских стран мы были лидером реформ. И сегодня очень обидно осознавать, что мы эти лидерские позиции давно потеряли. По моему глубокому убеждению, только рынок сможет сформировать адекватные взаимоотношения между продавцом и покупателем.

Безусловно, есть один нюанс. Должны быть механизмы контроля со стороны государства, о чем мы говорили выше. Безусловно, в любой стране контролируются естественные монополии — владельцы сетей. Они регулируются более жестко с точки зрения тарифообразования, и именно потому, что они монополисты. И остальной рынок также должна работать по определенным правилам, а параллельно с этим должны действовать механизмы, исключающие манипуляции. И тогда все летает.

: Звучит все красиво и правильно, но, несмотря на это, реализация реформы продолжается очень долго. По вашему мнению, почему Украине так трудно дается реформирования энергорынка?

Ю.Носулько: На мой взгляд, самая серьезная проблема — отсутствие лидера реформ. Идеально, если бы в стране была один человек, структурирующий весь процесс. Но у нас, к сожалению, на сегодня такого человека нет. Во многих странах такие реформы возглавляются высшими руководителями государства, потому что это очень глобальные изменения, они затрагивают каждого гражданина. Поэтому должен быть тот, кто видит процесс в целом, понимает узкие места, осознает, в каком направлении нужно направить более серьезные усилия, имеет рычаги влияния на этот процесс. Простой пример: на сегодняшний день в медийном пространстве достаточно мало информации о том, что в ближайшее время в стране энергорынок кардинально изменится. Мало кто знает, что будет. И это очень печально. Потому что такая информация должна быть доступна широкой общественности, должна быть и социальная реклама. Мы как компания работаем в этом направлении, чтобы давать своим потребителям какое-то понимание, что будет происходить с рынком, чего можно ожидать в перспективе, какой опыт реформирования в европейских странах. Из ближайших серьезных изменений могу отметить, например, что в декабре те облэнерго, которые мы знаем, должны прекратить свою работу на рынке и с тех пор уже не поставлять электроэнергию потребителям.

: То есть в 2019 год мы должны зайти с новым рынком?

Ю.Носулько: Да, но это касается розничного рынка, на нем изменения будут происходить в первую очередь. В этом году должна измениться концепция розничного рынка с точки зрения отношений «поставщик — клиент». Конкурентный оптовый рынок заработает следующим летом.

: Успеваем по графику?

Ю.Носулько: Пока успеваем. Но остается еще один важный незакрытый вопрос — ситуация с регулятором. Как известно, в НКРЕКУ возникли проблемы с кворумом. Теоретически все считали, что первый конкурс, по которому должны назначить пять человек, к маю уже завершится. Но этого не произошло и сегодня дееспособного регулятора нет. Основная масса решений должна приниматься именно им.

Мы же стараемся работать, предлагаем, как двигаться, напоминая: если до определенного момента не будут приняты необходимых документов, то мы просто не успеем провести трансформации. Мы должны получить новые лицензии, заключить новые договоры, проинформировать потребителей, чтобы у них не возникало опасений, что с исчезновением облэнерго у них завтра прекратится и электроснабжение. А это небыстрая история.

Но пока не стоит говорить, что все пропало. Процесс идет. С точки зрения частных участников рынка все все-таки пытаются выстраивать свои процессы. Но поскольку мы находимся в регулируемом поле, то не можем принять все решения и все вопросы решить самостоятельно. Должен быть очень активный диалог между регулятором и участниками рынка для того, чтобы в результате не пострадали потребители. Если мы не обеспечим этот процесс, негативные последствия может почувствовать каждый в стране. И не хочется быть теми, кого обвинят в провале реформы.

Поэтому нужно работать, двигаться дальше, чтобы получить желаемые результаты.

: Если рынок электроэнергии станет открытым и прозрачным, это будет решающим фактором для привлечения инвестиций?

Ю.Носулько: Я не могу сказать, что все инвесторы захотят вкладывать деньги в этот рынок. Но знаю, что пока у нас текущая модель рынка, серьезные инвесторы не придут. Потому что они хотят работать в понятных условиях, когда правила не меняются каждый день.

Обратите внимание, куда в энергетике идут частные инвестиции? В зеленую энергетику. Потому что здесь закон соблюдается и четко определены рамки работы. И они достаточно стабильны. Инвестиции в другую энергетику также придут, если там будут такие же понятные условия.

: Не заставляет Вас такая непростая ситуация задуматься о переезде в другую страну?

Ю.Носулько: Мне нравится наша страна абсолютно во всех отношениях: у нас прекрасная страна, прекрасные, креативные люди. К сожалению, с политикой у нас хуже. Точнее, не столько с политикой, сколько с избытком популизма. Поэтому нужно просто действовать, не бояться перемен. И я верю в то, что эти изменения приведут нас к лучшему.

Prev Next
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com