Яна Сыроватка, менеджер по внешним связям и коммуникациям GSK Фарма Украина (Government Affairs and Communication Manager, GSK Ukraine), поделилась профессиональным видением развития сферы фармсредств, направленных на противодействие COVID-19, и отметила, что внедрение инновационных технологий в разработку и производство лекарственных средств и вакцин, как это давно и успешно делает компания, значительно ускоряет их выход, совершенствуя показатели эффективности и безопасности.
LDaily: ГлаксоСмитКляйн является одной из немногих фармацевтических компаний, осуществляющая собственные разработки препаратов и вакцин для борьбы с тремя приоритетными заболеваниями по классификации ВОЗ: ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. Сейчас вы работаете над вакциной от COVID-19 совместно с Sanofi. Расскажите, пожалуйста, на какой стадии вы находитесь? Когда планируется выход вакцины?
Я. Сыроватка: С начала пандемии COVID-19 GSK пристально следит за ситуацией, всесторонне поддерживает глобальные усилия по борьбе с вирусом, а также рассматривает все возможные способы помощи с использованием научных разработок и опыта компании. GSK разрабатывает решения для борьбы с COVID-19, основываясь на четырех принципах: сотрудничество, глобальный подход, обеспечение доступа, готовность к пандемии.
Компания GSK сотрудничает с несколькими организациями, занимающимися разработкой перспективных вакцин против COVID-19, предоставляя доступ к собственной уникальной адъювантной технологии. Она позволяет производить большее количество доз с меньшим количеством антигена. Вакцина с добавлением адъюванта создает сильный и длительный иммунитет против инфекций за более короткое время, по сравнению с вакциной без этого компонента. GSK считает, что для противодействия пандемии понадобится более одного типа вакцины, и надеется, что будет разработано несколько успешных вакцин с использованием адъювантной технологии GSK. Компания планирует с 2021 года произвести до 1 млрд доз адъюванта для обеспечения всех коллаборационных проектов с другими компаниями. Три из этих общих вакцинных проектов находится на разных стадиях клинических исследований:
В сентябре 2020 года руководительница компании GSK Эмма Уолмсли подписала с восемью другими фармацевтическими компаниями обязательства поддерживать целостность научного процесса в ходе исследований и разработки вакцин против COVID-19.
Одновременно с деятельностью по разработке адъювантной вакцины против COVID-19 GSK продолжает направлять усилия в поиск новых способов борьбы с пандемией, включая изучение потенциальных терапевтических средств и моноклональных антител для пациентов с COVID-19. GSK в сотрудничестве с компанией VIR Biotechnology исследует 2 моноклональные антитела для потенциального лечения пациентов с COVID-19. Три исследования находятся на 3-й фазе и одно — на 1/2 фазе. Первые результаты исследований ожидаются в первом квартале 2021 года.
Также в мае 2020-го GSK начала глобальное исследование второй фазы, чтобы оценить, могут ли одни из наших потенциальных новых лекарств, отилимаб, что также является моноклональным антителом, помочь некоторым пациентам с COVID-19, у которых наблюдается чрезмерная реакция иммунной системы, могущая привести к госпитализации или смерти. Результаты этого исследования ожидаются в первой половине 2021 года.
Всю актуальную информацию об активностях GSK по противодействию пандемии COVID-19 можно узнать на сайте компании.
LDaily: Какие могут быть трудности в цепочке поставок? Что нужно учесть? Как вы будете распространять вакцину по всему миру?
Я. Сыроватка: Ключевые задачи, которые ставит перед собой GSK на период пандемии, — это поддержка бесперебойных поставок всех продуктов GSK от производственной площадки к пациенту, разработка новых решений защиты здоровья и благосостояния работников в ответ на пандемию.
Глобально GSK стремится к тому, чтобы вакцины от COVID-19 получили все люди, в них нуждающиеся. В частности, наш адъювант будет доступен для беднейших стран мира — как с помощью пожертвований, так и через сотрудничество с глобальными организациями, которые могут определить потребность и помочь с доставкой.
GSK и Sanofi уже подписали соглашения с правительствами США, Великобритании и Канады, а также с Европейской комиссией на поставку вакцины в случае, если она будет успешной. Кроме того, мы планируем предоставить значительную часть от общего количества доступных во всём мире поставок Глобальному альянсу по вакцинам против коронавируса COVAX, к которому недавно присоединилась и Украина.
Осознавая значительную важность вакцинации в целом и в условиях пандемии COVID-19 в частности, GSK прилагает все усилия для обеспечения стабильного доступа к качественным лекарственным средствам и вакцинам во всех странах мира, включая Украину. В течение 2020 года вакцины производства GSK регулярно поставлялись в Украину без задержек и в запланированном объеме, доступны для проведения плановой вакцинации детей и взрослых как в государственных, так и в частных клиниках.
GSK Украина постоянно следит за развитием ситуации в стране и мире и использует все возможные меры для защиты здоровья сотрудников, медработников, пациентов и поддержания непрерывности бизнес-процессов GSK. В частности, наша компания присоединилась к инициативе Благотворительного фонда «Пациенты Украины», благодаря которой тысячи медицинских работников были обеспечены защитными средствами от COVID-19.
LDaily: Какой может быть стоимость потенциальной вакцины?
Я. Сыроватка: Наш подход к ценообразованию учитывает масштабы COVID-19 и огромное влияние, которое пандемия оказывает на население и системы здравоохранения мира, одновременно придерживаемся баланса с поддержкой устойчивости нашей бизнес-модели. Мы поставляем наш адъювант правительствам и организациям по разумной цене, — либо в форме отдельных адъювантов, либо как часть адъювантной вакцины.
GSK не рассчитывает на получение прибыли от совместной работы над адъювантными вакцинами против COVID-19 во время пандемии. Любая краткосрочная прибыль, которая может быть получена, будет инвестирована в поддержку исследований, связанных с коронавирусом, и в долгосрочную готовность к пандемии.
LDaily: Какие подходы к цифровому здоровью использует ГлаксоСмитКляйн? В чём вы видите наибольшую проблему для GSK в сфере цифровой трансформации?
Я. Сыроватка: Возможности, предоставляемые миром цифровой и виртуальной реальности, огромны. На глобальном уровне GSK сотрудничает с ведущими технологическими компаниями, чтобы по-новому взглянуть на то, как объединить науку, технологии и бизнес. Освоение новых цифровых технологий помогает GSK оперативно использовать инновации и внедрять их в производство продукции. Цифровая трансформация обеспечивает прозрачность процессов, что полностью соответствует ценностям компании. А основные испытания связаны, по моему мнению, с ограничением живого человеческого общения, которое способствует не просто обмену информацией, но и эмоциям, креативным идеям!
Мы постоянно инвестируем в научное и техническое совершенство на глобальном уровне, чтобы разрабатывать инновационные лекарственные средства. Например, в 2018 году компания внедрила инновационный подход «Портфолио, управляемое генетикой», который предусматривает прицельное смещение фокуса на науку, связанную с иммунной системой, широкое применение генетики, возможностей искусственного интеллекта и инвестиций в передовые технологии. Сейчас GSK проводит исследования в новой научной отрасли — биоэлектронной медицине, основанной на использовании миниатюрных имплантированных устройств вместо традиционных таблеток и инъекций.
Что касается «цифрового» здоровья работников компании, то GSK постоянно обновляет систему кибербезопасности и повышает квалификацию своих сотрудников во всём мире, внедряет современные цифровые решения для эффективного управления операционной деятельностью (например, легкое и быстрое онлайн-предоставление отчетности, размещение заказов, коммуникация с клиентами т.д.). GSK предлагает сотрубникам программу восстановления физического и ментального здоровья Feel Good в рамках корпоративного проекта Modern Employer, включающую широкий спектр активностей: программу по восстановлению психологической устойчивости, тренинги по техникам осознанности и ментального здоровья, программу помощи сотрудникам в сложных ситуациях (включая поддержку психологов), программу активизации физических активностей в формате 90-дневного командного соревнования Global Challenge по прохождению 10000 шагов в день, также компенсации занятий фитнесом, участие в марафонах и игровых видах спорта, уникальную профилактическую программу по скринингу и вакцинации.
LDaily: В 2019 году GSK приобрела часть бизнеса в области разработки и производства безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Pfizer. Как это приобретение повлияло на компанию? Изменилась ли структура бизнеса?
Я. Сыроватка: В августе 2019-го GSK объявила о завершении соглашения с компанией Pfizer по объединению бизнесов в области разработки и производства безрецептурных препаратов и товаров для здоровья. Новое совместное предприятие Consumer Healthcare с двумя взаимодополняющими портфелями брендов GSK и Pfizer имеет высокий потенциал занять первые места по доле на мировом рынке безрецептурных средств.
В течение трех лет после завершения сделки состоится отделение нового совместного предприятия от фармацевтического и вакцинального бизнесов GSK. Это намерение открывает путь к созданию новой глобальной биофармацевтической компании и нового мирового лидера в области производства безрецептурных препаратов и товаров для здоровья.
На сегодня в Украине глобальная стратегия воплощается двумя юридическими лицами — GSK Фармасьютикалс и Консьюмер Хелскер, — которые по суммарному объему бизнеса в денежном эквиваленте входят в топ-3 иностранных фармацевтических компаний по итогам 2019-го, имея штат более 400 сотрудников, работающих во всех регионах страны.
LDaily: Насколько ситуация на рынке фармпрепаратов Украины отличается от ситуации в мире?
Я. Сыроватка: 2020-й был особенным для всех отраслей во всех странах на планете. В мировой фармацевтической индустрии сейчас можно отметить расширение портфеля лекарственных средств и повышение спроса на некоторые группы препаратов в связи с пандемией.
В 2020 году общее потребление лекарственных средств в Украине (в розничном и госпитальном сегментах) выросло на 11% в денежном эквиваленте и на 1% — в натуральном выражении по сравнению с 2019-м (по данным Proxima Research International). В долларовом эквиваленте рынок также продемонстрировал рост на 6%. Следует отметить, что в 2020 году одним из драйверов роста рынка стал госпитальный сегмент, продемонстрировав повышение на 35% в денежном и 50% в натуральном выражении. Всего на фоне пандемии лидерами рынка по темпам прироста госпитальных поставок стали препараты АТС групп J01 Антибиотики системного применения, B01 Антитромботические средства, D08 Антисептические и дезинфицирующие средства.
Особенностью украинского фармрынка является доминирование розничного сегмента над госпитальным, который занимает долю 87% в денежном эквиваленте, а также 89% — в упаковках (по данным IQVIA). А это значит, что львиную долю лекарственных средств украинцы покупают в аптеках за собственные средства. Тренды розничного сегмента фармрынка Украины в 2020-м скорее всего отражают панические настроения населения в связи с коронавирусной инфекцией, привычку к самолечению и низкое государственное финансирование системы здравоохранения (в частности, недостаточное покрытие пациентов лекарственными средствами, закупающимися на государственные средства).
В течение последних нескольких лет на государственном уровне были предприняты важные инициативы по реформированию системы здравоохранения, которые должны положительно повлиять на цивилизованное развитие бизнеса фармацевтических компаний в Украине. Это и введение программы реимбурсации, и реформирование системы закупок лекарственных средств (далее — ЛС), и внедрение программы медицинских гарантий, утверждение стратегии иммунизации и возможность использования договоров управляемого доступа для инновационных продуктов. GSK поддерживает реформы, и мы рады внести свой вклад в развитие прогрессивной современной системы здравоохранения в Украине на благо пациентов.
LDaily: Какие меры вы принимаете в сформированной рыночной ситуации, связанной с коронавирусом?
Я. Сыроватка: Деятельность компании в связи со вспышкой коронавирусной инфекции сосредоточена на трех основных сферах: безопасность и здоровье сотрудников, непрерывность бизнес-процессов и стратегический ответ на глобальную ситуацию. С самого начала пандемии GSK активно исследует способы помощи с использованием научных разработок и собственного опыта.
В Украину мы всё так же планируем поставлять современные лекарственные средства и вакцины для эффективной терапии и профилактики заболеваний. Ведь других заболеваний никто не отменял, поэтому люди продолжают нуждаться в качественной профилактике и лечении. Важно отметить, что несмотря на все сложности операционной деятельности в условиях пандемии, GSK продолжает бесперебойные поставки жизненно важных ЛС и вакцин для пациентов Украины. Мы поддерживаем постоянную двухстороннюю связь с нашими сотрудниками, клиентами, партнерами, чтобы максимально быстро реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию и адаптировать к ней все бизнес-процессы.
LDaily: Какие показатели эффективности компании 2020 года? Стал ли он успешным для GSK?
Я. Сыроватка: Несмотря на сложный экономический период, GSK продолжает демонстрировать стабильную производительность, коммерческую эффективность и конкурентоспособность. Мы успешно реализуем долгосрочные стратегические приоритеты — Инновации, Результативность и Доверие. GSK Украина успешно завершила 2020-й, достигнув запланированных финансовых показателей. GSK Фармасьютикалс Украина входит в топ-10 иностранных компаний по объему бизнеса в денежном эквиваленте, стремясь лидировать в сфере вакцин, а также в респираторном и антиинфекционном направлениях.
Как основные достижения 2020 года, я выделила бы следующие инициативы: