Андрей Кривошапко, СЕО Пост Финанс, рассказал LDaily о новых финансовых продуктах, которые существенно облегчают работу бизнеса и жизнь потребителя.
LDaily: В сентябре 2018 года в отделениях «Новой Почты» начала действовать платежная система NovaPay, разработанная компанией Пост Финанс. Что подтолкнуло вас к собственным разработкам?
А. Кривошапко: Изначально разработчиком нашего программного обеспечения был внешний подрядчик, и сперва нас это устраивало. Постепенно, с ростом объемов компании и усложнением процессов, возникли проблемы: труднее давались изменения, иногда срывались сроки, так как система отказывала в работе, и мы не могли принять оплату в отделениях. Скорость обслуживания снижалась, клиенты были недовольны, возникали очереди. Кроме того, оказалось, что масштабировать систему сложно.
Поэтому мы приняли решение, что такой огромный национальный бизнес не может зависеть от постороннего вендора, и сформировали внутреннюю IТ-команду, которая разработала для нас собственную платежную систему и программное обеспечение к ней.
LDaily: Сколько понадобилось для этого времени и с какими трудностями вы столкнулись в процессе?
А. Кривошапко: Наша IТ-команда на тот момент насчитывала около 50 человек. Разработка системы заняла чуть больше года. Мы начали тестировать NovaPay в августе 2018-го, а уже в конце года увидели первые результаты. Сложности? В общем, это очень масштабный проект, который по количеству транзакций в минуту можно сравнить разве что с банковским процессинговым проектом. А с учетом разветвленной сети отделений это был героический проект по запуску платежной системы в каждом из них.
LDaily: Как создание собственной платежной системы отразилось на работе с клиентами?
А. Кривошапко: Только положительно. Прежде всего, мы ускорили бизнес-процессы обслуживания клиентов в отделении. Имеется в виду не только регистрация транзакций в платежной системе на программном уровне, но и вообще весь бизнес-процесс обслуживания клиентов в отделении, когда мы принимаем оплату за посылку. Как результат, мы в 2,5 раза уменьшили время обслуживания. Если вы клиент Новой почты, то наверняка заметили, что самый неприятный фактор — очередь. Когда вы приходите в отделение и видите много людей, стоящих перед вами, это весьма огорчает.
С помощью собственной платежной системы мы оптимизируем процесс. Поэтому всё в корне изменилось в лучшую сторону. Раньше отправка денег при получении посылки занимала в среднем более минуты, а сейчас на это уходит до 30 секунд. При условии оплаты картой — 40 секунд, потому что дополнительное время тратится на проведение платежа банковским POS-терминалом.
LDaily: За период карантина объем посылок вырос более чем на 30%. Справляется ваша система с таким резким увеличением транзакций?
А. Кривошапко: Мы развиваемся довольно быстрыми темпами, поэтому прирост на 30% не был чем-то экстраординарным. В мае у нас был зафиксирован рекорд по количеству транзакций в день через NovaPay — более 1,6 млн. До этого наш максимум был 1,5 млн (перед Новым годом). Но запас нашей прочности десятикратный, и если количество транзакций увеличится в десять раз, они будут проводиться так же успешно.
LDaily: Изначально ваша компания создавалась для оказания финансовых услуг Новой Почте. Сейчас вы существенно расширили спектр услуг. С чем это связано? Какие услуги самые популярные среди клиентов?
А. Кривошапко: Мы начинали как сервисная компания, которая обслуживает основной бизнес по части финансовых операций. Это и сейчас наша основная деятельность. Но с увеличением количества клиентов мы обнаружили, что существует спрос на дополнительные финансовые услуги. Особенно учитывая, что банковская сеть отделений сокращается, а наша сеть, наоборот, растет — мы увеличиваем количество отделений, появляемся в новых населенных пунктах, где раньше нас не было.
По сути, клиенты могут использовать нашу кассу как банковское отделение для осуществления платежей. То есть любой платеж — от пополнения мобильного телефона, уплаты налогов, сборов и до оплаты коммунальных — вы можете сделать в Новой Почте. Здесь же можно снять деньги с карты. Для сельского жителя это нередко вообще единственный способ получить финансовую услугу, не выезжая в райцентр.
В июне мы запустили также услугу по выдаче международных переводов. Сейчас мы сотрудничаем с международной платежной системой RIA, действующей в 158 странах, а это около 400 тыс. пунктов выдачи. То есть работая где-то за рубежом и имея здесь семью, можно перевести деньги и получить их в Новой Почте.
LDaily: Расскажите подробнее об этом. В какой валюте можно получить перевод? Пользуется ли услуга спросом?
А. Кривошапко: Переводы выдаются только в гривнах. Вы можете прийти в отделение «Новой Почты» и получить перевод. А отправить его можно из отделения сети RIA, из почтового отделения или банка-партнера сети в любой из 158 стран, через онлайн-каналы. Уже сейчас мы видим, что на эту услугу есть спрос. Мы считаем, что построили мостик между украинцами за рубежом и их родными и близкими здесь. Переводы поступают со всего мира, в том числе из США, Канады, Австралии, больше всего — из стран Европы. Много отправлений из Польши: например, в июле-августе они составляли около 30% от общего количества.
Главное наше преимущество — в разветвленной сети. С нами перевод получить удобно, потому что мы, образно говоря, на каждом шагу. А еще и выгодно, так как в настоящее время во многих странах действуют акционные тарифы на отправку переводов с выплатой в отделениях Новой почты.
LDaily: Планируете еще расширять линейку финансовых услуг?
А. Кривошапко: Да, безусловно, мы регулярно ее расширяем.
Новая финансовая услуга у нас появляется примерно раз в полгода.
Наша цель на ближайшие несколько лет — стать финтех-компанией с портфелем самых инновационных продуктов как для физических лиц, так и для бизнеса.
Из последних новинок — в конце августа мы запустили услугу «Сейф-сервис». Это сервис безопасных покупок в интернете, когда при оплате за посылку защищен и продавец, и покупатель.
Часто покупатель не доверяет продавцу, а продавец — покупателю, и ни тот, ни другой не желают идти на риск. Не всегда понятно, как эту задачу решать.
Покупатель рискует получить в посылке не то, что ожидал, а продавец опасается, что клиент просто не придет, и ему придется платить доставку своего товара в обе стороны. «Сейф-сервис» помогает минимизировать эти риски.
LDaily: Расскажите подробнее об этой услуге: как обеспечиваются дополнительные гарантии безопасности сделок в интернете?
А. Кривошапко: Всё достаточно просто: при использовании «Сейф-сервиса» сделка осуществляется через мобильное приложение или бизнес-кабинет сайта Новой почты. Нужная сумма для оплаты товара не отправляется сразу на счет продавца, а резервируется на карте, и не перечисляется продавцу до момента, пока не прибыл товар, клиент его осмотрел и согласился оплатить. Продавцу наш сервис дает дополнительные гарантии того, что покупатель придет за товаром, так как нужная сумма для оплаты уже зарезервирована.
Есть уверенность и в том, что это не какой-то фейк или заказ, которого не существует. Кроме того, в случае отказа от посылки продавец не несет никаких расходов на доставку. Таким образом, застрахован и продавец, и покупатель.
LDaily: Какие услуги вы предоставляете предпринимателям?
А. Кривошапко: Прежде всего, это разнообразные способы получения оплаты за свой товар. И при адресной доставке, и при доставке в отделение есть возможность получить деньги на счет, на карточку или наличными, и таким же образом оплатить картой или наличными.
Благодаря NovaPay бизнес-клиенты компании могут отправлять свой товар с оплатой посылки в отделении после предварительного осмотра, с помощью наложенного платежа. Услугу запустили, чтобы украинцы могли комфортнее и безопаснее заказывать товары через интернет.
Кроме сервисов, связанных с логистикой, в 2019 году мы запустили кредитование малого и среднего бизнеса в сегменте e-commerce, а в начале 2020-го вышли на рынок с продажей интернет-эквайринга.
LDaily: Можете подробнее рассказать, что такое интернет-эквайринг?
А. Кривошапко: Интернет-эквайринг — это возможность заплатить за товар или услугу на онлайн-площадке. То есть вы заходите на сайт, например, Allbiz или какого-то другого участника рынка e-commerce, и покупая нужный товар выбираете среди доступных способов оплаты на сайте через платежную систему NovaPay. По сути, это удаленная безналичная оплата.
LDaily: Сколько уже клиентов пользуются услугами вашего интернет-эквайринга и кто они?
А. Кривошапко: Сейчас их уже около 60, и количество растет с каждой неделей.
Через NovaPay на своих сайтах принимают оплаты Allbiz, MD Fashion, Staff, издательство «А-ба-ба-га-ла-ма-га», ювелирный гипермаркет «Золотой стандарт» и другие.
LDaily: Как повлиял карантин на количество онлайн-оплат? Увеличилось ли оно, и если да, то на сколько?
А. Кривошапко: Да, увеличилось. На это повлияло несколько факторов. Во-первых, из-за закрытия офлайн-магазинов резко выросла торговля в интернете. Все продавцы быстро перешли на различные онлайн-каналы продаж: сайты, группы Вайбер, Телеграмм и т.д. И конечно, возросло как количество посылок, так и спрос на финансовые услуги. Во-вторых, в целях своей безопасности люди стремились к бесконтактным методам оплаты — через мобильное приложение, сайт.
В острый период карантина, в апреле-мае, закрылось много банковских отделений, зато мы всё это время работали. Это тоже обеспечило прирост финансовых услуг, особенно в селах, райцентрах, где был приостановлен общественный транспорт и не работали банки. Иногда мы оставались единственным «островком цивилизации» и связи с внешним миром. У нас можно было снять деньги, заплатить за услуги, оплатить товары.
Мы стимулировали людей переходить в онлайн: внедряли новые возможности оплат в приложении и на сайте, даже запустили специальный тариф на наложенный платеж при оплате онлайн, предоставили возможность заплатить за третьих лиц.
Как результат, количество онлайн-оплат выросло вдвое.
LDaily: Тренд последних лет — это защита данных. А ваши клиенты могут быть уверены, что их данные под защитой?
А. Кривошапко: В начале года мы прошли сертификацию по стандарту PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard — стандарт безопасности данных индустрии платежных карт. — Ред.), чем доказали соответствие наших процедур, правил и всей инфраструктуры международным стандартам IT-безопасности. Они позволяют хранить, обрабатывать и передавать данные платежных карт.
Наши клиенты могут быть уверены, что мы уделяем значительное внимание вопросам безопасного хранения данных, и мошенники не получат к ним доступ.
LDaily: Изменились ли планы компании из-за коронакризиса?
А. Кривошапко: Мы реализуем все запланированные проекты. Часть из них направлена на эффективность, они помогут обслуживать клиента быстрее, а часть связана с новыми услугами, о которых мы говорили выше. Планируем таким образом работать и дальше: вводить новые услуги и осуществлять новые проекты, чтобы еще лучше удовлетворять потребности наших клиентов.
Читайте также: Кризис: что делать или чего не делать компании в публичной плоскости
Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8