Стремится ли Украина к тенденциям мировых рынков в развитии аптечных сетей? Является ли этот сегмент бизнеса высокофрагментированным? Каким образом формируется прибыль сети — за счет ценовых показателей или за счет распространения сети по как можно большему количеству регионов?
Статистика
Согласно данным консалтинговой компании ProConsulting и портала apteka.ua, в Украине насчитывается более 21 тыс. аптек (торговых точек). Украинский аптечный рынок характеризуется высокой фрагментарностью, но в последнее время происходит его консолидация. Национальные компании остаются главными операторами аптечного рынка страны.
Тенденции аптечного рынка, USD
Рыночные тенденции
По данным портала apteka.ua, в регионах постепенно увеличивается количество аптечных торговых точек, принадлежащих физическим лицам-предпринимателям (ФЛП). Около 40% общего объема таких точек находится в сёлах и посёлках городского типа. Однако процент коммунальных предприятий в общей структуре аптечного рынка уменьшается. В общем можно отметить такую тенденцию: чем меньше населенный пункт — тем больше доля коммунальных аптек, а также аптечных торговых точек ФЛП. Наибольшее количество аптечных торговых точек сосредоточено в Центральном и Западному регионе Украины. По состоянию на начало июня — это 26,8% и 27,8% всех торговых точек Украины. На территории Киева находится около 7,4% от общего количества точек. Лидеры среди областей по объемам аптек — Днепропетровская, Одесская, Харьковская и Львовская области.
Консолидация фармы
Эксперты отмечают, что хотя большая часть торговых аптечных точек сосредоточена в небольших аптечных сетях, активно происходит процесс консолидации, в результате которого доля крупных сетей в общем объеме увеличилась почти на 5%.
Много точек работает с франшизой. И механизм пока таков: небольшая сеть берет франшизу в сильной большой сети и пользуется ее преимуществами. Другой вариант: обмен акций между малой и большой компаниями, причем малая сеть оставляет за собой некоторые функции управления, тогда как фронт- и бэк-офисы переносятся в большую.
Primus inter pares
Бесспорным лидером является запорожская Аптека «Магнолия» со своими проектами «Аптека низких цен», «Копейка», «Благодия», которая, по прогнозам экспертов, возьмет до 20% рынка. Сеть «Аптек низких цен» за свою сравнительно долгую историю оставляет позади конкурентов уже несколько лет подряд. Она активно расширяет свое присутствие во всех регионах Украины и сегодня имеет 500 торговых точек по стране.
Следующими в рейтингах идут «Сириус-95» с торговой маркой «Желаем здоровья» и аптечной сетью, насчитывающей более 400 аптек; «Мед-Сервис групп» с более чем 300 торговыми точками в 100 городах Украины; «Фармастор» с торговой маркой «Аптека доброго дня», которая позиционирует себя аптечным супермаркетом с более чем 230 торговыми точками.
Прогноз экспертов
По прогнозам экспертов, тенденции развития отечественной фармы в разрезе аптечных сетей будет происходить по следующим направлениям:
В заключение стоит заметить: все эксперты едины во мнении, что более чем 21 тыс. аптечных точек — слишком большое количество для Украины, поэтому требования и вызовы фармацевтического рынка будут еще более жесткими.