Вернуться на сайт
Реформа здравоохранения по-украински

Реформа здравоохранения по-украински

Содержание

21.04.2020 (№ LDaily #3)

Реформа здравоохранения по-украински

Какие риски несет в себе медицинская реформа в Украине? Что призвана изменить? Будет ли финансироваться отрасль так, как заявлено? Заработает ли страховая медицина, и каким, в конце концов, станет рынок медицинских услуг?

Медицина, основанная на авторитетах VS медицина, основанная на доказательствах

В ноябре 2016 года Кабинет Министров Украины одобрил Концепцию реформы финансирования системы здравоохранения, которая является основой всеукраинской реформы. Ее общая суть — модернизация всей системы с целью сделать медицину качественной и эффективной как для государства в целом, так и для врачей и пациентов в частности. Для ее воплощения в жизнь разработан так называемый пакет пациентских законопроектов. Ключевым является законопроект «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств», который вводит принцип «деньги ходят за пациентом». Это значит, что по каждому пациенту в больницу поступит страховая выплата. 8 июня законопроект был принят в первом чтении.

Основными акцентами этого закона являются:

• Гарантии не зависят от дополнительных критериев
ЗНАЧИТ: гарантированные медицинские услуги гражданам страны, иностранцам, лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины, лицам, которые признанны беженцами.

• Переход на международные протоколы лечения
ЗНАЧИТ: позволить учреждениям здравоохранения и врачам перейти от устаревших советских протоколов (алгоритмов) лечения к современным и эффективным методам.

• Равный доступ к единому государственному гарантированному пакету
ЗНАЧИТ: гарантированный пакет состоит из трех списков услуг.

  • Зеленый список — это услуги, которые покрываются государством на 100% (покрывает до 80% всех обращений граждан в медицинские учреждения: неотложная помощь, первичная медицинская помощь, паллиативная помощь);
  • Синий список — услуги покрываются государством частично;
  • Красный список — услуги, которые не покрываются за счет госсредств (эстетическая стоматология и др.).

• Оплата медицинских услуг и лекарственных средств через механизм государственного солидарного страхования
ЗНАЧИТ: страхование реализуется за счет средств государственного бюджета, дополнительные взносы не предусмотрены. В случае частичного покрытия стоимости вводится официальная сооплата государством и застрахованным за счет других источников (добровольного медицинского страхования, средств местных бюджетов).

Застрахованные лица смогут получать медицинские услуги в учреждениях здравоохранения любой формы собственности, а также у физических лиц-предпринимателей, имеющих лицензию на медицинскую практику и заключивших договора по медицинскому обслуживанию населения.

• Вводится единый стратегический заказчик медицинских услуг, новый централизованный орган исполнительной власти — Национальная служба здоровья Украины, которая будет подотчетна только Кабинету Министров, минуя Министерство здравоохранения (во избежание коррупционных рисков).

• Вводится система семейных врачей
ЗНАЧИТ: семейный врач — специалист общей практики, который будет первичным звеном в системе медицинской помощи. Эту должность сможет занимать врач, который прошел в интернатуре подготовку по специальности «Общая практика — семейная медицина», или врачи по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия», подготовленные в высших учебных медицинских заведениях последипломного образования по специальности «семейная медицина» и имеют соответствующий сертификат. Каждый пациент будет самостоятельно выбирать себе такого врача, который за каждого пациента будет получать оплату согласно тарифу. Размер тарифа будет зависеть от возраста пациента, но предполагается, что в среднем будет составлять 210 грн в год за человека. Дело врача первого звена — сделать первичный осмотр и решить вопрос по направлению пациента к узкому специалисту в случае, когда сам не сможет решить проблему. Врачами первого звена также может быть врач-ФЛП. Если пациент недоволен своим врачом семейной медицины, он может его поменять. В этом случае страховое покрытие пациента тоже перейдет к другому врачу.

• Запуск системы реимбурсации
ЗНАЧИТ: цель — сделать любые лекарства доступными всем социальным слоям населения. Пациент по рецепту врача получает лекарства в аптеке, которая получает за медикаменты возмещение от государства.

Кроме того, реформой вводятся госпитальные округа — функциональные объединения медицинских учреждений на соответствующих территориях, обеспечивающие предоставление вторичной (специализированной) помощи местным жителям. Все медицинские учреждения в округе объединяются в единую сеть. Одна или несколько больниц, выбранных жителями, значительно укрепляются, другие же — перепрофилируются. Требования к таким госпитальным округам таковы: обслуживать не менее 200 тыс. пациентов, а время, за которое житель с любой точки округа может добраться до больницы, не должно превышать 60 мин.

По результатам реформы государственные медицинские учреждения получат статусы неприбыльных коммунальных предприятий и, таким образом, будут пользоваться всеми правами и возможностями частных предприятий, не выплачивая налог на прибыль. Медучреждения получат пространство для саморегулирования.

Также вводится собственный ID пациента (электронный реестр в системе E-Health), в котором будет зафиксирована история медобслуживания пациента любыми медицинскими учреждениями и врачами, и с помощью которого государство будет контролировать предоставление конкретных услуг конкретному пациенту. Государство платит по единому тарифу за оказанную услугу реальному пациенту, предоставленную качественно и по международным протоколам лечения и диагностики.

Фарма не осталась в стороне

Отдельным важным пунктом в реформе является реформирование фармацевтического направления, что предполагает изменение системы ценообразования на лекарственные средства и упрощение механизма регистрации лекарств. Также правительство планирует реализовать идею закупки лекарственных средств через международные организации. Продвигается работа по разработке нового «Национального перечня основных лекарственных средств», в который будет включено около 300 наименований препаратов. Вводится система референтного ценообразования и порядок расчета предельных цен на лекарственные средства.

Мнения экспертов

Несмотря на такие масштабные планы, фактически реформа продвигается довольно медленно, не успевая по своему намеченному плану. Кроме того, многие эксперты опасаются, что введение финансирования медицины через Национальную службу станет новой коррупционной основой, и вообще сомневаются в уместности создания аналога МОЗ.

Существуют опасения и по поводу достаточной компетентности семейных врачей, а также созданию двойной оплаты за медуслуги. Не придется ли пациенту всё равно платить дополнительно «в карман» за качество и срочность услуг, за справки, направления и т.д.?

Также эксперты сомневаются в том, потянет ли финансово государство взятые на себя обязательства по оплате гарантированного набора медпомощи и медуслуг на нескольких реформированных уровнях с учетом того, что финансирование предполагается, в общем объеме, покрывать за счет уплачиваемых налогов (в частности НДС). Откуда взять средства, если сейчас бюджет реально обеспечивает не более 7% лекарственных средств? Например, по действующей сейчас системе возмещения медпрепаратов отдельных категорий уже существует государственная задолженность.

Эксперты отмечают и отсутствие самого механизма закупки медицинских услуг. Остается без ответа и вопрос: что будет с теми местными учреждениями здравоохранения под управлением местных властей, оставшимися без госзаказа и бюджетного финансирования, и вообще каковы предполагаются функции, которые должны остаться у местных властей в вопросах здравоохранения?

Поэтому все ждут не концептуального, а практического видения реформы, в том числе — реальных механизмов ее финансирования. Новая модель имеет в себе много противоречий, поэтому ждем ее практической реализации, которая непременно повлечет точечные коррективы. Именно она покажет, оправдались ли положительные прогнозы реформаторов.

Prev Next
WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com