Павел  Харчик

Как бизнес защищает свои интересы, объединяя усилия, рассказал президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий»...

Как бизнес защищает свои интересы, объединяя усилия, рассказал президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий» Павел Харчик

Павел  <span>Харчик</span>

«Успешность фармацевтического бизнеса в Украине напрямую зависит от благосостояния населения»

01.08.2017 (№ LDaily #3)

Как бизнес защищает свои интересы, объединяя усилия, рассказал президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий» Павел Харчик.

Мысль о создании Ассоциации, которая объединила бы большую часть компаний на рынке медицинских изделий, у Павла Харчика и его единомышленников возникла ровно 5 лет назад. Предпосылок к этому было достаточно, а главное цель – отстаивать свои бизнес интересы  не в одиночку, а с командой. Именно в единстве и объединении Ассоциация видит свою основную миссию. В частности, она уже доказала свою состоятельность в лоббировании и защите интересов операторов рынка медицинских изделий. «Мы улучшаем бизнес-климат в стране и наша роль, несомненно, растет», — заверил президент Ассоциации Павел Харчик. В интервью он рассказал о самых важных достижениях в деятельности организации, а также сделал акцент на инструменты, которыми оперирует Ассоциация.

: Павел, расскажите, пожалуйста, о причинах, сподвигших Вас вместе с коллегами-учредителями создать Ассоциацию «Операторы рынка медицинских изделий»?

П. Харчик: До 2012 года рынок медицинских изделий не был подвергнут пристальному вниманию регулятора в лице правительственных органов исполнительной власти. Более того, практически не было  видимой юридической дифференциации между регулированием рынка лекарственных средств и отдельно медицинских изделий. Все изменилось в середине 2012 года, когда состоялся ряд событий, в следствии которых ситуация была изменена в корне. В частности, украинские чиновники пролоббировали изменения в ценообразовательное законодательство, которые коснулись нашего сегмента — введение ограничений на наценку на многие медицинские изделия. Это стало неким катализатором для объединения участников рынка и консолидации общих усилий.

В сентябре того же года мы организовали І украинский форум операторов рынка медицинских изделий, чтобы обсудить дальнейшие действия и выработать единую позицию. Данный форум стал плацдармом для создания Ассоциации, в которую вошли производители, дистрибьюторы , импортеры, сервисные/консалтинговые  компании, которые способствуют легализации медицинских изделий, а также аптеки. Наша главная цель неизменна –

защита интересов операторов рынка, построение цивилизованных и этических правил ведения бизнеса в Украине,  максимальная адаптация локального законодательства к европейскому

Сплоченной командой нам все-таки удалось убедить Правительство, что ограничение наценки не выдержать ни одному субъекту предпринимательства без  плачевных последствий, как для самого рынка, так и для конечного потребителя – пациента учреждение здравоохранения. Для того, чтобы отстоять наши интересы и достичь поставленной цели нам потребовались железная выдержка, упорство и два года времени.

: Отстоять свои интересы в диалоге с государством не так-то просто. Какие методы Вы используете для защиты интересов рынка медицинских изделий?

П. Харчик: За все пять лет деятельности Ассоциации мы используем только правомерные и общепринятые механизмы влияния: для этого представители администрации и членыАссоциации входят в специальные или ad hoc рабочие группы, общественные советы при ключевых для отрасли центральных органах исполнительной власти. Мы также напрямую ведем с ними диалог через корреспонденцию и подготовку проектов нормативно-правовых актов, привлекаем к проблеме офис бизнес омбудсмена и конечно же СМИ, по результатам исследований того или иного вопроса сами часто публикуем статьи, изучаем общественное мнение т.к. проводим анкетирование среди участников рынка, выступаем на многих отраслевых публичных мероприятиях, готовим М-тест к некоторым проектам актов.

Не секрет, что

на сегодня кадровый потенциал органов и их мобильность желает лучшего. Для примера, последним важным для рынка вопросом стало введение ограничения наценки на продажу медицинской техники, о чем я уже упоминал. Сегодня, чтобы государство закупило медицинскую технику,  субъект может наценить максимум 10%. Для медицинской техники это почти невозможно

потому что в стоимость включаются и транспортные расходы, и установка, и гарантийное обслуживание, и обучение инженеров, и многое другое. И это все должно уложиться максимум в 10%. Многие компании просто отказываются от этого рынка и даже меняют сферу бизнеса.

Когда такая мера была введена, на базе Ассоциации мы создали рабочую группуи определили свои дальнейшие действия для урегулирования ситуации. Вместе с тем, привлекли Совет бизнес-омбудсмена, Минэкономразвития, Минздрав , а также все международные компании этого рынка. Дополнительно мы провели встречи с другими ассоциациями с просьбой объединить усилия по этой проблематике и двигаться вместе. На сегодня, к сожалению, вся ключевая работа свелась к Минздраву, который во исполнение поручение Правительства должно определить целесообразность таких изменений и в случае такой «необходимости» поддержать нашу инициативу и выдвигать далее как главный разработчик проект постановления.

: Как рынок медицинских изделий пережил кризис с 2014 по 2016 годы?

П. Харчик: В отличие от рынка лекарственных средств нам немного легче переживать экономические кризисы, т.к. если говорить о средневзвешенной стоимости упаковки, она у нас значительно меньше, чем у ЛС.  Но, если сегодня рынок лекарственных средств начал расти в упаковках, то мы наоборот падаем примерно на 0,1%. При этом в деньгах (в гривне) мы наблюдаем рост около 15-16%.

: Говорят, что благодаря кризису отечественный фармбизнес смог улучшить свои позиции на рынке, а импортные компании немало потеряли из-за курсовых качелей. Такие перемены коснулись и Вашего сегмента?

П. Харчик: В 2012-2013 гг. рынок медицинских изделий был единственным рынком, где и в деньгах, и в штуках импорт был больше, чем отечественное производство. Но с середины 2017 года ситуация изменилась. Национальное производство в штуках уже превалирует над импортом: 54% доли рынка — это украинские компании, а 46% — западные. При этом в деньгах импорт по-прежнему лидирует.

Стоит отметить, что  наш рынок шире, чем  рынок лекарственных средств, потому что для медицинских изделий не требуются лицензирование продаж, импорта и т.д. Тех субъектов, которые реализируют медицинские изделия также больше, нежели лекарственных средств. Таким образом, лекарства продаются только в аптеках, а для медизделий нет таких ограничений. Несмотря на это, в среднем наш сегмент где-то в 10 раз меньше, чем рынок лекарств, и оценивается примерно в  300 млн. долларов.

: Наблюдаете ли Вы в последнее время переориентирование потребительских запросов?

П. Харчик: После кризиса потребитель начал отдавать предпочтение  более дорогостоящим медицинским изделиям, которые, по его мнению, должны быть эффективнее. Это говорит о том, что люди учатся считать деньги и делать выбор в пользу качества, а не цены. Соответственно, население становится образованней в медицине, фармацевтике, все читают, сравнивают. Если у человека есть выбор и возможность купить более дорогостоящий препарат или изделие, то он это сделает. Это показатель кризисных процессов в стране, который доказывает, что успешность фармацевтического бизнеса в Украине напрямую зависит от благосостояния населения.

: Как Вы думаете, меняется ли отношение иностранных компаний к украинскому бизнесу? Они более охотно соглашаются на сотрудничество с украинскими бизнесменами?

П. Харчик: Каждый здравомыслящий человек, читая новости об Украине, не может не опасаться, вкладывая деньги в эту страну. Если говорить о бизнес-партнерстве, то эти опасения сразу отражаются в условиях контракта. Когда у нас начались боевые действия, никто из иностранных партнеров не мог дать отсрочку платежа. Потому что они понимали, что завтра может произойти в стране все, что угодно, и свои деньги они уже никогда не вернут. На сегодня ситуация в Украине стабильно «заморозилась». Могу сказать, что иностранные партнеры с большим оптимизмом смотрят на нашу страну, уже наблюдается доверие, но опасения все равно остаются.

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com