Разговор с первым заместителем директора дочернего предприятия «Укравтогаз» НАК «Нафтогаз Украины» Владимиром Бычковым о необходимости реформирования рынка метана в качестве моторного топливаю.
На какие показатели рассчитывает руководство компании «УКРАВТОГАЗ» после реструктуризации компании и реформирования рынка сжатого газа в качестве моторного топлива? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать? Как амбициозные украинские менеджеры берутся за дело и с какими усилиями они достигают поставленных целей? Серьезный диалог с серьезным человеком. Владимир Бычков как первый заместитель директора «УКРАВТОГАЗ» не жалуется на сложности, а воспринимает их с улыбкой, уверяя, что Украина достойна лучшего.
LDaily: Владимир, охарактеризуйте состояние рынка сжатого природного газа в качестве моторного топлива в Украине.
В. Бычков: В общем понимании рынок стагнирует, причем очень давно, и наша команда пришла в «УКРАВТОГАЗ» как раз с целью изменить ситуацию. Падение рынка сжиженного природного газа (СПГ) Украины в качестве моторного топлива происходит из-за выхода из строя старого автотранспорта и отсутствия у клиентов возможности переоборудования автомобилей, а также — возможности приобретения нового автотранспорта, работающего на СПГ, отсутствие единой последовательной государственной политики, касающейся «экологизации» экономики, как следствие — отсутствие надлежащего правового и экономического механизмов, которые бы стимулировали развитие экологически безопасных технологий и использование автотранспорта на СПГ в отличие от большинства развитых стран мира и ЕС.
Наша команда возглавила «УКРАВТОГАЗ» недавно. Нашей целью является принципиально новые подходы и методы управления и развития предприятия государственного сектора. Мы надеемся убедить органы местного самоуправления в том, что заправлять коммунальный транспорт метаном — это не только внедрение использования экологически чистого топлива, но и экономически эффективное решение. Одним из ключевых моментов, является включение транспорта на СПГ в тендеры на приобретение коммунального транспорта на газу.
В то же время, мы усердно работаем над ребрендингом «УКРАВТОГАЗ», который призван обеспечить хорошую узнаваемость, положительное эмоциональное восприятие, доброжелательное отношение среди постоянных и новых клиентов.
Также в ближайшее время нами запланировано проведение переоснащения и реконструкции заправок. Сейчас все наши инициативы находятся на согласовании в НАК «Нафтогазе» и до конца года, я уверен, мы развернем спадающий тренд рынка в противоположную сторону.
LDaily: Расскажите о стратегических направлениях деятельности компании «Укравтогаз».
В. Бычков: Стратегических направлений несколько:
LDaily: А как в Европе развит рынок метана в качестве моторного топлива?
В. Бычков: В странах Европы введена на законодательном уровне политика экологизации. Там понимают важность сохранения окружающей природной среды и экономические преимущества перехода транспорта на метан. Недавно власти Берлина с целью максимального уменьшения выбросов углекислого газа в городском хозяйстве приняли решение о переводе городских автобусов на использование сжатого природного газа. Очевидно, что введение использования транспорта на СПГ в городском хозяйстве существенно экономит средства и способствует реализации всемирной деятельности по защите окружающей среды.
Вот этих двух показателей достаточно для того, чтобы именно этот вид газа развивать и переводить на него городской транспорт.
LDaily: В чем же его преимущества?
В. Бычков: Метан — самый безопасный и экологически чистый вид топлива. Его использование в качестве моторного топлива имеет значительные преимущества по сравнению с бензиновым и дизельным топливом. В частности, метан:
Следовательно, во многих странах мира применяются меры стимулирования со стороны государства для владельцев и пользователей транспортных средств, работающих на СПГ, независимо от их формы собственности, в соответствии с директивой 2014/94/EU3 (о минимальной инфраструктуре для развития чистых видов горючего ) и 2009/33/EC 4 (об улучшении экологических характеристик автомобилей). В свою очередь, мировой опыт развитых стран, а именно — Италии, Германии, Франции, Китая и т.д. и развивающихся стран (Аргентины, Индии, Бразилии) демонстрирует перспективность использования СПГ как наиболее дешевого и экологичного топлива среди всех углеводородных моторных топлив. В странах Европы за последние 5 лет автопарк на СПГ вырос почти втрое.
LDaily: Какие меры нужно предпринять Украине, чтобы дорасти до европейского уровня?
В. Бычков: На мой взгляд, прежде всего, необходимой является последовательная и эффективная работа, в том — числе на государственном уровне, направленная на донесение до большего круга потребителей информации об эффективности использования в своей деятельности транспорта на СПГ.
Во-вторых, И САМОЕ ГЛАВНОЕ, необходимы интеграция европейского опыта перехода транспорта на метан и конкретные меры со стороны государства для стимулирования использования предприятиями транспорта на СПГ, то есть — на метане.
Я уверен, в случае проведения этих двух мероприятий, Украина уже в ближайшие три года сможет достичь уровня стран Европы по количеству транспорта, использующего СПГ.
Если приложить достаточно усилий — а это динамическая и интенсивная работа, к которой мы готовы — мы достигнем значительных результатов за короткий период.
Однако, наша работа очень ограничена устаревшей бюрократической системой. На примере нашей компании: недвижимость принадлежит государству в лице Минэнергоугля, ФГИ нас тоже контролирует, законодательная база во многих вопросах еще советская. И именно таких моментов очень много, что сильно тормозит процесс реализации внедрения использования транспорта на СПГ. Именно это и является самым трудным.
LDaily: Что самое сложное в вашей работе сейчас?
В. Бычков: Самыми сложными я могу назвать два момента: первый — это работа с госструктурами, а второй — отчаявшиеся люди, которые не проявляют желания работать эффективно, в команде, проявлять инициативу, работать над воплощением идей или даже подавать их. У людей мизерные зарплаты, и убедить их в том, что мы реконструируем систему и выйдем на принципиально новый уровень управления, доходности, а впоследствии — обеспечим рабочими местами и достойной зарплатой, это — не просто трудно, а почти невозможно без видимых результатов. Но нам это удается, возможно, медленнее, чем хотелось бы, но процесс продолжается.
Также хочется добавить, что уменьшение количества автотранспорта, работающего на СПГ, происходит в том числе из-за повышения цены на газ в Украине и полного отсутствия отечественного производства и импорта автотранспорта, работающего на СПГ.
LDaiy: Расскажите об инвестиционных программах «Укравтогаз»?
В. Бычков: У нас она не одна. А именно:
Отдельными пунктом можно назвать — реорганизацию деятельности нерентабельных станций.
LDaily: То есть речь идет не только о техническом переоснащении заправок? Вы на полную силу подключили еще и маркетинг?
В. Бычков: Да, в нашем случае нужен агрессивный выход с новой программой на рынок Украины, полноценное и комплексное наступление. И только так можно сдвинуть нашу ситуацию с места. И мы уже имеем определенные показатели. В частности, я со 100% уверенностью могу сказать, что буквально год назад мало кто знал, что такое «УКРАВТОГАЗ». Кстати, на метан можно перевести весь коммунальный транспорт, дальнобойщики, грузоперевозчиков, хозяйственные предприятия, использующие в своей деятельности крупногабаритный транспорт, то есть — весь социальный транспорт можно перевести на метан.
Сейчас продолжаются переговоры о поддержке всемирной политики экологизации транспорта, то есть — переоснащение коммунального транспорта на метан и заключение нашим предприятием многолетних контрактов с председателями городских советов. Конечно, в приоритете — город Киев. Считаю, что именно Киев должен показать другим городам страны на своем примере эффективность внедрения использования транспорта на СПГ.
Как только мы достигнем успехов в переговорах с городскими властями Киева, бюджетом на следующий год будет предусмотрено приобретение 100-200 автобусов для перевозок пассажиров на СПГ, а это станет движущей силой в работе с другими городами нашей страны. Пока мы не видім существенных препятствий, которые могли бы помешать нам реализовать наши планы. Городской совет Киева понимает важность внедрения использования транспорта на СПГ в городском хозяйстве, что является не просто существенной экономией средств, но и поддержанием европейских ценностей по защите окружающей среды. Игнорирование и бездействие в сфере экологизации приведет к значительным репутационным потерям со страны. Поэтому, городской совет Киева, как и наше предприятие, заинтересован в реализации нашей инициативы …