Именно о такой тенденции рассказал генеральный директор Украинского лизингового фонда и заместитель председателя совета директоров Украинской Ассоциации лизингодателей Александр Кощеев, пояснив LDaily благодаря чему компания добилась таких результатов, а над чем еще предстоит работать. Оказалось, что уверенная динамика на рынке лизинговых услуг началась еще с прошлого года, активизировался один из основных сегментов – сельское хозяйство, который начал активно покупать технику в лизинг.
Также очень интересно было услышать мнение Александра о характеристике компаний, «выживших» в период затяжного кризиса и общего неспокойствия в стране.
LDaily: Александр, расскажите, как сегодня себя чувствует лизинговый рынок Украины?
А. Кощеев: Рост лизингового рынка в 1-ом полугодии этого года составил 21% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: общая стоимость профинансированных предметов лизинга составила 2,5 млрд грн против 2 млрд грн. Эти данные включают показатели по рынку транспорта.
Но есть еще один важный сектор для финансирования, который в последнее время показывает большой рост – сельхозтехника и оборудование.
LDaily: Что на этом фоне происходит с автомобильным лизингом? Как на ситуацию влияет нестабильный курс доллара?
А. Кощеев: Рынок лизинговых продаж заметно расшевелился: за последние 8 месяцев в лизинг было передано 2,7 тыс. автомобилей, что на 61% выше аналогичного показателя 2015 года. (1 676 единиц). Также последние 4 месяца уровень проникновения лизинговых продаж в общие продажи бьёт все рекорды: средний показатель за этот период составил 8,15% (против 6,72% в 2015 году).
Такая положительная динамика с одной стороны объясняется ростом общих продаж автомобилей (на 44%: 41 347 единиц, январь-август 2016 против 28 745 единиц за январь-август 2015), с другой стороны – активизацией игроков лизингового рынка, в том числе в части кобрендинговых программ с автосалонами/автобрендами с целью предложить клиентам наиболее привлекательные условия по финансированию.
Скачки курса доллара США сильно влияют на автомобильный рынок, так как все цены на импортные автомобили напрямую привязаны к валюте. Соответственно, когда курс поднимается, стоимость машин так же поднимается. За последние несколько лет средняя стоимость авто выросла с 250 до 600 тысяч гривен.
Если рассматривать рынок в разрезе сегментов, то в такой ситуации больше всего пострадал low-cost, поднятие цен для данного типа клиентов был существенен и непомерен. С другой стороны, все остальные сегменты показали рост по сравнению с прошлым годом. В бОльшей степени это относится к сегменту volume, в котором представлена самая широкая линейка марок: Fiat, Peugeot, Citroen, Nissan, Renault, Skoda, VW, Ford, Toyota и др.
LDaily: На примере вашей компании, какой вид лизинга самый востребованный сегодня и почему?
А. Кощеев: Сложно выделить отдельный вид лизинга в качестве популярного, так как услуга наполняется исходя из потребностей конкретного клиента. Если говорить о нашей компании, то порядка 80% договоров ULF Finance – это договора чистого финансового лизинга без наполнения сервисными услугами. При этом есть часть клиентов, которые по ряду причин не готовы самостоятельно записываться на ТО, «переобувку», контролировать процесс ремонтов, улаживать страховые события со страховой компанией. Для этого пула клиентов мы можем предложить наполнить договор финансового лизинга сервисными услугами, которые необходимы именно им.
Альтернативой этому предложению может быть оперативный лизинг, который помимо выше перечисленного дает клиенту возможность не выкупать авто, а, например, менять его на более новую модель по истечению срока лизинга. Такой вид лизинга понятен международным компаниям или крупным компаниям, которые приобретают большое количество машин. Если оценивать украинский рынок лизинга новых автомобилей в целом, то оперативный лизинг занимает порядка 2/3 рынка.
Отдельно хочется отметить финансирование б/у автомобилей после лизинга, которое за последние пару лет пользуется все бОльшей популярностью среди наших клиентов.
LDaily: Как обстоят дела с законодательной базой?
А. Кощеев: В целом законодательная база по регулированию рынка лизинга в Украине одна из лучших среди постсоветских стран. Но всегда есть моменты, которые необходимо усовершенствовать.
Наиболее проблемным выглядит вопрос налога на добавленную стоимость в ситуации досрочного возврата предмета лизинга. С 1 января 2015 года вступила в силу новая версия закона об электронном администрировании НДС. При изъятии предмета лизинга должник зачастую не желает регистрировать налоговую накладную, а лизинговая компания не может на это повлиять и согласно новой редакции закона при дальнейшей продаже предмета лизинга должна повторно заплатить данный налог в бюджет. Это категорически неправильно с точки зрения экономической справедливости.
Еще одной проблемой, которую хотелось бы решить, является оплата НДС при покупке авто на б/у рынке. Источником автомобилей с пробегом в большинстве случаев являются физические лица, которые не являются плательщиками НДС. Покупая у них машину и передавая ее в лизинг, лизинговая компания должна платить НДС за всю стоимость. Не так давно данный вопрос был решен для автодилеров: при перепродаже б/у автомобилей НДС считается с разницы в цене, а не со всей стоимости авто. На данный момент мы пытаемся повлиять, чтобы и лизинговая компания была таким покупателем-продавцом.
LDaily: Принимает ли Украинский лизинговый фонд участие в формировании или усовершенствовании законодательной базы?
А. Кощеев: В качестве заместителя председателя совета директоров Украинской Ассоциации лизингодателей я принимаю активное участие в решении тех проблем, о которых говорил выше.
Например, недавно начали более активно работать с Комитетом по финансовой политике и банковской деятельности и с Нацкомфинуслуг над новой редакцией закона о финансовом лизинге. Действующий лизинговый закон морально устарел и не соответствует новым реалиям. Проект предусматривает устранение пробелов и несогласованностей между различными нормативными актами, которые регулируют лизинговую деятельность, и вводит ряд новых понятий, способствующих становлению цивилизованных правил игры.
В наработках к закону также есть дополнительный фокус на защите интересов лизингополучателей и потребителей-физлиц, исходя из логики, что есть сторона, которая априори слабее и менее подкована в юридическом плане.
LDaily: Правда ли, что лизинговые услуги пользуются все меньшим спросом, наблюдается ли такая тенденции в Украинском лизинговом фонде?
А. Кощеев: По данным продаж ULF Finance мы видим обратную тенденцию: после обвала продаж в 2014 году с каждым годом продажи нашей компании наращивают обороты как в количественном выражении, так и в процентном (доля рынка). На данный момент каждый 4-ый автомобиль в лизинг берут через ULF Finance, и мы не останавливаемся на этом показателе, разрабатывая для клиентов лояльные предложения по финансированию. Если посмотреть на долю ULF в общих автопродажах, то в 2014 она составляла около 1%. За 8 месяцев 2016 г. этот показатель увеличился до 1,7%.
Наша компания является эксклюзивным лизинговым партнером программы BMW Financial Services в Украине, также действуют специальные предложения на автомобили Toyota, легковые и коммерческие автомобили Renault.
LDaily: Александр, охарактеризуйте, пожалуйста, как бизнесмен, компании, сумевшие «выжить» в период затянувшегося кризиса в стране на примере тех, кто предоставляет лизинговые услуги?
А. Кощеев: В первую очередь, это компании с «чистой историей», у кого нет серьезных проблем за спиной, например, сложных клиентов, профинансированных на большие суммы, которые по каким-то причинам перестали платить.
Во-вторых, – это компании, конечные собственники которых не разочаровались в стране и не распорядились уходить.
И третье – компании с работающей бизнес-моделью, при которой есть четкое понимание, что и кому можно продавать, а также оценены и приняты риски. У некоторых наших коллег по рынку лизинга риск-политика очень консервативна, и они не работают с малым и средним бизнесом, а держатся за крупный сегмент. Но это же является и их проблемой, потому что они конкурируют между собой, борются за сделки не всегда на выгодных для себя условиях.
Наша же компания не боится работать с малым и средним бизнесом, физическими лицами, и это видно из приведенных выше цифр. В этом сегменте пока что конкуренция менее жесткая.
Мы формируем риск-политику на долгие годы, но при этом, в случае необходимости, корректируем ее. Например, в период событий 2013, мы пересмотрели нашу риск-политику: исключили ряд видов деятельности из списка тех, с кем могли бы сотрудничать, а также пересмотрели минимальные авансы.
ULF Finance (Украинский лизинговый фонд) работает на финансовом рынке Украины с 2011 года. По данным Украинского объединения лизингодателей, компания заняла первое место по новым регистрациями транспорта (за 9-ть месяцев 2016-го и годовыми показателями 2015 и 2014 годов) и 1 место по объему нового бизнеса (по показаниям 2015 года). Стоимость профинансированных предметов лизинга по итогам прошлого года составила 979,2 миллионов гривен.