Ярослав  Грегирчак

Деловая беседа с заместителем бизнес-омбудсмена Украины о ценности институции и основных проблемных вопросах

Деловая беседа с заместителем бизнес-омбудсмена Украины о ценности институции и основных проблемных вопросах

n9r u7vmiwbv

“В “супермаркете” национальных юрисдикций Украина должна выглядеть конкурентоспособной опцией для инвестирования”

23.11.2016

Деловая беседа с заместителем бизнес-омбудсмена Украины о ценности институции и основных проблемных вопросах.

На что украинские предприниматели жалуются больше всего? В каких случаях обращение в Совет бизнес-омбудсмена не помогает? Разговор LDaily с заместителем бизнес-омбудсмена Ярославом Грегирчаком, который тонко и профессионально разложил проблемы украинского бизнеса на составляющие.

LDaily: Ярослав, с чем в Совет бизнес-омбудсмена обращаются чаще всего и каное количество из этих жалоб вы удовлетворяете?

Я. Грегирчак: За 16 месяцев работы в Украине (прим. – Совет начал принимать жалобы 20 мая 2015) мы получили более 1300 жалоб от предпринимателей из всех областей Украины. Сейчас закрыли уже более 600 дел с прямым финансовым эффектом более чем 6 миллиардов гривен. Чаще всего бизнес жалуется на действия Государственной фискальной службы Украины и на действия или бездействие правоохранительных органов. Количество жалоб растет из квартала в квартал – например, в третьем квартале этого года мы получили рекордное количество обращений за всю историю нашей деятельности – 242.

Рассмотрение некоторых жалоб, над которыми уже началась работа, иногда вынуждены прекращать. Речь идет о тех случаях, когда во время нашего рассмотрения жалобщик обратился в суд, в таком случае мы прекращаем наше расследование. Это классический критерий, который мы применяем на этапе еще первичного изучения жалобы, когда она только попала к нам

В решениях судов мы ни в коем случае не сомневаемся, и было бы очень неконституционно, если бы в Украине существовал орган, который бы был органом параллельной юстиции. Так же, кстати, мы не принимаем в производство жалобы, которые на момент поступления к нам находятся на рассмотрении в суде или по существу которых уже есть решение суда. Иногда так происходит, что жалобщики (сознательно или бессознательно), но не раскрывают нам такую ​​информацию. Как правило, мы ее все равно находим, хотя, к сожалению, и вынуждены тратить на это время.

Если же говорить о критериях, то обращаю внимание на то, что мы не рассматриваем жалобы на споры, которые имеют частно-правовой характер, например, если это имущественный спор в чистом виде. Кроме того, обратившись к нам, жалобщик должен доказать что он, по крайней мере, пытался самостоятельно коммуницировать с государственным органом по сути своей проблемы. Поэтому очень важно, чтобы прежде, чем обращаться в Совет бизнес-омбудсмена, жалобщик получил обратную связь от государственного органа.

У нас также есть еще один критерий, под который подпадает рассмотрение жалоб – фактически, это своеобразный срок исковой давности. У нас это 1 год. Имеется в виду, чтобы обстоятельства, которые составляют суть жалобы, не были такими, что имели место быть очень давно. Правда, в реальной жизни мы довольно редко его применяем. Например, по результатам прошлого года по этому критерию мы не взяли в работу только 3 жалобы.

LDaily: Наблюдается ли определенно однозначная тенденция в поступлении жалоб в работе Совета?

Я. Грегирчак: Сложно ответить однозначно. Утверждать можно только то, что уменьшается количество жалоб, которые мы не берем в работу по результатам первичного анализа, то есть бизнес начинает лучше понимать, как с нами работать. Если сравнить данные за четвёртый квартал 2015 года, когда мы отклонили 37% жалоб, с третьим кварталом 2016 года, когда мы отклонили всего 25% (во 2-м квартале еще меньше – 19%), то часть  отклоненных жалоб существенно сократилась, соответственно, часть жалоб, оставшихся в работе – увеличилась. Следовательно, уменьшается количество жалоб, которые мы не берем в работу.

LDaily: Какие, по вашему мнению, вопросы сейчас наиболее актуальны для бизнеса?

Я. Грегирчак: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, наверное, надо быть специализированным аналитическим центром или бизнес-ассоциацией. Обычно именно они анализируют состояние дел и констатируют положительные моменты, например, сколько и чего продали, какое количество тендеров выиграли, куда движемся с учетом статистики. Что касается нашего толкования актуальности тех или иных вопросов, то пишем системные отчеты учитывая мандат нашей деятельности, который сосредоточен на решении проблем, которые негативно характеризуют качество бизнес-среды в стране. По состоянию на сейчас мы подготовили 8 таких отчетов, по таким, в частности, темам, как администрирование налогов, злоупотребление полномочиями со стороны правоохранительных органов, ВЭД, коррупционные факторы в строительстве, проблемы в сфере защиты экономической конкуренции, присоединение к электроснабжению и тому подобное.

Что касается индивидуальных жалоб, то могу подтвердить, что основной является фискальная тематика, и ГФС является безоговорочным лидером в нашем печальном хит-параде

Кстати, с начала этого года к нам начало поступать ощутимо меньше жалоб по тематике государственных регистраций. Именно такими заявлениями занимается соответствующая ведомственная апелляционная комиссия при Министерстве юстиции, и именно это тот орган, куда попадают подобные заявления. Если бы такой комиссии не было, очевидно, мы бы получали подобных жалоб намного больше. Хотя иногда случается и такое, что обращаются и к нам, и к ним.

LDaily: Кстати, по регистрационной тематики: вы как юрист, чем бы могли объяснить даже такое количество рейдерских захватов в Украине? Чего не хватает тем, кто страдает от них?

Я. Грегирчак: Такое положение дел в нашей стране аккумулировалось десятилетиями, но то, что делает сейчас Минюст заслуживает огромного уважения. Хотя я не был в команде, которая занималась разработкой антирейдерского закона №5067 (принят ВРУ 6 октября 2016), могу сказать, что я увидел довольно системные комплексные изменения в части повышения объема ответственности субъектов регистрационной деятельности, введение обязательного нотариального удостоверения подлинности подписей в корпоративном решении (который является основанием для совершения регистрационного действия), планки ответственности частных нотариусов за заведомо нелегитимные действия и т.д.

Рейдерство – это одно из проявлений состояния общественных отношений, ментальности, политической и бизнес-культуры, определенным образом демонстрируют себя через призму недостатков в законодательстве. Поэтому общественная турбулентность находит свое проявление через различные явления, в том числе и через рейдерство. В нашей стране, например, рейдерство является одним из проблемных элементов переходного периода в общественном развитии постсоветской страны.

LDaily: Как, в таком случае, предприятиям себя защищать?

Я. Грегирчак: Защита будет эффективна только тогда, когда эффективными будут правоохранительные органы и так же эффективно будет работать судейская ветвь власти. То есть если в стране работает верховенство права, то таких проблем просто не должно быть, а если и будут, то с единичным характером, а не системным.

LDaily: На что рассчитывают предприниматели, которые обращаются в Совет бизнес-омбудсмена с жалобами?

Я. Грегирчак: Если коротко,на возможность нормально работать. Хотелось бы, чтобы бизнес имел поменьше фискального прессинга, чтобы возвращали ПДВ, чтобы был нормально функционирующий онлайн кабинет налогоплательщика, чтобы была возможность коммуницировать с фискальной службой онлайн и получать живую информацию, чтобы налоговые декларации регистрировались без проблем, чтобы не приходили с неожиданными проверками, а если есть постановление следственного судьи, то чтобы приходили те, кто в ней указаны, и по тому адресу, который там указан, и в то время, которое там предусмотрено. Я говорю об очевидных вещах, которые должны просто работать определенным образом.

LDaily: Можете ли вы дать некоторые советы украинским предпринимателям?

Я. Грегирчак: Прежде всего, лучшего контроля качества документов и привлечения профессионалов к обслуживанию своих бизнес-процессов, минимизации юридических, и не только, рисков. Отсутствие всего этого часто является предпосылкой для тех проблем, с которыми бизнесмены сталкиваются еще до момента направления жалобы к нам. Более того:

если проблема уже возникла, следует правильно выстраивать стратегию реагирования на нее, а это тоже требует того же самого правильного профессионального ресурса

Хотя, что греха таить, мы видим разные проблемы, и малый бизнес не всегда может себе позволить нанять внешних юридических консультантов, при том что вместе со средним бизнесом они составляют 80% наших жалобщиков.

LDaily: В каких странах есть еще институты, подобные Совета бизнес-омбудсмена в Украине?

Я. Грегирчак: Тенденция следующая: чем менее развита страна, тем больше вероятность того, что такой институт там будет. Там, где работают традиционные механизмы разрешения споров, верховенство права и суды, тем меньше потребность в таких учреждениях. В Южной Азии, странах Тихоокеанского региона большая вероятность того, что там можно найти что-то вроде института бизнес-омбудсмена. Что касается стран СНГ – это Грузия и Россия.

LDaily: Что бы вы могли пожелать иностранцу, который планирует инвестировать в Украину?

Я. Грегирчак: Чтобы в «супермаркете» национальных юрисдикций Украина выглядела конкурентоспособной опцией для инвестирования.