Артем Беленков о том, почему не стоит строить долгосрочную стратегию развития компании.
Украину знают, как аграрную страну. И тот момент, что сельское хозяйство не имеет ограничений в перспективах развития ни у кого не вызывает сомнений – ни в Украине, ни за рубежом. Молодые, амбициозные и азартные бизнесмены это ощущают просто каждой своей клеточкой и, конечно же, не могут не воспользоваться. Именно таким и является Артем Беленков, основатель аграрной консалтинговой компании SmartFarming, который уверен в том, что сельское хозяйство не просто самое перспективное, но еще и крайне остро нуждается во внедрении инноваций.
LDaily: Расскажите, откуда взялось желание создать SmartFarming — консалтинговую компанию на аграрном рынке? Смогли ли Вы достигнуть желаемых результатов?
А. Беленков: В 2012 году, когда я принял решение создать аграрную консалтинговую компанию SmartFarming, у меня еще не до конца было сформировано понимание проблем аграрного рынка. Но я был уверен, что у него есть большой потенциал. Первые мои сделки с будущими клиентами (агрокомпаниями, агрохолдингами) показали, что у них довольно часто отсутствуют инструменты для управления своим бизнесом, а также на достойном уровне не проходит учет договоров аренды земли с пайщиками, что необходимо для управления земельным банком. Это побудило меня развивать себя и свою компанию в данном направлении. На сегодняшний день аудит земельного банка является нашим основным полем работы. Параллельно мы помогаем агрокомпаниям внедрять в свою работу инновации.
Хочу отметить, что конкурентов на этом рынке у нас немного, что очень положительно повлияло на нашу работу. Например, с 2014 по 2015 год у нас ощутимо вырос оборот компании – на 400%, а в 2016 — еще на 100%. Мы рассчитываем, что в 2017 году у нас будут такие же хорошие результаты, и обороты вырастут еще на 200%.
LDaily: В каких еще направлениях работает компания, кроме учета земельного банка?
А. Беленков: У нашей компании SmartFarming сейчас несколько направлений, в которых мы развиваемся. На данный момент одной из основных наших задач является внедрение точного земледелия, для которого мы проводим глубокий анализ в соответствии с требованием нашего клиента. Точное земледелие невозможно провести без системы управления земельным банком. Потому что каждый агробизнесмен должен владеть информацией о состоянии его участков и полей. Это демонстрирует, насколько зависимы между собой направления нашей работы.
Также мы помогаем нашим клиентам разумно подходить к покупке необходимой техники. Нам часто приходится сталкиваться с тем, что приобретается много дорогой техники, которой никто не знает, как пользоваться. Если аккумулировать денежные средства всех подобных покупок, то мы получим колоссальную сумму в размере миллиона гривен или долларов. Поэтому наша задача – максимально уменьшать бюджет бессмысленных покупок. Взамен
мы предлагаем нашим клиентам сделать их бизнес современнее, внедряя новейшие технологии. Например, спутниковый мониторинг, GPS-мониторинг, использование дронов для наблюдения за состоянием полей. Это очень помогает обратить внимание на свои ошибки, изменить процесс работы
LDaily: Как вы проводите аудит земельного банка?
А. Беленков: Управление земельным банком – важный момент в развитии аграрного бизнеса. Потенциальным инвесторам мы предоставляем информацию о площади участка, информацию по обмену земельными участками. Таким образом клиент получает полную аналитику по договорным отношениям с пайщиками. Здесь мы также предлагаем урегулировать деловые отношения между агрокомпаниями и пайщиками, с которыми нужно уметь работать. Это важно для больших агрохолдингов, которые обрабатывают несколько сот тысяч гектаров. Параллельно мы проводим аудит коммерческой деятельности. Если предприятия проводят закупки товаров, продажи продукта, то мы анализируем, насколько эти компании прозрачно работают, как они выстраивают свой сash flow. Например, у предприятия на 10 тысяч гектаров мы провели аудит по продажам продукции. В итоге у нас вышло, что 10 млн гривен –составлял прямой убыток за счет продажи товара по нижерыночным ценам, плюс 10 млн гривен – это убыток за счет неэффективной продажи в срок.
LDaily: Вашей компании часто приходится сотрудничать с иностранными партнерами? С кем легче везти переговоры – с украинцами или иностранцами?
А. Беленков: На сегодняшний день среди наших клиентов не так много зарубежных представителей. Но с ними однозначно лучше сотрудничать. Иностранным партнерам мы можем продавать продукт в разы дороже, потому что они понимают его ценность. Украинские клиенты в любом случае начинают торговаться, сбивать цену.
Что касается партнерства с украинцами, то здесь очень сказывается наш менталитет. В Украине назвать кого-то своим бизнес-партнером – самое простое, что можно сделать. Эта фраза для многих не несет какой-то ценности и ответственности за свои поступки. За три года существования мы подписали 30 договоров. И сейчас мы выбрали для себя самых надежных партнеров. Наша цель – найти покупателя и предложить ему продукт. Цель нашего партнера – предоставить этот продукт. Но если он не выполняет условия договора, то в таких случаях может пострадать не только клиент, но и мы, так как это наш партнер. Такие непредвиденные ситуации вынуждают нас пересмотреть возможность сотрудничества с ненадежным партнером, а также предоставить скидку клиенту, что приводит к незапланированным затратам.
Для нас взаимодействие с клиентами и обратная связь от них – это ключевой фактор. Для нас крайне важно продолжать эффективное сотрудничество с нашими клиентами. Это продуктивнее, чем выстраивать отношения с новыми. Мы стараемся с ними работать и поддерживать отношения, даже если партнеры ведут себя не очень красиво. Потому что в ближайшее время на рынке консалтинга побеждать будут те, у кого больше обратной связи, кто более мобильный и гибкий, чтобы подстраиваться под требования клиентов и изменения. На такие компании всегда будет спрос
LDaily: За несколько лет существования работа вашей компании, изменились ли тенденции ведения бизнеса на рынке аграрного консалтинга?
А. Беленков: Изменения на аграрном рынке Украины очень ощутимы. Особенно это касается области внедрения инноваций. Если буквально несколько лет назад на рынке работало правило «первый пришел к клиенту со своим продуктом — первый продал», то сейчас они изменились. Консалтинговые компании должны доказать потенциальному покупателю, что они и их продукт лучше, чем у конкурентов. Но здесь есть свои подводные камни. Чтобы получить отзывы о том или ином инновационном продукте, необходимо время, сезон, за которое он сможет показать результат. Но не все готовы ждать.
LDaily: Несмотря на нестабильную ситуацию в стране, вы как руководитель строите долгосрочную стратегию развития компании?
А. Беленков: Я начинал писать стратегию развития. Но каждый раз мне приходилось ее переписывать, потому что мир быстро развивается, появляются новые технологии, которые становятся необходимыми в аграрном бизнесе. Сейчас я понимаю, что строить планы больше, чем на три года, не имеет смысла. На этот период необходимо ставить себе цели на рынке. Поэтому для меня и моей команды приоритетным является определение ключевых задач и корректирование их по необходимости.
LDaily: Для работы на рынке аграрного консалтинга необходим опыт и понимание тонкостей этого сегмента. В Вашей компании спрос больше на опытных сотрудников?
А. Беленков: Мне нравится работать с молодыми людьми, потому что они умеют быстро подстраиваться к инновациям, и всегда в курсе происходящего. Также их проще развивать, они лояльнее, чем опытные коллеги. Чтобы завлекать молодых людей работать в аграрном направлении, мы прописали мотивационную политику компании, которую закрепили в меморандуме. То есть каждый сотрудник может получить 10% от зарплаты на обучение в соответствующей сфере, 20% от зарплаты предоставляется, как подарок на день рождение, есть возможность отдохнуть неделю в санатории. Также
мы даем возможность получать новые знания, у нас есть собственная корпоративная библиотека, к которой имеет доступ каждый сотрудник. И, конечно, отдых
У нас есть четыре годовых корпоратива, походы в кино, а также бонусы от продаж. Благодаря этому в нашей компании отсутствует такое явление, как текучка кадров. За всё время работы компании от нас ушли всего 5 человек.
Читайте также: Аграрный консалтинг: на какие компании в ближайшее время будет спрос?