Я смотрю на Украину как на страну с большим потенциалом, который еще не раскрылся ни для прокатного, ни для лизингового рынка

Хайм Капельников, генеральный директор одной из крупнейших в Украине компаний по аренде автомобилей — Avis Украина, поделился...

Хайм Капельников, генеральный директор одной из крупнейших в Украине компаний по аренде автомобилей — Avis Украина, поделился своими мыслями о цифровой трансформации индустрии проката автомобилей.

0q0a1843 scaled

Я смотрю на Украину как на страну с большим потенциалом, который еще не раскрылся ни для прокатного, ни для лизингового рынка

31.01.2022 (№ LDaily #18)

Хайм Капельников, генеральный директор одной из крупнейших в Украине компаний по аренде автомобилей — Avis Украина, поделился своими мыслями о цифровой трансформации индустрии проката автомобилей.

LDaily: Расскажите, пожалуйста, о себе, своей деятельности и о вашей философии в бизнесе.

Х. Капельников: Мне 54 года, женат, у меня двое взрослых детей, имею опыт управления в компаниях разных направлений больше 30 лет — это коммерческие и общественные организации. В Украине на протяжении 2008–2010 годов был региональным менеджером международной инвестиционной группы с крупными инвестициями в Украину — в сферу банковского лизинга и страхования, — занимал должность заместителя генерального директора по корпоративному бизнесу в банке и был членом совета акционеров в двух лизинговых компаниях, одна из которых — «Avis Украина». А с 2010 года доныне я генеральный директор «Avis Украина». В 2020 году был избран председателем Совета директоров Ассоциации лизингодателей Украины.

Гендиректор для меня — это прежде всего человек с бесконечным оптимизмом и верой в страну, её людей, и в первую очередь в своих сотрудников. За всё время моей работы в «Avis Украина» компания переживала как прекрасные, так и тяжелые времена в стране — скажем, кризисы 2008, 2014 годов, коронакризис… Во все времена я старался максимально сохранить коллектив и заботится о безопасности сотрудников, создавая им благоприятные условия работы.

В кризисные времена проявляется разница между компаниями: одни относятся к своим клиентам и поставщикам как к партнерам, другие видят только личную сиюминутную выгоду без учета ситуации вокруг. Наша компания всегда старалась идти навстречу нашим клиентам — поддерживать, достигать договоренностей, помогать им в трудные моменты. Потому что времена меняются, и если ты игрок надолго, то должен принимать во внимание ситуацию, заботиться о людях и их благополучии, ведь это самое важное для сохранения бизнеса. Любой бизнес в сфере услуг делают люди для людей.

Если подытожить, в компании есть два важнейших ресурса — это её сотрудники и её клиенты. Ты должен поддерживать в сложные времена и тех, и других. Это вызовет доверие и создаст возможность пройти сложное вместе, крепко стоя на ногах, и выйти еще более крепкими, чем вошли в кризис. Эта позиция всегда оправдывала себя. Это позволяет в бизнесе играть в долгую. Не пытаться сделать быстрый максимальный навар, теряя свой имидж. Имя создается годами, а теряется в одно мгновение. Вот это надо не забывать.

Это и есть часть моей философии.

Еще одна ее часть — это простые тезисы, важные для построения серьёзной компании, которая берет на себя обязательства и исполняет их: порядочность и надежность. То, что обещаешь — исполняй. Всё, что ты обещал сотрудникам, клиентам, партнерам и акционерам — исполняй и взамен получишь доверие всего рынка. Когда мы идем навстречу своим партнерам, они потом в определенный момент идут навстречу нам. Когда к вам обращаются за помощью, они должны осознавать, что их услышат.

Так же для сотрудников важно, что их слышат, их голос значимый и они не просто часть компании — они должны чувствовать себя, как будто совладельцы компании. Тогда они лично вовлекаются во все вопросы и делают работу, как для себя лично.

Что касается финансов, наша компания всегда следит за доходностью и в этом очень стабильна, имеет достаточный собственный капитал, что позволяет нам всегда чувствовать себя комфортно. Даже в сложные времена кризиса у нас всегда есть необходимые финансы.

LDaily: Не могли бы вы рассказать больше о деятельности «Avis Украина»?

Х. Капельников: В Украине Avis работает с 1997 года. Это мировой бренд, провайдер услуг по прокату и лизингу автомобилей, который имеет офисы в 185 странах мира. Avis создан в Детройте в далеком 1946 году Уорреном Эйвисом. В Украине компания предоставляет услуги мобильности в любом удобном клиенту формате: от использования автотранспорта в аренду на сутки и больше — и до лизинга для физических и юридических лиц на длительный срок. Мы также формируем большие автопарки для компаний, передаем их в лизинг и полностью обслуживаем весь флит.

«Avis Украина» начиналась со скромного прокатного автопарка из нескольких машин, которые стояли на ж/д вокзале в Киеве. Сейчас мы представлены во всех крупных городах Украины, а наш прокатный парк — это более 3,5 тыс. автомобилей, основная часть из которых — в лизинге. Прокатный парк составляет 10-15% из них.

Я смотрю на Украину как на страну с большим потенциалом, который еще не раскрылся ни для прокатного, ни для лизингового рынка. Последние несколько лет рынок лизинга в Украине растет с огромной скоростью, но надо еще пройти долгий путь, чтобы реализовать весь потенциал. Мы видим будущее в лизинге как сервисе, а не финансовом инструменте, поэтому делаем ставку именно на оперативный лизинг. Это когда вы владеете автомобилем без его покупки, без существенных обязательств, когда вы просто платите за услугу ежемесячно и не имеете больше никаких головных болей, связанных с обеспечением своей мобильности. Компания всё решает за вас: приобретает авто, страхует его, регистрирует, меняет и хранит ваши шины, обслуживает, ставит на ТО и контролирует все сопутствующие процессы, дает вам подменный автомобиль в случае аварии, предоставляет вам техподдержку в дороге 24/7. То есть вы остаетесь мобильным всегда.

В будущем рынок мобильности будет развиваться таким образом, что люди всё реже будут покупать автомобили: этот тренд заметен уже сейчас, мобильность становится популярной услугой, как и любая другая. Не нужно копить большие деньги для покупки машины: ее можно использовать ровно столько, сколько тебе нужно, и именно то, которое ты хочешь в данный момент.

LDaily: Как оцифровка автопарка позволяет улучшить обслуживание клиентов?

Х. Капельников: Все механические процессы должны быть оцифрованы, но в нашем сервисе автоматизация полностью не заменит полноценное общение и обслуживание людей. Когда у клиентов проблема с машиной, он хочет общаться с человеком, который услышит его и сделает всё, чтобы разрешить эту проблему. Даже если она сложная и нерешаемая, мы делаем всё, чтобы помочь. Или, как минимум, клиент должен почувствовать, что за ним кто-то стоит, и он не оставлен на произвол.

Avis во всем мире переходит на систему connected car. Это возможность понимать, что происходит с автомобилем онлайн: его расход топлива, состояние двигателя, колодок и т.п., стиль вождения с точки зрения безопасности (рывки, торможения). Автомобили подключают к интернету, главный модуль собирает данные о техническом состоянии автомобиля и «общается» с различными компонентами транспортного средства. Это может быть встроенный TCU (Telematic Control Unit).

Connected car — очень удобный инструмент для компаний, которые управляют целыми автопарками. Он позволяет лучше понимать клиентов: как они используют транспортное средство, как управляют им. Это поднимает уровень безопасности использования автомобилей и уровень нашего сервиса одновременно. Если мы видим, что какие-то водители более аварийно водят машину, мы можем рекомендовать компаниям направить их на курсы безаварийного вождения. Когда мы видим и знаем, что происходит с автомобилем, то можем идти на опережение и предупреждать потенциальную проблему с автомобилем нашего клиента. То есть решить эту проблему для клиента до того, как она вызовет серьезные последствия.

LDaily: Как вы видите изменение обслуживания клиентов в долгосрочной перспективе?

Х. Капельников: Если глобально, то происходит несколько процессов, влияющих на наш сервис: урбанизация и интеграция новых технологий. Более половины человечества живет в крупных городах, и эта тенденция сохранится. Владеть автомобилем в большом городе стало дорого. Люди постепенно меняют свои предпочтения в поисках более дешевых мобильных решений, все чаще уходя от модели покупки авто к модели владения им, не покупая. В прошлое уходит традиция долго копить деньги на машину, кредиты на нее. Если есть услуга мобильности, которую ты можешь купить со своей текущей прибыли, это гораздо проще и быстрее. Вы можете сегодня купить услугу аренды автомобиля от одного часа, или же услугу лизинга на полтора года и больше (до 4-5 лет) и использовать именно то средство, которое нужно в данный момент. Например, молодой девушке временно нужен городской авто- или электромобиль, но содержать ей машину постоянно не хочется, потому что метро под боком, а летом она даже на самокате будет ездить на работу. Но сейчас для покупок или путешествий ей нужен определенный автомобиль. И его можно арендовать! А через некоторое время эта девушка выходит замуж, и ей теперь нужен автомобиль побольше, потому что появились дети, их надо развозить по кружкам. И отныне она может использовать машину не почасово, а взять его на 2-3 года в лизинг. Или, к примеру, молодой человек сначала хочет ездить на спортивном автомобиле, а завтра он захочет электромобиль, в который помещается три коляски, трое детей и собака. Вот что дает услуга мобильности — удобства! Классический подход накапливать деньги и брать кредиты — это долго и неэффективно. А бывает так, когда наконец-то накопил деньги, но не факт, что этот автомобиль в этом городе тебе всё еще нужен. А деньги, которые человек накопил, вместо вкладывать в автомобиль, который теряет до 20-30% стоимости только при выезде из автосалона, можно удачно вложить и приумножить.

LDaily: Чем вы больше всего гордитесь в «Avis Украина»?

Х. Капельников: Людьми, которые окружают меня, — командой, которую я сформировал здесь. Большинство топ-менеджеров «Avis Украина» выросли в компании и вместе с ней. Мудрый и уверенный в себе генеральный директор берет людей в команду умнее и лучше, чем он сам. Могу сказать, что мой финансовый директор лучше, чем был бы финансовым директором я, та же ситуация с директором по продажам и маркетингу, как и с юристом. У меня есть веский плюс — я сумел собрать их вместе, в одну сильную команду. Я уважаю мнение коллег и обсуждаю его вместе с ними, что делает процесс принятия решений намного эффективней. В конце концов, я принимаю решение в компании и несу полную ответственность за решение, но могу изменить свое мнение и позицию, если ошибаюсь, и я не боюсь признать это и принять точку зрения и позицию коллег. Компании, где генеральный директор принимает решение единолично, находятся на пути в никуда. В моей команде люди в среднем работают более 8 лет, у нас очень низкая текучка кадров, это о многом говорит. Этим я очень горжусь.

LDaily: Можно ли сказать, что аренда автомобилей уже оправилась от пандемии? Как сегодня обстоят дела?

Х. Капельников: Несмотря на то, что 2021 год был хорошим для прокатного бизнеса, даже одним из лучших годов для «Avis Украина», проблема остается в прогнозировании на будущее. Если за год до пандемии мы прогнозировали близко к будущим реалиям, то в этом году сложно планировать, потому что никто не знает, как сложится с пандемией, да и вообще как сложится политическая ситуация в Украине. Год назад, когда всё еще были ковидные ограничения в некоторых странах для туристов, разве мог кто-то утверждать, что в Украину вдруг приедет большое количество туристов из Ближнего Востока, со стран Персидского залива и, в свою очередь, прокат машин в стране получит такой спрос? Мы тоже этого не предвидели, и такой поток туристов очень порадовал нас и удивил. 2022 год будет тоже хорошим, и мы предвидим рост бизнеса по сравнению с 2021-м, но пандемия может всё решить иначе. Мы еще в кризисе, однако начали его больше понимать, но есть ситуации, спрогнозировать которые сложно.

Надо быть гибкими, принимать решения моментально. Мы, понимая ситуацию с пандемией в 2020 году, сократили наш прокатный автопарк и сосредоточились более на корпоративных клиентах лизинга. А в 2021 году увидели, что возрастает спрос на прокат машин, поэтому закупили новый транспорт в наш парк, обновив его на 30%, и смогли удовлетворить спрос. Мы следим за ситуацией, быстро реагируем, но понимать, какова будет ситуация с пандемией даже через полгода — очень сложно.

LDaily: Люди по-прежнему меньше путешествуют. Каким вы видите развитие рынка в последующие годы?

Х. Капельников: Люди меньше путешествуют из-за ограничений, но они жаждут путешествий. После спада волны вируса штамма «Омикрон» и открытия границ, в апреле-мае этого года будет неимоверное туристическое движение в мире и Украине, а также огромный скачок, потому что люди соскучились сидеть дома, хотят забыть о пандемии, хотят путешествовать. Потому что познавать новое, открывать для себя неизведанные горизонты — это часть нашего ДНК. Мы любим путешествовать самолетами, велосипедами, кораблями, и как только откроются границы после спада новой волны коронавируса, будет огромный скачок в употреблении туризмом различных видов транспорта, и конечно же, автомобилей.

LDaily: Как вы относитесь к электрификации? Есть ли в планах перейти полностью на электромобили?

Х. Капельников: Мир переходит на электрокары, а в будущем — и автомобили на самоуправлении. Наш автопарк тоже будет меняться: уже в 2022 году мы планируем приобрести электрокары в наш прокатный парк. Зарядную станцию для них уже установили возле нашего офиса. В лизинг мы еще год назад передали компаниям первые электрокары.

Понятно, что это будущее, и таковых тенденций не избежать. Отношусь к этому позитивно, понимаю, что это тенденция, которую повернуть невозможно, и она оказывает существенное влияние на наш бизнес и автомобильный бизнес в целом. Однако у меня еще есть большие вопросы к качеству электромобилей, их ресурсам. Конечно же, технологии идут вперед, и я уверен, что через 3-4 года технологии, которые еще недоступны, но уже находятся на последних этапах завершения, позволят выпускать более совершенные электромобили, построенные по этим новым технологиям. Эта тенденция неизбежна, к тому же весь мир борется с чрезмерными выхлопами, все хотят уменьшить их, и все страны будут поддерживать электрификацию. Несмотря на то, что инфраструктура в Украине пока что еще далека от идеальной для длинных путешествий на электромобилях, но думаю, что в больших городах электромобили в прокат будут популярны у клиентов даже из-за стремления сохранить природу.

LDaily: Какие планы на ближайшее будущее?

Х. Капельников: Первое — это оцифровка, переход на усовершенствованные IT-платформы, позволяющие нам эффективнее управлять компанией, развивать новые направления бизнеса, создавать «Avis Украина» как компанию, которая будет не просто сдавать в прокат и лизинг машины, а решать мобильность как глобальный тренд. Из классического бизнеса проката и оперативного лизинга компания будет переходить на глобальные решения мобильности человека, востребованные временем.

Кроме этого, мы одни из первых в Украине в этом году запускаем программу оперативного лизинга для физических лиц, модель, которая подразумевает покупку услуги пользования автомобилем на длительный срок. От 1 до 12 месяцев можно будет пользоваться автомобилем из нашего автопарка — это наш продукт Avis Flex. А если нужен абсолютно новый автомобиль на срок от 18 до 48 месяцев — можно приобрести продукт Avis Max. Кроме того, что клиент будет раз в месяц платить за использование транспорта, у него больше не будет никаких затрат, связанных с автомобилем. Думать о покупке машины, регистрации, страховании, хранении шин, прохождении ТО, а потом и о продаже будет наша компания. В том числе нести все риски, связанные с владением машины, будет «Avis Украина». Для клиента же — никаких рисков, просто плати за то, что ты используешь, всё остальное сделаем мы. В ежемесячный платеж будет всё включено, в том числе и подбор-доставка, и подменный автомобиль. Клиенты смогут вернуть машину после окончания срока лизинга, а могут и продлить его или взять новый автомобиль. Это удобный прогрессивный продукт для людей, которые дорожат своим временем, не хотят долго копить, тратить огромные средства на покупку машины и нести риски потери ее рыночной стоимости, заниматься ее продажей, страховкой, шинами и т.д. Хотят, чтобы ему предоставили автомобиль когда нужно, поменяли шины когда нужно, а если не дай бог ДТП, то дали подменный транспорт. Автомобиль — это не актив, а пассив, поэтому владение им может быть дорогим и неэффективным по сравнению с его использованием в качестве услуги.

Услуга оперативного лизинга очень популярна в других странах. В Украине, по всей вероятности, нужно будет изменять ментальность тех людей, которые всё еще смотрят на покупку машины как на основную модель ее использования.

Во всяком случае, «Avis Украина», кроме предоставления услуг краткосрочного и среднесрочного проката для физических лиц, имеет огромный — аж 20 летний — опыт еще и лизинга для юридических лиц. И за эти годы мы развили культуру автомобильного лизинга, по крайней мере, среди наших корпоративных клиентов. А сейчас мы расширяем услугу оперативного лизинга и на физлиц, а значит, еще больше людей в Украине получат возможность быть мобильными на максимально комфортных условиях.