Константин  Иванов

Константин Иванов, директор шведской компании LLENTAB в Украине, поделился с LDaily опытом возобновления деятельности предприятия...

Константин Иванов, директор шведской компании LLENTAB в Украине, поделился с LDaily опытом возобновления деятельности предприятия в логистических реалиях полномасштабной войны, а также мнениями о будущем строительной отрасли Украины

Константин  <span>Иванов</span>

После победы строительная отрасль станет одним из локомотивов экономики

31.05.2023 (№ LDaily #19)

Константин Иванов, директор шведской компании LLENTAB в Украине, поделился с LDaily опытом возобновления деятельности предприятия в логистических реалиях полномасштабной войны, а также мнениями о будущем строительной отрасли Украины

LDaily: Каков был ваш опыт ведения бизнеса во время войны? Какие изменения произошли в вашей компании, с какими трудностями столкнулись и как их преодолевали?

К. Иванов: К началу полномасштабной войны мы имели несколько активных стройплощадок. Монтажные работы везде приостановили, а материалы, которые направлялись в другие регионы, пришлось задержать во Львовской области. Однако самое важное, что наша материнская компания в Швеции без колебаний приняла решение поддержать украинских работников по их релокации в безопасные места. Наши работники и их семьи оказались на несколько месяцев в Польше, Чехии и в западных областях Украины. Компания полностью обеспечила им проживание и расходы на дорогу.

Первое здание в Закарпатье было возобновлено строительство уже через две недели после начала полномасштабной войны — там продолжили монтаж металлоконструкций и сэндвич-панелей. Впоследствии, когда россияне вышли из Киевской области, мы начали возобновлять другие строительства, в том числе два склада под Киевом и здание для мясной продукции в Полтавской области. В апреле уже начали возвращаться работники в Киев, а к середине 2022 года вернулись практически все.

В целом с начала полномасштабной войны мы завершили строительство более 35 тысяч квадратных метров промышленных и складских зданий. Среди них есть также проекты по новым контрактам, подписанным после 24 февраля 2022 года. К примеру, здания для пищевой промышленности в Ровно и Черкассах, а также для сервисного обслуживания грузовых автомобилей в Полтаве. Кстати, бизнесы, связанные с автомобильными грузоперевозками, достаточно хорошо развивались во время войны, поскольку в результате блокирования морских путей логистические потоки перераспределились в сторону железной дороги и автомобильного транспорта.

LDaily: Как изменилась география заказов? Вы говорили, что строите в Полтавской области — на северо-востоке Украины. Какие еще регионы активны?

К. Иванов: Подавляющее количество запросов поступает из киевского, центрального и западного регионов. Запросов практически нет с восточных и южных территорий.

LDaily: Насколько сложно стало привлекать новых клиентов?

К. Иванов: Наш бизнес очень чувствителен к любым изменениям инвестиционного климата. С одной стороны, когда заказчик откладывает решение о расширении производства или инвестиции в новые мощности, мы первые, кто об этом узнает, и сразу видим негативную статистику относительно новых контрактов. Конечно, сложно запланировать. С другой стороны, не все компании, работающие в нашем сегменте, сейчас активны на рынке. Тем не менее, клиентов тоже гораздо меньше. Поэтому соотношение спроса и предложения сохраняется, и в борьбе за любой более или менее крупный объект конкуренция пока высока. Мы не можем повлиять на решение клиента начать строительство во время войны. Знаем его, понимаем, что он хочет строить, но он говорит: так что война сейчас, подождем, пока она закончится. В таком случае это время мы используем, чтобы сделать проектную документацию, а клиент получить разрешения на строительство с тем, чтобы быстро запустить строительный процесс, когда настанет соответствующее время. Есть уже такой опыт относительно нескольких объектов.

LDaily: Сколько сейчас в работе проектов?

К. Иванов: В настоящее время, в мае, одновременно есть четыре здания. Это хорошо, но на полную мощность не работаем. Тем более что достаточно большое количество наших работников защищает Украину в рядах ВСУ. Большинство из них как раз из монтажного отдела. Но мы при этом работаем, поддерживаем присутствие на рынке и остаемся с клиентами. Наши конструкторы сейчас разрабатывают проекты группы LLENTAB для рынков вне Украины, например, для скандинавских стран, Польши и даже Африки. Вообще это время пытаемся использовать для того, чтобы улучшить наши компетенции, научиться новому, больше сделать в направлении повышения квалификации наших работников.

LDaily: В каком процентном соотношении возобновился ваш бизнес?

К. Иванов: Это сложно оценить. С точки зрения новых контрактов, то решений о новом строительстве принимается значительно меньше, чем до начала полномасштабного вторжения России в Украину. Но, с другой стороны, наши контракты долгосрочные, поэтому мы работали, в частности, по проектам предыдущего года. К слову: все проекты, начатые до полномасштабной войны, сегодня выполнены на 100%.

LDaily: Складская недвижимость – один из самых пострадавших от российской военной агрессии сегментов. Как быстро удается восстановить ее? С какими сложностями сталкиваетесь в процессе восстановления? Возможно, спрос превышает возможности компании, сложности в транспортировке, затронуты цепи поставок или другие проблемы… В каком регионе наибольший спрос?

К. Иванов: Вокруг Киева был наиболее развит рынок логистической недвижимости. К сожалению, многие складские здания были уничтожены либо частично, либо полностью. Согласно нашим оценкам, таких площадей около полумиллиона квадратных метров. Это около 20% складских объемов в киевском регионе. Составы с незначительными повреждениями восстанавливаются, и некоторые уже функционируют. Однако, несмотря на растущий спрос, большая часть уничтоженных логистических комплексов сейчас не отстраивается — это все-таки большая инвестиция, поэтому заказчики не спешат. Львовский регион, вероятно, единственный, где активно растет рынок складской недвижимости. Там были введены в эксплуатацию новые логистические объекты даже во время войны.

LDaily: Как за этот бурный период проявили себя ваши работники?

К. Иванов: С начала полномасштабной войны наши работники прекрасно показали себя с точки зрения высокой мотивированности компании и работы в целом. Замечу, что многие украинцы проявили свою силу и храбрость не только в рядах ВСУ, но и в компаниях, которые продолжают работать и платят налоги или непосредственно помогают войску. Наша компания также участвует в благотворительных инициативах. К примеру, группа LLENTAB недавно передала около 3 тысяч квадратных метров кровельного профнастила для восстановления инфраструктурного объекта в Гостомеле. В кооперации со шведской бизнес-ассоциацией мы участвуем в приобретении и содействии доставке полноприводных эвакуационных автомобилей для Вооруженных сил Украины.

LDaily: Удалось ли вам сохранить всю команду? Какие были с этим трудности?

К. Иванов: Наша команда в целом сохранилась. Даже, несмотря на то, что сейчас в рядах ВСУ где-то до 30% наших сотрудников. К сожалению, и потери тоже есть… Однако среди работающих коллег практически не было людей, которые куда-то переехали и все покинули. Большая часть команды – ось компетентных работников, и она сохранилась. И сейчас мы активно используем это время, чтобы усилить эти компетенции.

LDaily: Как вы видите развитие вашего бизнеса в Украине в ближайшие годы? Какие факторы будут влиять на это развитие? Как ваша компания готовится к ним?

К. Иванов: Мы оптимистично смотрим в будущее Украины. И не только мы, но и наши владельцы в Швеции. Мы в LLENTAB понимаем, что после победы строительная отрасль станет одним из локомотивов экономики Украины. Плюс — мы верим, что Украина будет дальше идти по европейскому пути развития, что даст новые возможности для локальных и иностранных инвестиций.

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com