Даниил  Пасько

Для этого важно совершенствоваться в уже предоставляемых услугах, работать над их качеством. Именно таким был главный месседж...

Для этого важно совершенствоваться в уже предоставляемых услугах, работать над их качеством. Именно таким был главный месседж Даниила Пасько, главы наблюдательного совета «Нова пошта», к которому LDaily приехало поговорить о ближайших планах и стратегическом развитии, а заодно и узнать реакцию компании на заявленные планы «Укрпочты».  Узнали: реакция уважительная и даже союзническая.  

ceae133 danpasko4

«Бизнес-модель «Нова пошта» можно отточить на локальном рынке и реплицировать на другие страны»

10.11.2016 (№ LDaily #1)

Для этого важно совершенствоваться в уже предоставляемых услугах, работать над их качеством. Именно таким был главный месседж Даниила Пасько, главы наблюдательного совета «Нова пошта», к которому LDaily приехало поговорить о ближайших планах и стратегическом развитии, а заодно и узнать реакцию компании на заявленные планы «Укрпочты».  Узнали: реакция уважительная и даже союзническая.

Основатель общественной организации Easy Business, соавтор “Профессионального правительства» и выпускник Гарварда Даниил Пасько видит себя востребованным управленцем на развивающихся рынках, в том числе украинском. После форматного диалога и просто общения с человеком настолько глубокого аналитического мышления начинаешь глубже понимать ценность выражения «усиливайте свои сильные стороны» и двигайтесь вперед. LDaily, например, как бизнес-издание, теперь совершенно точно знает цену репутации и уникальной истории компании. Этот вопрос, среди прочих, также был затронут в разговоре с Даниилом.

LDaily: Разговор хотелось бы начать с того, как вы себя чувствуете на должности главы наблюдательного совета «Нова пошта»?

Д. Пасько: С «Нова пошта» я работаю уже больше года, с момента создания самого наблюдательного совета. До момента назначения на эту должность я был независимым директором. Кстати, эту должность не стоит переоценивать, потому что его глава назначается на год, то есть в этом году – это я, а в следующем будет ротация и другой человек из состава на посту главы. Если же в целом говорить о моем опыте работы с «Нова пошта», я восхищен этой компанией и восхищен ее акционерами. Это лучшие примеры украинских предпринимателей.

Вообще я делю украинский бизнес на 2 части – олигархический и предпринимательский. Олигархический – это бизнес, который паразитирует на государственной собственности. Речь идет, как правило, либо о нечестной приватизации, либо о получении какого-то актива и распоряжении им, например, когда государство – поставщик или покупатель каких-либо ресурсов, скажем, нефти или газа.

Предпринимательским я называю тот бизнес, который люди построили с нуля и вывели на национальный, региональный или международный уровень, и который производит качественные продукты и услуги.  И именно такой бизнес мне импонирует намного больше, потому что предприниматели – это люди, которые вложили собственный интеллект, время и ресурсы в строительство эффективной и качественной бизнес-модели. Причем такой модели, которая действует на рынках, где государство не влияет на конкуренцию.

Я хочу сказать, что для победы необходимо создавать качественный продукт. Таким примером и является компания «Нова пошта», которая за 15 лет стала лидером рынка экспресс-доставки, и которая с государством никак не связана, ничего от него не получает и ничего ему не продает. Мы создаем качественную услугу, необходимую людям. Вот таким бизнесом я восхищаюсь.

LDaily: Расскажите, пожалуйста, о стратегии развития компании: она строится исключительно на год или можно говорить о долгосрочных планах?

Д. Пасько: Важно понимать, что наблюдательный совет очень отличается от операционного управления бизнесом. У него есть определенный набор функций, которые сводятся к стратегическому управлению.

  • Первое – назначение топ-менеджмента. Это – CEO, CFO и оценка результатов их работы с последующими назначениями или заменой, которые зависят от проведенной оценки. Это основная функция наблюдательного совета.
  • Вторая функция – стратегическая, причем долгосрочная. Мы говорим о долгосрочных целях и обеспечении ресурсами для достижения этих целей.
  • Третья функция – управление рисками. Это – комплаенс (примечание ред. – от англ. compliance), который включает в себя вопросы отчетности, уплаты налогов, долговой нагрузки, то есть всего, что связано с коммерческими и некоммерческими рисками.

Теперь становится понятно, что наблюдательный совет не принимает решения ежедневно. Для этого есть группа executive менеджеров. Набсовет – это орган, выполняющий только долгосрочные функции. В его составе сегодня 8 человек — 3 сооснователя и 5 независимых директоров, при этом моя роль состоит в формировании повестки дня и управлении подготовкой решений, которые выносит наблюдательный совет. Также я обеспечиваю возможность каждому члену набсовета высказать свое мнение, которое должно быть услышано.  Да, я обеспечиваю прозрачность принятия решений и могу на них влиять, но я не заменяю целый орган в принятии решений.

LDaily: Какие ближайшие планы по развитию компании? Вы планируете оставаться в том сегменте, который отлично освоили на сегодня, или, возможно, планируется введение новых услуг?

Д. Пасько: Совсем скоро у компании «Нова пошта» появится стратегический план на следующие 5-7 лет. Это именно то, к чему мы идем сейчас. В прошлом году набсовет работал над форматом стратегического плана, а вот буквально пару недель назад мы приступили к его созданию. Этот год рассчитываем закончить с готовым результатом.

Среди прочего, план будет содержать миссию и видение компании, анализ внешней и внутренней среды. Внешняя среда – это украинский рынок и мировые тренды, а внутренняя – что сегодня происходит в компании (операционка, люди и т.д.). Потом цели на 5 лет расставляются по своим местам, и вырисовывается план их достижения, после чего мы начинаем анализировать необходимые для этого ресурсы. В итоге получаем финансовую модель сроком на 5 лет и с ее учетом создаем комплекс ключевых показателей эффективности (KPI). Это то, над чем мы уже работаем.

Если же говорить обо мне лично, я рассматриваю этот вопрос в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной. Вертикальная — какие продукты и услуги мы продаем, а «Новя пошта» сегодня является самой большой компанией в Украине по экспресс-доставке. Но помимо этого, мы еще очень активно развиваем и другие услуги, например, финансовые (денежные переводы в кассах, расположенных в нашей сети отделений), международную доставку, фулфилмент. «Нова пошта» уже снимает с многих онлайн-ритейлеров все их операции по доставке, то есть они б сосредотачиваются  на продажах, а мы — на хранении, сортировке, маркировке и доставке товаров.

Если же говорить о дальнейших планах, вероятнее всего, мы будем фокусироваться на уже предоставляемых услугах. Мы хотим усовершенствовать качество существующих услуг, прежде чем выводить на рынок новые.

И вторая плоскость, горизонтальная, географическая: оставаться в Украине или двигаться дальше. Мы уже присутствуем не только в Украине, у «Нова пошта» работают представительства в Молдове и Грузии. Причем опыт работы в Молдове показал, что наша бизнес-модель реплицируема. Ее можно повторить и в других странах. Поэтому я думаю, что можно было бы рассматривать для развития рынки ближнего зарубежья, я имею в виду Белоруссию или Казахстан. После того, как мы отточим свою бизнес-модель на локальном рынке, мы сможем ее реплицировать на другие страны. Правда, здесь появляется вопрос – развиваться органически или покупать уже существующего в этой стране игрока, но это уже надо рассматривать ситуативно.

LDaily: Рассматриваете ли вы развитие инфраструктуры отделений «Нова пошта»?

Д. Пасько: Инфраструктура компании состоит из отделений, которых у нас по стране более 2300, и 37 терминалов, которые создают условия для внутренней и международной логистики. Основная часть — это отделения, которые есть практически во всех населенных пунктах Украины. До конца года планируем открыть более сотни отделений.

Если говорить о терминалах, большинство из них мы сегодня арендуем. Арендованные площади не всегда соответствуют нашим техническим требованиям, поэтому сейчас мы строим национальный терминал под Киевом, куда планируем направить существенную часть наших грузопотоков. И с учетом того, что мы строим его исключительно под себя, то планируем закупить современное оборудование и сделать так, чтобы пропускная способность этого терминала была существенно выше арендованных. Здесь мы сможем внедрить самые современные технологии и безопасности, и энергосбережения. В результате мы хотим сделать нечто среднее между тем, что есть в «Нова пошта» сегодня и технологичными логистическими центрами мировых грандов, где использование человеческой рабочей силы уже стремится к нулю.

Выходит, что наши цели по развитию инфраструктуры – расширить филиальную сеть и построить национальный терминал, который позволит перевести на него существенную часть грузов.

LDaily: За какие средства строится национальный терминал: за свои или за средства, привлеченные из внешних источников, возможно, иностранные инвестиции?

Д. Пасько: Отличный вопрос, касающийся не только строительства терминала. До сегодняшнего момента компания развивалась за счет реинвестирования собственной прибыли и не привлекала внешние ресурсы. Но в будущем «Нова пошта» планирует обращаться за финансированием к внешним источникам: мы ведем переговоры с банками и не только с ними. Уже сейчас очевидно, что для осуществления всего, что предусмотрено стратегическим планом, собственных ресурсов нам не будет хватать. Очень возможно, что через некоторое время компания рассмотрит возможность размещения на фондовых площадках, скорее всего, европейских, а в качестве промежуточного решения, возможно, мы обратимся и за внешним финансированием.

LDaily: Какие финансовые учреждения для привлечения кредитов вы считаете более привлекательными?

Д. Пасько: Если говорить о кредите, надо учитывать стоимость денег и длину этого финансирования, то есть какие проценты мы платим, и на какое время предоставляется кредит. И если эти деньги пойдут на строительство инфраструктуры значит, они долгосрочны, чего мы и хотим. Но кроме этого, есть еще и репутационные показатели. Например, если компанию кредитуют IFC или EBRD — это сигнал, что компания прозрачная, стабильная, а акционеры добропорядочны и политически не аффилированы.  Конечно же, мы предпочтем международных кредиторов, которые помимо денег дают еще и такие позитивные сигналы.

LDaily: Как вы защищаете свои активы, с учетом строительства национального комплекса и расширения филиальной сети, и работаете ли над стратегической защитой активов в принципе?

Д. Пасько: Наверное, риск сохранения права собственности для развивающихся рынков и для Украины является ключевым, и он важен как для локальных, так и для международных инвесторов. К сожалению, право собственности в Украине защищено недостаточно, и исторически так сложилось, что вопросы рейдерства и корпоративных захватов были болезненными и острыми.

Мы стараемся себя защищать вот как:  в первую очередь, не оставлять у себя слабых мест. Мы платим налоги и являемся добропорядочным работодателем. У «Нова пошта» нет истории приватизации, которую можно оспорить, мы тщательно исследуем статус и отслеживаем историю тех объектов недвижимости, которые нас интересуют. Это, безусловно, для нас важно. И тогда, когда мы будем привлекать кредиты, мы будем тщательно проверять историю кредиторов и анализировать, является ли этот партнер комфортным для нас.

Аналогичная ситуация и с привлечением акционерного капитала: вряд ли мы будем что-либо привлекать от субъектов, которые являются спорными и могут нести такие риски. Поэтому по части защиты активов наша стратегия проста – быть в правом поле, соблюдать украинское законодательство, платить налоги и избегать каких-либо корпоративных споров.

LDaily: Означает ли это, что «Нова пошта» неуязвима и у нее нет слабых мест?

Д. Пасько: Мне бы очень хотелось сказать «да», учитывая, что глава набсовета отвечает за управление рисками (улыбается). Но в нашей компании работает около 18 000 сотрудников и 2300 отделений, в прошлом году мы доставили 93 млн отправлений. Я эти цифры озвучиваю для того, чтобы очертить масштаб компании. Зная их, подписаться под тем, что у нас нет слабых мест, наверное, невозможно. Но можно однозначно утверждать, что, если сравнивать «Нова пошта» с другими предприятиями такого же размера, наверное, у нас меньше слабых мест, чем у других.

LDaily: Как вы оцениваете возможную конкуренцию по услуге денежных переводов «Нова пошта» и «Укрпочты»?

Д. Пасько: Мне кажется, что для «Укрпочты» это очень важный компонент, как с точки зрения прибыльности, так и с точки зрения социальной функции. «Укрпочта» сегодня присутствует во многих украинских городах, и если они реализуют эту цель (имеется ввиду озвученная руководством компании цель превратить ее в почтовый банк), она действительно станет окном в мир для многих граждан. Кстати, это полезно и для самой «Укрпочты», которая может извлечь дополнительную выгоду из уже существующей инфраструктуры.

А для нас это по-прежнему небольшая составляющая структуры дохода. Даже если «Укрпочта» очень преуспеет в этой услуге, мы не понесем существенных потерь. Дело в том, что мы до сих пор фокусируемся на доставке посылок. Это немножко другой формат работы – другое построение инфраструктуры, фокус на качестве и минимальной потере, на клиентском сервисе. Это формат добавленной стоимости.

Мы работаем в разных сегментах и нам надо вместе развивать этот рынок. Причем нам предстоит очень много сделать совместно, чтобы достичь принятого за границей уровня обслуживания. И в этом мы, скорее, являемся союзниками, чем конкурентами.

LDaily: Планирует ли «Нова пошта» развивать свои услуги в глубину, например, занять свободные ниши в сегменте почтовых доставок?

Д. Пасько: Конечно же, мы будем предоставлять новые услуги. Наше преимущество в том, что мы с минимальными инвестициями можем увеличивать доход, предоставляя те услуги, которые есть в текущем перечне. Как правило, мы используем существующие технологии, существующую инфраструктуру, уже нанятых людей, добавляя лишь немного. А запуск новой услуги – это всегда дополнительные инвестиции и риски. Например, она может оказаться недостаточно востребованной, недостаточно отработанной с точки зрения операционных процессов, поэтому всегда лучше концентрироваться на уже существующих услугах. Конечно, мы видим на рынке возможности, за которые пока никто не взялся, например, ускоренная доставка за несколько часов между крупными городами. Да и в целом рынок еще полон возможностей и пространства. Здесь есть чем заниматься и что развивать, и работы хватит на всех.