Георгий  Гелетуха

В новом интервью LDaily с председателем Биоэнергетической ассоциации Украины Георгием Гелетухой мы говорим о реальном состоянии...

В новом интервью LDaily с председателем Биоэнергетической ассоциации Украины Георгием Гелетухой мы говорим о реальном состоянии биоэнергетики в Украине. Он анализирует перспективы различных направлений — биометана, биоэтанола, электроэнергии и тепла из биомассы. Георгий Гелетуха откровенно рассказывает, почему рынок стагнирует, что мешает развитию, какие изменения в тарифной политике необходимы и почему биоэнергетика — ключ к декарбонизации и энергетической безопасности Украины.

Георгий  <span>Гелетуха</span>

Сектор производства биометана в Украине демонстрирует положительную динамику развития: запущены первые экспортные поставки в ЕС, реализуются масштабные сертифицированные проекты, имеется техническая база для интеграции в газовую инфраструктуру

15.07.2025 (№ LDaily #23)

В новом интервью LDaily с председателем Биоэнергетической ассоциации Украины Георгием Гелетухой мы говорим о реальном состоянии биоэнергетики в Украине. Он анализирует перспективы различных направлений — биометана, биоэтанола, электроэнергии и тепла из биомассы. Георгий Гелетуха откровенно рассказывает, почему рынок стагнирует, что мешает развитию, какие изменения в тарифной политике необходимы и почему биоэнергетика — ключ к декарбонизации и энергетической безопасности Украины.

LDaily: Как бы Вы охарактеризовали текущее состояние рынка биоэнергетики в Украине?

Г. Гелетуха: Растет в производстве биометана и биоэтанола и стагнирует в производстве электроэнергии и тепла.

LDaily: Какие виды биоэнергии, по Вашему мнению, являются наиболее перспективными для Украины?

Г. Гелетуха: Перспективны все, однако условия для развития у них разные. Биометан и биоэтанол ориентированы на экспорт и, по сути, пользуются системами поддержки в странах ЕС, куда происходит экспорт. Производство электроэнергии и тепла из биомассы ориентировано на внутренний рынок Украины, на котором отсутствуют стимулы и преференции для их производства. Более того, из-за значительного субсидирования цен на газ для населения, природный газ для населения искусственно сделан самым дешевым видом энергоносителя для этого сектора и его замещение биомассой, биогазом, биометаном или RDF экономически нерентабельно. Аналогично, из-за значительного субсидирования цен на электроэнергию для населения, на рынке электроэнергии недостаточно денег и цены на электроэнергию, сложившиеся на рынке, не позволяют рентабельно производить электроэнергию из биомассы и биогаза, особенно после завершения действия зеленого тарифа для новых проектов с 1 января 2024 г.

LDaily: Насколько готов украинский рынок к масштабному внедрению биоэнергетических решений?

Г. Гелетуха: Не готов. Необходимы существенные изменения в тарифной политике на энергоносители для населения и, вероятно, дополнительные преференции для проектов биоэнергетики. Основные преимущества энергии из биомассы – то, что она декарбонизирована и является ответом на процессы глобального потепления планеты, и то, что она прогнозируема и на ее основе может быть создана регулируемая генерация, необходимая для балансировки системы со значительной долей других ВИЭ. При этом такая энергия, как правило, дороже энергии из ископаемых источников. Поэтому, упрощая, вопрос стоит так – хотим остановить глобальное потепление, нужно дополнительное стимулирование для энергии из биомассы и биогаза.

LDaily: Как полномасштабная война повлияла на реализацию биоэнергетических проектов?

Г. Гелетуха: Оккупация и разрушения негативно повлияли на сектор в пределах 5% — значительно меньше, чем на другие сектора ВИЭ и традиционной энергетики. Объясняется это значительно большей рассредоточенностью проектов биоэнергетики по территории Украины.

LDaily: Какую роль может играть биоэнергетика в укреплении энергетической безопасности страны во время и после войны? Может ли она заменить импортный газ, обеспечить автономность общин?

Г. Гелетуха: Может быть, но нужно снять ряд барьеров.

На графике можно увидеть, как в последние годы развивалась украинская биоэнергетика. Здесь приведены официальные данные энергетических балансов Украины в 2010-2020 годах. За более поздние годы статистика в связи с военным положением не публиковалась.

За 2020 год объем «производства биотоплива и отходов» составил 4 241 тыс. т. н. э. (эквивалентно замещению более 5,2 млрд куб. м природного газа в год). Это составляет около 17% потребления природного газа в 2020 году.

Замещение происходило прежде всего при производстве тепловой энергии путем установки котлов и ТЭЦ на твердых видах биотоплива (дрова, древесная щепа, пеллеты из древесины и лузга подсолнечника, солома) в частных хозяйствах, централизованном теплоснабжении, промышленности. Также в Украине работают 140 МВт электрической мощности на биогазе и 178 МВт – на твердых видах биотоплива. Средний темп роста сектора в 2010-2020 годах составлял 11% в год.

В Ровно доля теплоснабжения, обеспечиваемого биомассой, составляет около 30%. Это стало возможным благодаря запуску двух крупных котельных на древесной щепе: 10 МВт и 20 МВт. Благодаря этим объектам город ежегодно экономит около 10 млн куб. м природного газа. В планах коммунального предприятия «Ривнетеплоэнерго» – увеличение доли биотоплива в теплоснабжении города.

Житомир продолжает развивать проекты по использованию биомассы для производства тепла. Город планирует запуск пяти электростанций на биомассе, что позволит снизить объемы потребления природного газа городской энергетической системой до 70%.

В Жовкве (Львовская область) доля теплоснабжения, обеспечиваемого биомассой, составляет 40-50%. Это стало возможным благодаря внедрению двух котельных на древесной биомассе, которые обслуживают около половины потребителей города.

В Дубне (Ровенская область) доля теплоснабжения, обеспечиваемого биомассой, составляет 40-50%. Осенью 2022 года Дубно стало первым городом в Украине, который запланировал полный перевод централизованного отопления на местную биомассу.

Биоэнергетика может и дальше развиваться высокими темпами, замещая импортный природный газ, если будут преодолены барьеры для развития сектора.

LDaily: Какие основные финансовые, юридические, технические или административные барьеры сегодня сдерживают инвесторов в секторе биоэнергетики?

Г. Гелетуха:

Финансовые

  • Налог на выбросы CO₂ для биомассы и биогаза. В Украине он пока составляет около 30 грн/тонну (менее 1 €), тогда как в ЕС — от 60 до 80 €/тонну. В мире биотопливо обычно признают CO₂ нейтральным и не облагают налогом. Проекты законов, которые могли бы способствовать развитию (№9596, №9597 по СО₂, №8052 о бирже биотоплива), заблокированы или продвигаются слишком медленно.
  • В результате отрасль несет значительные дополнительные расходы, что снижает рентабельность проектов. По мере повышения этого налога до реалий ЕС будет расти налоговая нагрузка на сектор биоэнергетики.

Юридические

  • Отсутствие определения CO₂ нейтральности биотоплива в законодательстве Украины приводит к несправедливому налогообложению.
  • Отсутствие цивилизованной биржи биотоплива для твердого биотоплива, что затрудняет доступ к рынку как со стороны производителей биотоплива, так и со стороны энергетиков. Отсутствие биржи биотоплива приводит к нестабильности поставок сырья и сложности планирования и реализации проектов.
  • Распыление ответственности между различными органами (Минэнерго, Минрегион, Госэнергоэффективности) затрудняет координацию и быстрое развитие сектора. Отсутствие единого органа, ответственного за ВИЭ, создает системные препятствия.

Административные

  • Отсутствие единой государственной стратегии и координации — вопросы ВИЭ разбросаны между различными министерствами, нет профильного вице-премьера и отдельного ЦОИВ, ответственного за этот сектор.
  • Отсутствие прозрачности и стандартизированных процедур в сфере торговли твердым биотопливом затрудняет доступ к рынку и делает инвестиции менее привлекательными.

LDaily: Насколько эффективна государственная политика в поддержке биоэнергетики?

Г. Гелетуха: К сожалению, ответственность за развитие биоэнергетики распределена между несколькими министерствами и ведомствами. Производство биометана и электроэнергии из биомассы курирует Минэнерго. Производство тепла из биомассы – Министерство развития общин и территорий. За определенные вопросы отвечает Минагрополитики и Госэнергоэффективности. Считаю недостаточной координацию в вопросах развития биоэнергетики. Уже неоднократно предлагали создать единый государственный орган, который будет отвечать за развитие ВИЭ в Украине, и ввести должность профильного вице-премьер-министра, который будет курировать это направление.

LDaily: Каких изменений Вы ожидаете или требуете на законодательном уровне?

Г. Гелетуха: Необходимы поправки к законам, новые стимулы или защита для инвесторов.

Проблемным является экспорт биометана в страны, не входящие в Энергетическое сообщество. Согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 № 309-VI, экспорт биометана в такие страны, как Швейцария и Великобритания, подлежит обложению экспортной пошлиной в размере 35%. Это делает экспорт экономически невыгодным, несмотря на значительный интерес компаний из этих стран. Решением проблемы могло бы стать освобождение биометана от пошлины и заключение двусторонних соглашений с этими странами о признании украинских гарантий происхождения биометана. Положительным моментом является недавняя регистрация в Верховной Раде Украины проекта закона 13395 от 23.06.2025, который снимает указанные барьеры. Необходимо его скорейшее рассмотрение и принятие.

Важным является решение отменить налог на выбросы CO₂ для биотоплива, включая биометан, по примеру практик Европейского Союза. Сейчас такие установки платят налог наравне с ископаемыми видами топлива, что является неконкурентным. Принятие законопроектов №9596 и №9597 от 09.08.2023 г. позволит устранить это.

Значительной проблемой остается подключение производителей биометана к газораспределительной и газотранспортной системам. Производители биометана сталкиваются с проблемой выполнения требования Кодекса ГТС по качеству газа, который может быть принят в газовую сеть, в части достижения высшей теплоты сгорания 10,06 кВт⋅ч/м3 при принятых стандартных условиях 25 °С/20 °С. Основные причины: 1) биометан не содержит горючих соединений, обычно присутствующих в природном газе (этан, пропан, бутан, пентан, гексан и др.), которые имеют более высокую теплотворную способность, чем метан; 2) технологии обогащения биогаза до биометана не всегда позволяют достичь необходимой концентрации метана (от 97,5% об.), которая обеспечивает значение высшей теплоты сгорания биометана на уровне 10,06 кВт⋅ч/м3 (25 °С /20°С). По нашему мнению, критически важным является принятие Технического регламента природного газа в редакции от 11 апреля 2023 года, который предусматривает допустимое значение 10,5 кВт⋅ч/м³ при 25 °C/0 °C.

Кроме того, существуют задержки с получением технических условий и подписанием соглашений с Оператором ГРС — этот процесс может длиться более 6 месяцев. Предлагается внести изменения в Кодекс газораспределительных систем и ввести типовую форму технического соглашения и предельный срок его подписания — не более 30 дней с момента подачи документа. Также, в летний период из-за снижения потребления природного газа в сети падает давление, что делает невозможной или ограничивает подачу биометана в ГРС. Одним из решений является разработка предложений по финансированию установки компрессоров (reverse flow) для перекачки биометана из ГРС в ГТС.

На внутреннем уровне в Украине до сих пор не сформирована государственная политика по использованию биометана в качестве моторного топлива. Отсутствуют цели и стимулирование потребления биометана в транспортном секторе. Целесообразно установить цели по замещению 5–10% природного газа биометаном в транспорте до 2030 года, развивать сеть заправочных станций, стимулировать использование биометана в общественном транспорте и сельском хозяйстве, а также разработать технические требования к применению CNG и LNG на его основе.

Одной из ключевых проблем является нестабильность финансовых расчетов со стороны ГП «Гарантированный покупатель», что создает риски для функционирования и привлечения инвестиций в проекты производства электроэнергии из биогаза. Систематические задержки с оплатой за произведенную электроэнергию, а также наличие задолженности подрывают доверие инвесторов к сектору. По нашему мнению, с целью стабилизации финансовых расчетов необходимо обеспечить полное погашение долгов ГП «Гарантированный покупатель» перед производителями электроэнергии из ВИЭ, рассмотреть возможность замены ГП «Гарантированный покупатель» на другое учреждение, которое сможет гарантировать стабильную и своевременную оплату, или внедрить альтернативные механизмы 100% гарантии оплаты победителям аукционов, в частности через специальные фонды, государственные или банковские гарантии, или прямое бюджетное финансирование.

Еще одним ограничением для развития новых проектов по производству электроэнергии из биогаза является несоответствие установленного уровня максимального ценового предложения для аукционов по государственной поддержке проектов с ВИЭ (12 евроцентов/кВт•ч) реальным экономическим условиям. При этом большинство биогазовых проектов не имеют возможности обеспечить окупаемость при таком уровне цены. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно провести пересмотр стартовых цен для аукционов по производству электроэнергии из биогаза, увеличить объемы квот, доступных для биогазовых установок, а также доработать законопроект №13219 в части стимулирования производства электроэнергии из биогаза и установить дифференцированные стартовые цены на электроэнергию из биогаза: 15 евроцентов/кВт•ч для станций мощностью более 2 МВт и 18 евроцентов/кВт•ч для малых станций. Такие изменения позволят сделать отрасль электрогенерации из биогаза финансово жизнеспособной, повысить ее инвестиционную привлекательность и обеспечить развитие проектов, имеющих высокий потенциал для декарбонизации энергетики Украины.

Неопределенность относительно включения газотранспортной системы Украины в «взаимосвязанную газовую систему», которая признается единой системой масс-баланса в ЕС, является еще одним критическим барьером. В соответствии с Директивами RED II и RED III, только биометан, поставки которого осуществляются через такую систему, может быть зачтен в цели государств-членов ЕС. Без официального подтверждения со стороны Еврокомиссии украинский биометан не может учитываться в европейских отчетах о достижении климатических целей. Этот вопрос требует прямого политического решения на уровне Украина – ЕС при условии соблюдения производителями требований Директив ЕС по устойчивости, сокращению выбросов и прослеживаемости.

Дополнительным барьером является ограниченный доступ украинского биометана на немецкий рынок. В настоящее время отсутствует официальное разъяснение о возможности зачисления биометана из Украины в систему GHG-квот Германии. Этот вопрос требует инициирования официального диалога с немецкой стороной, внесения изменений в немецкое законодательство и признания биометана из стран Энергетического сообщества как эквивалентного внутреннему продукту. Дополнительными аргументами являются надлежащая сертификация украинских производителей по схемам ISCC/RedCert, решение Суда ЕС и принцип недискриминации в торговле.

На рынке биомассы в Украине сохраняется отсутствие прозрачного механизма ценообразования и сложности с заключением долгосрочных контрактов. Необходимо создать электронную систему торговли, доработать и принять соответствующий законопроект №8052, что позволит ввести систему электронной торговли биотопливом.

Необходимы также законодательные изменения для стимулирования выращивания энергетических растений. На сегодняшний день термин «энергетические растения» отсутствует в законодательстве, соответственно необходимо введение определения термина «энергетические растения» путем принятия проекта закона №12058 от 24.09.2024 года, которым это предусмотрено. По нашему мнению, недостаточный срок договора аренды земли для выращивания энергетических растений препятствует их выращиванию. В связи с этим необходимо увеличить срок договора аренды земли для выращивания энергетических растений до 20 лет. Кроме того, высокая арендная плата за землю в случае выращивания энергетических растений также не способствует их выращиванию. Необходимо установить для деградированных и малопродуктивных сельскохозяйственных угодий государственной и коммунальной формы собственности минимальный предельный размер арендной платы в случае выращивания на них энергетических растений.

Формальное создание реестра биометана в Украине не гарантирует его экспорт. Полноценное функционирование возможно только после синхронизации украинского реестра с Union Database (UDB), поскольку Европейский Союз признает только те гарантии происхождения, которые зарегистрированы или совместимы с этой базой. Отсутствие взаимного признания между ЕС и Украиной лишает украинские гарантии юридической силы на рынке ЕС, что фактически блокирует экспорт и снижает инвестиционную привлекательность сектора. Необходимо подписание межправительственного соглашения между Украиной и ЕС о признании гарантий происхождения, выданных в Украине.

Таким образом, сектор производства биометана в Украине демонстрирует положительную динамику развития: запущены первые экспортные поставки в ЕС, реализуются масштабные сертифицированные проекты, имеется техническая база для интеграции в газовую инфраструктуру. Потенциал производства биометана в Украине до 2050 года составляет до 21,8 млрд м³/год, что позволяет стране стать ключевым поставщиком биометана в Европу.

В то же время, полноценное развитие сектора сдерживается рядом системных барьеров, перечисленных выше. Для раскрытия полного потенциала биометана необходимы комплексные решения на законодательном, регуляторном и межправительственном уровнях.

LDaily: Какие технологии, по Вашему мнению, станут ключевыми для биоэнергетики в ближайшие 3-5 лет?

Г. Гелетуха: Для экспорта — advanced biofuels (передовые биотоплива), включая передовой биометан.

Для внутреннего рынка — когенерация на биомассе и биогазе, котельные на биомассе в системах централизованного теплоснабжения.

LDaily: Видите ли Вы потенциал для коммерциализации украинских разработок в области биоэнергетики? Могут ли отечественные технологии выйти на рынок и привлечь инвестиции?

Г. Гелетуха: Украинские котлы на биомассе доминируют на внутреннем рынке, и значительная часть их экспортируется. В биогазовых и биометановых установках доля местного оборудования и услуг достигает 50%.

LDaily: Какую роль может играть Украина на европейском рынке биоэнергии? Можем ли мы быть экспортером, партнером, производителем сырья?

Г. Гелетуха: У нас очень хорошие перспективы в экспорте биометана. Ориентировочно к 2050 г. мы можем выйти на экспорт до 20 млрд м3/год биометана, что составит до 20% рынка биометана ЕС.

LDaily: Как Вы оцениваете перспективы интеграции украинской биоэнергетики в «зеленый курс» ЕС? Соответствует ли наш сектор европейским климатическим политикам?

Г. Гелетуха: Считаю, что без зеленого курса украинской энергетики и соответствующей климатической политики у нас нет шансов стать членами ЕС.

LDaily: Имеет ли смысл внедрение в Украине системы сертификации и торговли углеродными квотами для проектов биоэнергетики? Как это может стимулировать инвестиции и уменьшить выбросы?

Г. Гелетуха: Да, это важный элемент необходимой климатической политики. В ближайшее время необходимо создать внутреннюю систему торговли квотами на выбросы парниковых газов, подобную EU ETS. Планы Минэкологии – полноценно запустить ее до 2032 г.

LDaily: Какую роль, по Вашему мнению, могут играть местные общины в развитии биоэнергетических проектов?

Г. Гелетуха: Ключевую роль общины будут играть в развитии систем теплоснабжения и когенерации на биомассе и биогазе. В вопросах производства электроэнергии, биометана, биоэтанола ключевую роль будет играть бизнес.

LDaily: Какой из реализованных Вами проектов Вы считаете наиболее знаковым и почему?

Г. Гелетуха: Начало производства и экспорта биометана во время войны, в 2024-2025 гг.

LDaily: Что Вас лично мотивирует оставаться в этой отрасли уже много лет, несмотря на все вызовы?

Г. Гелетуха: Считаю, что без перехода на 100% ВИЭ человечество ожидает глобальный климатический кризис. Биоэнергетика является неотъемлемой составляющей этого перехода.

 

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com