Интервью для LDaily с Хоканом Йюде, генеральным директором Scania Украина, о работе компании в условиях войны, рекордных результатах 2024 года, изменениях на рынке коммерческой техники и инвестиционных планах в Украине. Scania не только сохраняет присутствие, но и усиливает поддержку ключевых отраслей, адаптируясь к новой реальности и оставаясь надежным партнером для украинских перевозчиков.
LDaily: Не могли бы Вы поделиться результатами деятельности Scania Украина за 2024 год?
Х. Йюде: Что касается объемов продаж, то 2024 год стал для нас самым успешным в Украине с момента основания компании здесь в 1993 году. Мы передали клиентам 769 новых грузовиков — и это позволило нам второй раз подряд стать лидером рынка, достигнув доли почти 33% среди европейских производителей тяжелой грузовой техники по количеству зарегистрированных транспортных средств.
LDaily: Чем Вы объясняете такой значительный успех?
Х. Йюде: Нам удалось сохранить нашу команду. Бизнес, в конце концов, — это о людях. И все сводится к тому, что каждый выполняет свою часть работы. Особенно хочу отметить наших сервисных техников, которые ежедневно выходят на работу, чтобы поддерживать клиентов в одиннадцати локациях по всей Украине — от Мукачево на западе до Днепра и Харькова на востоке.
LDaily: Как война в Украине повлияла на деятельность Scania? Как компания адаптируется к изменениям на рынке и в логистике?
Х. Йюде: Война существенно повлияла на весь сектор коммерческих перевозок в Украине, и Scania — не исключение. Нарушение морского экспорта и спад в ключевых экспортных отраслях, таких как железная руда и зерно, заставили всю логистическую систему постоянно адаптироваться. В первые дни полномасштабного вторжения мы быстро перестроили логистику поставок запчастей. Мы открыли временный склад в западном регионе Украины, чтобы обеспечить бесперебойные поставки для наших сервисных центров.
Несмотря на все вызовы — в частности, потерю нашей мастерской в Краматорске — наша сеть продолжала работать. Спрос на коммерческие перевозки в нашем сегменте вырос, что создало дополнительную нагрузку на организацию. Но благодаря децентрализованной структуре, тесным отношениям с клиентами и гибкому, клиентоориентированному подходу мы смогли продолжать поддерживать наших заказчиков и обеспечивать стабильность бизнеса — даже в самые неопределенные времена. И самое главное — мы все это время сохраняли приоритетом безопасность и благополучие наших сотрудников.
LDaily: Изменились ли ключевые приоритеты развития бизнеса в Украине?
Х. Йюде: И да, и нет. Наши долгосрочные приоритеты в Украине остаются неизменными — мы, как и раньше, сосредоточены на предоставлении качественных, устойчивых транспортных решений и помогаем нашим клиентам работать эффективно и прибыльно. В то же время подходы к достижению этих целей стали значительно более динамичными и гибкими.
С начала войны произошло смещение в активности секторов: строительные проекты были в основном приостановлены, зато активизировались перевозки топлива, агросектор, ритейл и дальнобойная логистика. Мы адаптировали нашу операционную деятельность и усилили сервисную поддержку, чтобы соответствовать новым потребностям этих отраслей. Надежная работа техники, доступность сервиса и гибкость стали критически важными — и мы решительно настроены оставаться надежным партнером для наших клиентов при любых обстоятельствах.
LDaily: Вы упоминали, что с начала войны наблюдаются изменения в активности различных отраслей. Какова динамика сейчас? Видите ли Вы признаки возвращения к довоенным тенденциям или формируется новая реальность?
Х. Йюде: До войны среди ведущих сегментов были горнодобывающая промышленность и строительство. Сейчас мы видим, что эти сектора начинают оживать, хотя пока медленно. Я ожидаю, что все виды строительных работ, а также проекты по развитию муниципальной инфраструктуры значительно активизируются после завершения активной фазы войны.
LDaily: Как бы Вы оценили спрос на коммерческую технику в Украине сегодня?
Х. Йюде: Спрос довольно неравномерный и продолжает формироваться под влиянием военной реальности. Некоторые сектора — такие как сельское хозяйство, восстановление инфраструктуры и гуманитарная логистика — остаются активными, в то время как другие действуют осторожнее. Многие компании откладывают крупные инвестиции из-за экономической неопределенности и ограниченного объема работы для всего имеющегося автопарка в Украине. Это также привело к снижению стоимости пробега за километр, что создает дополнительное давление на перевозчиков.
Впрочем, мы наблюдаем рост интереса к транспортным средствам, которые являются надежными, экономичными в потреблении топлива и имеют выгодную полную стоимость владения. В нынешних условиях наши клиенты ориентируются на разумные инвестиции — и мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь им максимально эффективно использовать каждый километр.
LDaily: Сталкиваетесь ли вы сегодня с логистическими вызовами?
Х. Йюде: Как дистрибьютор, мы в целом адаптировались к новой логистической реальности. В начале войны были значительные трудности, связанные с пересечением границы и импортными процедурами, однако со временем мы соответствующим образом перестроили наши операционные процессы. Сейчас мы не испытываем существенных сбоев и способны своевременно доставлять запчасти и технику, чтобы поддерживать нашу сервисную сеть и клиентов.
LDaily: Scania известна своей экологической ответственностью. Как развиваются «зеленые» инициативы компании в Украине?
Х. Йюде: Устойчивое развитие — это сердцевина всего, что мы делаем в Scania. И эта преданность остается неизменной в Украине, даже во время войны. Мы продолжаем продвигать топливоэффективные технологии, внедряем учебные программы для водителей с целью снижения потребления топлива, а также предоставляем цифровые сервисы, оптимизирующие работу автопарков.
Хотя широкое внедрение электротранспорта в Украине пока только начинается, мы активно сотрудничаем с клиентами и заинтересованными сторонами, чтобы подготовить рынок к более устойчивому транспортному будущему. Каждый грузовик, который мы поставляем сегодня, — при условии эффективной эксплуатации — является шагом к уменьшению выбросов и более ответственной транспортной системе в будущем.
LDaily: Существуют ли сегодня государственные инициативы или законодательные изменения, которые поддерживают развитие экологического транспорта в Украине?
Х. Йюде: Да, наблюдаются положительные сдвиги. Правительство ввело стимулы для электротранспорта и активно обсуждает дальнейшие шаги для поддержки «зеленых» перевозок в соответствии с европейскими стандартами. Движение Украины в направлении интеграции с ЕС стимулирует законодательные изменения в сфере устойчивого развития, и мы рассматриваем это как перспективную возможность для транспортной отрасли в долгосрочной перспективе.
В то же время следует понимать, что во время войны экологические приоритеты часто отходят на второй план перед насущными потребностями. Однако мы верим, что заложение основ уже сейчас — через просвещение, диалог и сотрудничество — позволит ускорить переход к экологическому транспорту, как только позволит более широкий контекст.
LDaily: Существует ли спрос на электрические и гибридные грузовики в Украине?
Х. Йюде: Мы наблюдаем растущий интерес, особенно со стороны компаний, которые ставят устойчивое развитие в приоритет и стремятся обеспечить долгосрочную жизнеспособность своих операций. Хотя рынок пока находится на начальной стадии — преимущественно из-за ограниченной инфраструктуры и общей экономической ситуации — разговоры об электромобильности становятся все более частыми.
Мы уже получаем первые пилотные запросы и проводим консультации с клиентами, которые смотрят в будущее. По мере развития зарядной инфраструктуры и стабилизации бизнес-климата мы ожидаем постепенного роста спроса на электрические и гибридные грузовики в Украине.
LDaily: Какие инновационные решения Scania планирует внедрять в ближайшее время?
Х. Йюде: На глобальном уровне Scania продолжает активно инвестировать в электрификацию, автономные перевозки и подключенные сервисы. Именно эти инновации формируют будущее устойчивых и эффективных транспортных решений.
В Украине наша ближайшая цель — расширение цифровых сервисов, таких как удаленная диагностика, мониторинг техники в режиме реального времени и планирование технического обслуживания на опережение. Эти технологии помогают нашим клиентам минимизировать простои, снижать эксплуатационные расходы и принимать более обоснованные решения по управлению автопарком. В изменчивой и нестабильной среде такие инструменты имеют реальную практическую ценность и позволяют бизнесу быть на шаг впереди.
LDaily: Как изменилась сервисная сеть Scania в Украине?
Х. Йюде: Война, безусловно, повлияла на нашу сеть. Мы потеряли мастерскую в Краматорске, которая обслуживала ключевых клиентов в горнодобывающей отрасли. Кроме того, строительство нового объекта в Мариуполе пришлось остановить с началом полномасштабного вторжения.
Несмотря на эти трудности, мы сознательно решили не останавливать развитие. Уже через несколько месяцев после начала войны — летом 2022 года — мы завершили строительство и открыли новую сервисную станцию вблизи Броваров. Это был не просто операционный шаг — это был четкий сигнал нашим клиентам и партнерам: Scania здесь, мы продолжаем инвестировать в Украину и остаемся преданными поддержке страны и тех, кто держит ее в движении.
LDaily: Какие новые услуги или продукты Scania планирует предложить украинскому рынку?
Х. Йюде: Мы постоянно работаем над тем, чтобы новейшее поколение грузовиков и силовых агрегатов Scania было доступно украинскому рынку — с акцентом на повышение топливной эффективности и уменьшение выбросов. Даже в сложные времена инновации остаются ключевой составляющей нашего предложения.
В сфере обслуживания мы недавно ввели гибкие контракты на техническое обслуживание, которые учитывают реалии эксплуатации в Украине. Кроме того, мы разрабатываем финансовые и страховые решения, лучше адаптированные к текущим условиям ведения бизнеса. Все эти шаги являются частью нашей более широкой стратегии: поддерживать клиентов не только продуктами, но и комплексными, гибкими решениями, которые помогают им развиваться.
LDaily: Какие основные вызовы сегодня стоят перед Scania в Украине?
Х. Йюде: Главный вызов — помимо физических рисков, связанных с работой в условиях войны — это сохранение нашей команды. Как и все компании, мы подвержены влиянию мобилизационных процессов, и хотя найти и привлечь квалифицированный персонал становится все сложнее, мы должны готовиться к масштабированию нашего бизнеса после завершения активной фазы войны, когда начнутся крупные проекты по восстановлению страны.
LDaily: Видите ли вы новые возможности для роста компании в Украине?
Х. Йюде: Безусловно. Даже несмотря на нынешние вызовы, мы видим значительный потенциал для роста в Украине. Будущее восстановление логистической инфраструктуры, необходимость модернизации автопарков и переход к более устойчивым транспортным решениям открывают реальные перспективы.
По мере того как Украина приближается к европейским стандартам, мы ожидаем роста спроса на надежную, топливоэффективную и низковыбросную технику. Благодаря нашей глобальной экспертизе, сильному бренду и ориентации на клиента, Scania имеет все предпосылки, чтобы внести весомый вклад в эту важную трансформацию.
LDaily: Каковы стратегические цели Scania в Украине на ближайшие 3–5 лет?
Х. Йюде: Наша стратегическая цель в Украине на ближайшие годы четкая: поддерживать наших клиентов в период изменений, расширять сервисные возможности и укреплять позиции лидера в сфере устойчивых и надежных транспортных решений.
Мы стремимся расширить наше присутствие через сильные партнерства, постоянные инновации и бескомпромиссное качество послепродажного обслуживания. В сервисном направлении наша амбиция — стать лидером на украинском рынке послепродажного обслуживания. В частности, мы планируем развивать сеть, внедряя формат меньших, спутниковых сервисных станций, которые приблизят нас к клиенту.
В конечном итоге, наша цель — внести вклад в восстановление экономики Украины, предоставляя современные транспортные системы, которые будут эффективными, гибкими и будут соответствовать принципам зеленой трансформации.
LDaily: Планирует ли компания инвестировать в локальное производство или новые проекты? Если не сейчас, то возможно в будущем?
Х. Йюде: Сейчас наш главный приоритет — обеспечение стабильности операций и постоянная поддержка наших клиентов в крайне сложной обстановке.
Хотя локальное производство пока не входит в наши текущие планы, мы продолжаем инвестировать в украинскую экономику, финансируя клиентов, которые обеспечивают функционирование критической инфраструктуры. Scania — единственный бренд грузовой техники в Украине, который на протяжении всей войны предлагает лизинг и индивидуальные финансовые решения, построенные на основе полной операционной экономики и долгосрочного планирования — несмотря на общую неопределенность бизнес-среды. Что действительно впечатляет — это то, что наши клиенты добросовестно выполняют свои обязательства и остаются верными бренду Scania, что еще больше укрепляет наше доверие к украинскому рынку.
В то же время мы видим потенциал для инвестиций в будущем — в частности, в расширение сервисной сети, цифровизацию и инициативы, ориентированные на устойчивое развитие. По мере того как Украина движется по пути восстановления и более глубокой интеграции с Европейским Союзом, мы открыты для рассмотрения новых проектов, которые соответствуют нашему стратегическому видению в долгосрочной перспективе.
LDaily: Наблюдается ли в Украине нехватка квалифицированных кадров? Как Scania реагирует на этот вызов?
Х. Йюде: Да, в Украине действительно существует серьезный дефицит квалифицированных специалистов — и эта проблема усугубилась из-за войны, миграции и мобилизации. Согласно последним исследованиям, более 70% компаний сталкиваются с трудностями при найме, особенно в сферах транспорта, инженерии и производства. Ожидается, что ситуация будет оставаться критической в течение следующего десятилетия, и бизнес уже сейчас вынужден конкурировать за таланты не только на внутреннем, но и на европейском рынке труда.
Scania Украина — не исключение. Мы особенно остро ощущаем нехватку квалифицированных сервисных работников, в частности механиков. Чтобы противодействовать этому, мы активно инвестируем в долгосрочное развитие талантов. Одно из ключевых направлений — тесное сотрудничество с профтехучилищами и техническими заведениями, в частности партнерство с Национальным транспортным университетом.
Мы также поддерживаем социальные проекты — среди них программа переквалификации женщин-механиков, которую мы реализуем совместно со шведским фондом Beredskapslyftet — Reskilling Ukraine.
Параллельно мы укрепляем наш бренд работодателя: совершенствуем условия для сотрудников, участвуем в профессиональных конкурсах и активно демонстрируем нашу сильную корпоративную культуру и ценности. Мы также готовимся к будущему, разрабатывая программы адаптации и поддержки для ветеранов, которые возвращаются к гражданской работе. Через нашу лизинговую компанию «Скания Кредит Украина» мы поддерживаем ветеранский хаб TYTANOVI.
В конце концов, для нас это не только преодоление кадрового дефицита — это создание устойчивой, инклюзивной и выносливой команды, которая сможет расти вместе с нашим бизнесом в Украине.
LDaily: Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте Reskilling Ukraine и роли Scania в нем.
Х. Йюде: Reskilling Ukraine — это мощная инициатива, основанная шведской некоммерческой организацией Beredskapslyftet при поддержке правительства Швеции, частных фондов и бизнеса. Ее цель — помочь женщинам и ветеранам в Украине приобрести новые профессиональные навыки и войти в отрасли, где ощущается острый кадровый дефицит.
Scania Украина гордится тем, что является одним из ключевых партнеров этого проекта. С 2024 года мы присоединились к программе подготовки женщин к получению водительских удостоверений категории C, которая включает практические занятия по маневрированию на грузовиках Scania и курсы по безопасному и топливоэффективному вождению.
Недавно мы также присоединились к программе «Автомеханик» — это интенсивный курс, который знакомит женщин с основами технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Обучение сочетает теоретические занятия и практическую работу.
Благодаря этому сотрудничеству мы не только способствуем преодолению дефицита кадров, но и поддерживаем гендерное равенство, создаем реальные возможности для трудоустройства и вносим вклад в социальную и экономическую устойчивость Украины.
LDaily: Какие ключевые результаты уже достигнуты в рамках проекта?
Х. Йюде: Инициатива Reskilling Ukraine Drivers уже дает заметные результаты. По состоянию на 1 октября 2024 года:
Мы воспринимаем эти цифры не просто как статистику, а как отдельные истории изменений, устойчивости и самореализации. Для Scania — это честь быть частью проекта, который действительно оказывает ощутимое влияние — как на транспортную отрасль, так и на украинское общество в целом.
LDaily: Что мотивирует вас больше всего как руководителя Scania Украина?
Х. Йюде: Я всегда говорю коллегам: сейчас мы выполняем самую важную работу в своей жизни. В наших силах поддерживать грузовые перевозки в Украине — и тем самым мы не только обеспечиваем критическую логистику во время войны и поддерживаем экономику сегодня, но и вносим вклад в устойчивость нашей страны и закладываем основу для лучшего будущего.
LDaily: Какие были самые большие вызовы в вашей работе за последний год?
Х. Йюде: Безопасность нашего персонала — всегда наш приоритет №1. Хотя наш бизнес развивается успешно, для меня самое главное — делать все возможное, чтобы условия работы для нашей команды из примерно 200 специалистов по всей Украине были максимально безопасными.