Выбор редакции Интервью Украинская макроэкономика

Юлия Носулько: «Текущая модель энергорынка не привлекает инвесторов»

Интервью с руководителем департамента по регуляторной политике ДТЭК Юлией Носулько о том, зачем Украине реформа энергетического рынка.

Все чаще среди топ-менеджеров крупных компаний в Украине появляются представители слабой прекрасной половины человечества, которые по уровню профессионализма не уступают мужчинам. Юлия Носулько, руководитель департамента по вопросам регуляторной политики компании ДТЭК, доказывает, что хорошо разбираться в энергетическом рынке помогает не пол, а ум, интерес и желание перемен. И самое главное — любовь к своей Родине и стремление сделать ее лучше. Именно эти чувства становятся катализатором в начинании реформ и не позволяют останавливаться, а наоборот, заставляют делать страну успешной, чтобы не оставлять будущему поколению «хвосты» нерешенных предшественниками проблем.

Юлия Носулько рассказала изданию о подводных камнях реформы рынка электроэнергии, а также о том, почему необходимо изменить правила игры.

: Сейчас энергорынок Украины готовится к масштабной реформе. И это уже не первые изменения на рынке электроэнергии за время независимости Украины. По вашему мнению, когда на самом деле началась масштабная реформа?

Ю.Носулько: Мы рынок реформируем с 1995 года. В то время инициатива исходила от министра энергетики Алексея Шеберстова. Его вдохновило то, как работает энергетика в Европе, в частности в Великобритании. Позже британская модель была взята за основу для украинского рынка. Это стало первым шагом в переходе к европейским стандартам.

Реформа началась с того, что были разделены большие производственные энергетические компании, которые объединяли несколько областей, производили, распределяли и поставляли электроэнергию. То есть создавались отдельно генерирующие предприятия и отдельно предприятия, которые распределяли электроэнергию и продавали ее конечным потребителям — облэнерго. Это был первый этап.

На втором этапе на базе государственной компании НЭК «Укрэнерго» было сформировано подразделение — «Энергорынок», которое в дальнейшем стало самостоятельным предприятием — оператором оптового рынка электроэнергии. Реализовывать эту самую первую реформу украинцам помогали британские консультанты и USAID.

Затем был разработан Договор между членами Оптового рынка электроэнергии, подписанный осенью 1996 года его членами. Он действует и сейчас, в 2016 году как раз исполнилось 20-летие подписания. И сегодня рынок все еще функционирует на основе этого документа.
Модель работает так: «Энергорынок» — государственное предприятие, являющееся единственным покупателем всей генерирующей в стране электроэнергии и единственным ее продавцом для поставщиков. Весь поток электроэнергии и денег проходит через него и не может обойти никак. То есть непосредственно электроэнергию могут продавать только небольшие производители — маленькие станции, это обусловлено в лицензиях.

: Какие главные минусы того, что рынок электроэнергии полностью подконтролен государству?

Ю.Носулько: Проблема в том, что ни энергокомпании не могут влиять на свою деятельность в среднесрочной, а тем более долгосрочной перспективе, ни потребители не могут найти баланс интересов поставщика. Если бы работал рынок, то вполне вероятно, что не было бы веерных отключений, которые мы пережили в 2014 году. Очевидно, что в такой ситуации краткосрочно выросла бы цена при тяжелых условиях. Но это законы рынка.

Так работает система сбалансирования спроса и предложения.

2010 года Украина присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу. В рамках этого сообщества и Соглашения об ассоциации с ЕС мы взяли на себя обязательства имплементировать европейское законодательство в сфере электроэнергетики. На тот момент это был второй энергопакет. И собственно предложенная модель повторяла существующую во всей Европе, — либерализированную модель рынка. Она так и не была внедрена. В июле 2017 вступил в силу Закон Украины «О рынке электрической энергии», положивший начало текущей реформе. В основу закона был положен Третий энергетический пакет ЕС.

Европа переживала открытие рынка постепенно. Сначала в свободный рынок выпускались самые крупные по мощности потребители, через какой-то период — средние, а еще позже — все, включая население. Однако у нас процесс уплотняется до невозможности из-за нехватки времени, поэтому приходится открывать все и сразу. На реформу в Украине отведены два года, из них 10 месяцев уже позади.

: Расскажите подробнее, как может измениться украинский энергорынок?

Ю.Носулько: Согласно закону, в планах создать несколько рыночных сегментов. Первый — это двусторонние договора: любой потребитель/поставщик может заключить договор с любым производителем и покупать электроэнергию непосредственно в него. Но здесь нужно учитывать, что электроэнергия — это не просто кВт/час. Электроэнергия — это еще и определенный график, по которому она потребляется как населением, так и промышленными предприятиями, сферой обслуживания. Соответственно, когда вы с кем-то заключаете контракт, вы не только договариваетесь покупать определенное количество киловатт-часов в месяц. Вы должны договориться о том, как это будет выглядеть в течение суток, в какой период вы используете больше электроэнергии, а в какой — меньше.

Например, вы заключили договор на месяц, полгода или год. Но прогнозировать потребление электроэнергии в таком временном интервале довольно трудно. Здесь на помощь приходит внутридневной рынок (торгуется электроэнергия сегодня на сегодня, но на три часа вперед) и рынок на сутки вперед (продается электроэнергия сегодня на завтра соответственно по каждому часу). Таким образом, мы уже можем приблизиться к тому реальноиу потреблению, которое себе планируем. И наконец рынок реального времени — балансирующий рынок. Здесь уже в случае несоблюдения заявленного ранее графика, при отклонении в большую или меньшую сторону, придется заплатить штраф.

: Есть уже критика в адрес таких изменений?

Ю.Носулько: Сейчас много популистов заявляют, что эта реформа приведет на рынок крупных потребителей, которые купят дешевую электроэнергию у государственного предприятия «Энергоатом», а все остальные будут сидеть с дорогой электроэнергией. Во-первых, атомщики просто не могут продать электроэнергию таким образом, чтобы покрыть все потребности того, кто покупает. В частности, продать всем желающим необходимый им график.

А во-вторых, есть еще одна логическая штука, о которой все забывают. А почему атомщики должны продавать электроэнергию дешевле? Не стоит забывать, что у них тоже есть потребности в развитии компании. У них есть проблемы с оттоком квалифицированных кадров за границу.

: В таком случае государство должно сохранять свой контроль над рынком?

Ю.Носулько: Если посмотреть на европейский опыт, то несмотря на либерализацию рынка все-таки государство обеспечивает определенный контроль, например, предъявляются серьезные требования к открытости данных. Но как работают европейские институты? Они в определенной степени работают постфактум, то есть если что-то произошло и в антимонопольном органе, видят в этом нарушение, они начинают расследование. Если компания действительно допустила нарушения, то результат и санкции будут такими, что другим участникам рынка вряд ли захочется повторить подобный опыт. То есть над тобой не стоят каждый день с проверками, но если допущено нарушение, то и наказание будет соответствующим.

: И все-таки, вы уверены, что у нас приживется эта реформа?

Ю.Носулько: Мне лично обидно за то, что пытаемся реформироваться уже очень много лет, но никак не придем к воплощению реформы. Когда мы начинали реформу рынка в 1995-1996 годах, я работала в Регуляторе (сегодня — НКРЕКУ). На тот момент из всех постсоветских стран мы были лидером реформ. И сегодня очень обидно осознавать, что мы эти лидерские позиции давно потеряли. По моему глубокому убеждению, только рынок сможет сформировать адекватные взаимоотношения между продавцом и покупателем.

Безусловно, есть один нюанс. Должны быть механизмы контроля со стороны государства, о чем мы говорили выше. Безусловно, в любой стране контролируются естественные монополии — владельцы сетей. Они регулируются более жестко с точки зрения тарифообразования, и именно потому, что они монополисты. И остальной рынок также должна работать по определенным правилам, а параллельно с этим должны действовать механизмы, исключающие манипуляции. И тогда все летает.

: Звучит все красиво и правильно, но, несмотря на это, реализация реформы продолжается очень долго. По вашему мнению, почему Украине так трудно дается реформирования энергорынка?

Ю.Носулько: На мой взгляд, самая серьезная проблема — отсутствие лидера реформ. Идеально, если бы в стране была один человек, структурирующий весь процесс. Но у нас, к сожалению, на сегодня такого человека нет. Во многих странах такие реформы возглавляются высшими руководителями государства, потому что это очень глобальные изменения, они затрагивают каждого гражданина. Поэтому должен быть тот, кто видит процесс в целом, понимает узкие места, осознает, в каком направлении нужно направить более серьезные усилия, имеет рычаги влияния на этот процесс. Простой пример: на сегодняшний день в медийном пространстве достаточно мало информации о том, что в ближайшее время в стране энергорынок кардинально изменится. Мало кто знает, что будет. И это очень печально. Потому что такая информация должна быть доступна широкой общественности, должна быть и социальная реклама. Мы как компания работаем в этом направлении, чтобы давать своим потребителям какое-то понимание, что будет происходить с рынком, чего можно ожидать в перспективе, какой опыт реформирования в европейских странах. Из ближайших серьезных изменений могу отметить, например, что в декабре те облэнерго, которые мы знаем, должны прекратить свою работу на рынке и с тех пор уже не поставлять электроэнергию потребителям.

: То есть в 2019 год мы должны зайти с новым рынком?

Ю.Носулько: Да, но это касается розничного рынка, на нем изменения будут происходить в первую очередь. В этом году должна измениться концепция розничного рынка с точки зрения отношений «поставщик — клиент». Конкурентный оптовый рынок заработает следующим летом.

: Успеваем по графику?

Ю.Носулько: Пока успеваем. Но остается еще один важный незакрытый вопрос — ситуация с регулятором. Как известно, в НКРЕКУ возникли проблемы с кворумом. Теоретически все считали, что первый конкурс, по которому должны назначить пять человек, к маю уже завершится. Но этого не произошло и сегодня дееспособного регулятора нет. Основная масса решений должна приниматься именно им.

Мы же стараемся работать, предлагаем, как двигаться, напоминая: если до определенного момента не будут приняты необходимых документов, то мы просто не успеем провести трансформации. Мы должны получить новые лицензии, заключить новые договоры, проинформировать потребителей, чтобы у них не возникало опасений, что с исчезновением облэнерго у них завтра прекратится и электроснабжение. А это небыстрая история.

Но пока не стоит говорить, что все пропало. Процесс идет. С точки зрения частных участников рынка все все-таки пытаются выстраивать свои процессы. Но поскольку мы находимся в регулируемом поле, то не можем принять все решения и все вопросы решить самостоятельно. Должен быть очень активный диалог между регулятором и участниками рынка для того, чтобы в результате не пострадали потребители. Если мы не обеспечим этот процесс, негативные последствия может почувствовать каждый в стране. И не хочется быть теми, кого обвинят в провале реформы.

Поэтому нужно работать, двигаться дальше, чтобы получить желаемые результаты.

: Если рынок электроэнергии станет открытым и прозрачным, это будет решающим фактором для привлечения инвестиций?

Ю.Носулько: Я не могу сказать, что все инвесторы захотят вкладывать деньги в этот рынок. Но знаю, что пока у нас текущая модель рынка, серьезные инвесторы не придут. Потому что они хотят работать в понятных условиях, когда правила не меняются каждый день.

Обратите внимание, куда в энергетике идут частные инвестиции? В зеленую энергетику. Потому что здесь закон соблюдается и четко определены рамки работы. И они достаточно стабильны. Инвестиции в другую энергетику также придут, если там будут такие же понятные условия.

: Не заставляет Вас такая непростая ситуация задуматься о переезде в другую страну?

Ю.Носулько: Мне нравится наша страна абсолютно во всех отношениях: у нас прекрасная страна, прекрасные, креативные люди. К сожалению, с политикой у нас хуже. Точнее, не столько с политикой, сколько с избытком популизма. Поэтому нужно просто действовать, не бояться перемен. И я верю в то, что эти изменения приведут нас к лучшему.

Читайте также: Украине, нужно забыть все, что ты знал до вхождения на ее рынок

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

 

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».

 

  •  
  •  

Комментировать