IT и электроника Выбор редакции Интервью

Я предпочитаю строить и создавать в своей стране. Приходить на все готовое — не мой подход

Максим Бахматов, управляющий партнер инновационного технологического парка UNIT.City, о важности создавать именно в своей стране, всегда держать руку на пульсе происходящего в бизнесе и мировой экономике, а также о том, что необходимо правильно управлять, доверять интуиции и учиться у классиков.

Бизнесмен нового поколения, настроенный исключительно на создание нового и своего, идейный, вдохновленный и вдохновляющий, инновационно ориентированный, рассудительный и патриотичный. При этом Максим всегда помнит о бизнесе и цели. Это именно тот тип руководителя, который ценит людей за их работу и креативность, но это не является признаком того, что он закрывает глаза на халатность или недоработки. Это был разговор, который заставил подумать об устоявшихся и привычных вещах, о том, что делать нужно обязательно качественный продукт, и независимо от того, человек это или товар — он должен быть уникальным.

: Максим, что собой представляет UNIT.City?

М. Бахматов: UNIT.City — это многослойный комплексный проект, интересное, современное и креативное пространство, предоставляющее место для образования правильных соседей, а также — правильное комьюнити. А это, поверьте, очень важно, так как в офисном центре добиться этого не получится, а в таком проекте, как UNIT.City, — получается, и поэтому мы называем его инновационным центром.

Кстати, в доказательство — у нас практически нет вакантных мест. Мы продаем площади парка за полгода до ввода в эксплуатацию (улыбается), и это при том, что в целом по рынку после введения в эксплуатацию объекта вакантность офисов составляет около 60%.

: Реализация такого проекта — огромный риск, и вы, как опытный бизнесмен, это понимаете. Проводили вы исследования по спросу на такой проект?

М. Бахматов: Лично у меня была внутренняя уверенность, что украинский рынок это воспримет хорошо, и украинская экономика, и сфера IT. Так и получилось. Я очень хорошо знаю, что чего Украине не хватает, это — инновационных технологий, поэтому, запуская инновационный парк, мы не сомневались.
Этот сегмент я хорошо знаю еще и потому, что я руководил немецкой компанией, офис которой находился во Франкфурте, и которая занималась IT-разработками, то есть, я точно знал, что инновационный парк в Киеве будет востребован. В Европе офисные центры прекратили строить в 80-х годах, потом, правда, начали строить технопарки, которые у нас так и не появились. А в Европе в начале 90-х годов строили уже технопарки, а вот инновационные центры начали строить в 2010-х годах. И мы удачно пропустили стадию технопарков, не построили бизнес-центров, а сразу зашли на рынок инноваций.

: UNIT.City такой в Украине один. Вы не боитесь, что появятся конкуренты, которые начнут строить подобное?

М. Бахматов: Мы их с удовольствием ждем (улыбается). Конкуренция — это движущая сила рынка, сильные конкуренты будут заставлять нас шевелиться еще динамичнее.

Также надо понимать сложность такого проекта: это гектары площадей, в которые инвестируется около $ 30 млн, и наш инвестор до определенного момента просто похоронил свои деньги, потому что мы находимся на начальной стадии развития, и нам предстоит еще колоссальная работа. И, если появится еще хотя бы один такой же смелый, желающий заниматься чем-то подобным в таких же объемах, будет просто замечательно. На сегодня мы в Киеве, Львове (там 4 га), и будем в Харькове.

: Зачем вам UNIT.City, что вас в этом проекте больше всего вдохновляет?

М. Бахматов: Первое — ты не можешь по-другому. Это просто конструкция человека — ты не можешь по-другому. Знаете, я привожу пример своей охотничьей собаки. Она ходит на охоту, бегает за утками и не только, но по-другому она не может. И моя история такая же. Мне по-другому жить не интересно.

: Тогда почему здесь, в нестабильной Украине, а, например, не в Германии, где, наверное, строить легче?

М. Бахматов: Да только кажется на первый взгляд. Вы можете ехать за границу, только если вы совсем ничего не хотите делать. На самом деле там ты со своими связями и деньгами вообще никому не нужен, ну, разве что с очень большими деньгами. А вот если хочется создать классное, это надо делать с теми, с кем ты был в детском саду, в которых такое же мышление, как и у тебя, которые тебя ценят и понимают.

: Какой-то другой уровень близости …

М. Бахматов: Это близость всего. И только так можно быть успешным. Если бы я строил что-то в какой-то другой стране, я бы это делал так, чтобы это была украинская компания, которая инвестирует за границу.

У меня была раза три возможность выехать в разные страны. Вплоть до того, что я мог легко себе получить вид на жительство в Германии, так как я был владельцем немецкой компании и платил налоги в течение 8-ми лет. И я этого не сделал, потому что я понял, мне это не интересно.

: А родная Украина, кроме того, что это ваша родина, чем еще вас привлекает?

М. Бахматов: Кроме того, что здесь все плохо, что бы человек не сделал, его будут носить на руках. И это прекрасно. А сделано еще недостаточно. Например, я езжу с лекциями по регионам, и у меня спрашивают о формуле успеха, и я всем честно отвечаю, что «формулы успеха в Украине не будет». Если человек не в силах, формула успеха не поможет, но если ты качественно делаешь свою работу, успех сам тебя найдет.

: Кстати, в Европе люди не очень стараются качественно выполнять свою работу. Вот правда-правда. Но украинцы массово туда эмигрируют…

М. Бахматов: Потому что они думают, что там лучше.

Не путайте туризм с эмиграцией. По Европе можно путешествовать, увлекаться тем, что там все красиво и чисто, но надо понимать, что это не мы с вами сделали, а поколения австрийцев или немцев умирали, чтобы это все получить. Мы приходим просто пользоваться. Вас никогда не допустят что-то создавать в Вене. И приходить на все готовое не мой подход, потому что он никуда не приводит. Я предпочитаю строить и создавать в своей стране.

: Как вы работаете с командой, как мотивируете?

М. Бахматов: Мои команды не очень большие, до 10 человек, поэтому мне хватает опыта и компетенции оценивать каждого, мотивировать их материально или нематериально.

: Вас боятся подчиненные?

М. Бахматов: Нет, меня не боятся, как руководителя, меня боятся подвести. Например, абсолютно любой сотрудник может пожаловаться или рассказать о том, что его беспокоит. При этом у меня демократически авторитарный стиль, хотя я часто и совершенно спокойно сижу за столом со всеми. Но я всегда помню о целях и, если надо, могу заставить работать двое суток подряд.

: Расскажите о проекте Radar Tech. Как вы к нему пришли?

М. Бахматов: Нам пришлось этим заняться, когда мы развивали инновационную часть ВДНХ. Это был единственный способ сделать так, чтобы ВДНХ ассоциировался с нестандартным подходом к развитию инноваций. Так мы придумали проект ВДНГХ-TECH, для этого нашли партнера — Киевстар, и начали развивать это направление, и, оказалось, что оно очень успешно сработало. Старт начался с развития инновационной части ВДНХ, затем мы сделали ребрендинг, потому что «ВДНХ» мы не могли дальше использовать из-за того, что это государственный объект. И мы придумали другой проект под названием Radar Tech, с которым смогли работать самостоятельно и развивать инновации, помогать стартапам быстрее становиться лучше и сильнее.

: На каком этапе развития находится Radar Tech?

М. Бахматов: Мы закончили набор в акселератор с «Мироновский хлебопродукт» (МХП). Тем более, что сфера агро — просто непаханое поле возможностей. Недавно мы провели мероприятие в Черкассах и Виннице, где присутствует МХП, и хочу сказать, что аудитория была очень и очень активной. А вообще мы сначала погружаемся в проект, изучаем проблематику корпорации, затем анализируем их проблемы, которые можно решить с помощью технологий. Затем под эти направления начинаем искать стартапы и обучать их. Наша программа обучения — 3 месяца. Это — 11 недель, из них 4 недели — лекционный интенсив, а 7 — самостоятельная работа.

: И сейчас проект активно начал набирать обороты. Правильно?

М. Бахматов: Да, мы работаем. Уже были проведены две крупные акселеративного программы, каждая из которых длится 7 месяцев: 1 месяц — подготовка, потом 2 месяца — набор заявок и промо-компания, потом еще 1 месяц отбора, и еще 3 месяца — обучение. Первый такой проект мы реализовали с компанией Киевстар, которая оказалась очень открытой к инновациям и технологиям, а второй, как я уже говорил, с МХП.

: Каким вы видите UNIT.City через 10 лет?

М. Бахматов: UNIT.City через 10 лет — это будет уже не единственный инновационный центр в нашей стране, который создал экосистему, позволяющую видеть все больше и больше.

: Являетесь ли вы тем поколениям наших бизнесменов, которые работают на повышение имиджа Украины за рубежом?

М. Бахматов: Возможно. Люди должны понимать, что я не использовал природный ресурс, и я не участвовал в приватизации. Сказочно богатыми в Украине стали выходцы из 90-х. Именно тогда они получили доступ к ресурсам с большими деньгами.

: А сейчас?

М. Бахматов: Сейчас делайте качественный продукт, и все будет хорошо.

: Это риторически. Сейчас мало кто дает положительные перспективные прогнозы относительно рынка первичного жилья в Украине.

М. Бахматов: Я говорю о рынке целиком. Я вам гарантирую, что есть еще куча ниш в этой стране, которые неиспытанные, непаханые, только дай нормальный сервис и хороший продукт. Поверьте, что качественный товар по адекватной цене будет обязательно востребован.

: Как вы думаете, UNIT.City может быть хорошим знаком для иностранных инвесторов? Как вы в целом оцениваете инвестклимат в Украине?

М. Бахматов: Инвестклимат у нас откровенно плохой, но работать надо. Инвесторы, которые знают, что и как надо здесь делать, получают то, что хотят.

: Вы бы хотели в Украине заняться чем-то еще?

М. Бахматов: Да, у меня в этом году будет еще несколько интересных проектов.

: Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития рынка недвижимости в Украине.

М. Бахматов: Надо читать экономику. Есть, например, очень интересный кейс по развитию ТРЦ в Америке. Факты: за прошлый год в Штатах было закрыто 5000 ТРЦ. Но есть один в Лос-Анджелесе, небольшой, его площадь — 50 000 кв. м, который показал рост в 10 раз. Когда начались исследования, оказалось, что владельцы очень качественно подходят к работе, к подбору тех активностей в магазинах и в целом к атмосфере, которая там присутствует. Вот благодаря этому все и происходит. Вокруг все падает, а у них — работает. Это говорит о том, что даже при полном упадке и хаосе вы можете всегда создавать отличный продукт и делать интересные вещи. Мне, например, уже поступило предложение построить гостинично-развлекательный комплекс. И я знаю, как это делать качественно и недорого.

: Кого и по каким критериям вы берете в свою команду?

М. Бахматов: Мы огромный девелоперский стартап. В стартапе ты находишься на линии фронта. Мы стараемся брать в команду только тех сотрудников, которые максимально отвечают нам самим. Конечно же, мы проводим тренинги, создаем команду. Но для того, чтобы начать учить, надо сначала делать черновую работу. Смотрите, гарантирую, что в Макдональдсе в 50-е годы никто никого ничему не учил. Сначала жарили картошку, оптимизировали производство, логистику, росли, и через 5 лет поняли, что пришел следующий уровень. Они наняли HR. То есть мы уже учим наших людей, но так системно пока не подходим.

: Вы расширяете команду каждые полгода?

М. Бахматов: Нет. Есть костяк. Это примерно 20 человек. Этого достаточно, чтобы управлять.

: Как вы оцениваете претендентов?

М. Бахматов: Интуитивно. Резюме мне никогда ни о чем не говорит. Я знаю очень многих с дипломами Оксфорда и Кембриджа, но на работу я их не беру, потому что они не командные люди, которые ориентированы на результат. Когда я занимался подбором персонала и провел 2000 собеседований, то есть я могу оценить человека сразу с точки зрения профпригодности. Мне нужны такие качественные кадры, которые будут меня понимать. А вообще рекомендую искать людей 45-50 (+) лет. Это — динамичные, перспективные, образованные, дисциплинированные личности, которые достигают результатов. Они могут быть не очень креативными, но это другая история.

: Какие из ваших проектов для вас лично наиболее знаковые — UNIT.City, может, Radar Tech?

М. Бахматов: Смотрите: Radar Tech — это помощь предпринимателям и новаторам в нашей стране. UNIT.City — среда для развития предпринимателей и новаторов, то есть это просто физический объект, а Radar Tech — контент, который позволяет этот объект создавать.

: Расскажите о своем хобби. От чего вы получаете удовольствие?

М. Бахматов: Мне понравилось выражение Фрейда о счастье: «счастье для человека — любить и работать». У меня, слава Богу, это получается.

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

  •  
  •  

Комментировать