Выбор редакции Интервью Украинская макроэкономика

В Швейцарии профессия сантехника — очень хорошо оплачиваема и востребована

Генеральный директор ООО Geberit Trading Алексей Раков о развитии рынка сантехники, нововведениях и умении прогнозировать потребности клиентов, профессию сантехника в Украине и Швейцарии и о том, что от стереотипов можно избавиться. В специальном интервью для LDaily.

Geberit — компания с многолетней историей успеха. Сегодня она является крупнейшей сантехнической компанией в Европе. Чтобы удержать лидерство, Geberit инвестирует в инновации от 50 до 80 млн франков ежегодно. На украинский рынок компания вышла довольно поздно, в 2004 году, и ее первым вызовом была конкуренция. Вторым — острая нехватка сантехнических кадров. С этими вызовами украинская команда справилась. В 2017 Geberit в Украине стал лидером в инсталляционных системах, а что касается кадров, то руководство компании инициировало уникальный образовательный проект, главная цель которого — реанимировать профессию сантехника. Проект, начатый вместе с Швейцарским бюро сотрудничества в Украине (Swiss Cooperation Office), уже демонстрирует первые положительные результаты: сотни молодых ребят получают качественное и перспективное профильное образование, обучаясь в соответствии со швейцарскими стандартами. О том, как принимаются швейцарские ценности в украинской среде рассказал руководитель Geberit в Украине Алексей Раков. «Изобретать велосипед надо все время», — шутит наш собеседник.

: Алексей, расскажите о компании Geberit и ее основных ценностях.

А. Раков: Geberit — крупнейшая сантехническая компания Европы с оборотом в 2,8 млрд франков. Наши главные ценности — это честность, скромность, энтузиазм, способность к саморазвитию. Geberit первым предположил, что сантехника скроется в стенах, керамика станет подвесной, а душевые кабины будут без поддонов и препятствий.

53 года назад инженеры компании первыми изобрели способ, как встраивать смывной бачок в стену. И эта инновация из маленького швейцарского села Иона покорила и завоевала весь рынок. Быть первыми в инновациях — это риск, но он оправдан, потому что потребитель готов платить за ноу-хау.

: Кто ваши клиенты? Опишите их портрет.

А. Раков: Людей, которые покупают нашу продукцию, согласно теории американского социолога Эверетта Роджерса о диффузии инноваций, можно разделить на пять условных групп:
• сторонники традиций;
• консерваторы;
• сторонники нового;
• ценители новинок;
• новаторы.

Первых примерно 35%, это люди, которые определились с тем, что им нужно, и убедить их довольно непросто. Следующие (16%) не столь категоричны и готовы принимать новое, если оно уже себя оправдало. Третья группа (36%) при убедительных аргументах соглашается на новинку. К этой группе относятся любители новинок 13,5% и 2,5% новаторов. Новаторы — это небольшой процент населения, который бросает вызов всем остальным и заставляет нас смотреть на мир и воспринимать его иначе, чем мы привыкли. Новаторы активно продвигают новые продукты или идеи, а также их интересуют фундаментальные изменения, и быть первым — это главное в их жизни.

: То есть, по сути, консерваторов и новаторов — 50 на 50?

А. Раков: Совершенно верно! Каждый наш второй покупатель — это тот, кто ожидает от бренда новинки и готов за это платить больше. И так же верно, что остальные 50% не готовы платить больше и их сложно в этом убедить. Теория Роджерса потому и называется диффузией инноваций, поскольку со временем продукты из новинок становятся традиционным решением, которое покупают и консерваторы. Когда 53 года назад новаторы купили и установили первые скрытые бачки Geberit, то это были единицы. И за ними постепенно пошел весь рынок. Результат оказался убедительным: 60 миллионов инсталляций за 53 года.

: Когда и почему Geberit принял решение зайти в Украину?

А. Раков: В 2004 году компания стала активно расширять свою географию. С выходом на международные рынки было создано специальное подразделение Geberit International Sales AG. В рамках создания новой структуры открыли украинское представительство.

Потенциал рынка Украины был оценен как положительный — 45-миллионное население, большая территория, выгодное расположение в центре Европы.

Geberit в Украине выстраивался с чистого листа.

: Как бизнес-модель компании менялась в украинских реалиях?

А. Раков: Украина была не традиционной моделью для Geberit, впрочем как и Беларусь, и Россия. В Европе нашим главным покупателем является монтажник (сантехник). Ему выгодно работать с Geberit, ведь это удобно, надежно, продуктивно, а еще наши решения позволяют одному сантехнику с минимальным набором инструментов осуществлять монтаж. В Европе практически все покупают сантехнику через профильных специалистов. В Украине эта модель не работает, здесь люди приходят в магазин, покупают, что им понравилось, и только после этого вызывают сантехника. Поэтому для Geberit как для европейской компании способ продажи в розницу был сначала совершенно новым. Но компания учла эти особенности и построила продажи, ориентированные на конечного потребителя.

В 2015-м мы приобрели сантехническую компанию «Санитек» (торговые марки «Коломбо», «Коло», «Керамаг»), интегрировали сотрудников, наша команда значительно увеличилась. Теперь в компании Geberit в Украине два завода. И если раньше продукция Geberit была представлена исключительно в премиальном сегменте, то сегодня она заняла широкую нишу среднего и эконом классов. В простейшем украинского унитазе «Коло» теперь смывные системы Geberit, которые повышают его надежность.

: Назовите ключевые проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, работая на украинском рынке.

А. Раков:
• Низкий платежеспособный спрос.
• Отсутствие инвестиций.
• Проблема с кадрами (нет профессионалов).
• Краткосрочное планирование. (Когда планируешь на 5, 10 лет, то и отношение к материалам другое, в приоритете долговечность, эффективность, техническая инновационность).

: Расскажите о вашем образовательный проекте. Как родилась эта идея и как была реализована?

А. Раков: Проблема нехватки кадров в рабочих профессиях — системная. Устаревшие материальная база и подходы в образовательных учреждениях, отсутствие информирования о карьерных перспективах и возможностях заработка, стереотипы о престижности профессий, последовательное вытеснение рабочих профессий из сферы сервиса, отсутствие наглядных успешных примеров в медиа. Все это — лишь ключевые болевые точки. Буквально канонический пример — работа сантехника.

В Украине ежегодно ВУЗы заканчивают тысячи юристов и экономистов, но, например, на всю Киевскую область в 2013 года не выпускалось ни одного сантехника.

Более десяти лет на украинском рынке мы ставили вопрос о качестве специалистов, пока не поняли, что призывы не работают — надо действовать самим.

Тратить время и ресурсы на переподготовку вчерашних выпускников — двойная работа, поэтому у меня появилась идея образовательного проекта, реализовать который стало возможно благодаря сотрудничеству со Швейцарским бюро сотрудничества в Украине (Swiss Cooperation Office). Совместный украинский-швейцарский образовательный проект называется «Государственно-частное партнерство для улучшения санитарно-технического образования в Украине». Он рассчитан на 4 года и продлится до 2018.

В проекте задействованы шесть украинских ПТУ (Одесса, Бровары, Сарны, Днепр, Чернигов, Полтава). Мы закупили швейцарские учебники по сантехнике, создали группу наших специалистов, привлекли экспертов рынка, сделали ремонты в классах, купили и установили оборудование. Нам помогло Министерство образования Украины, без него мы бы не смогли запустить проект. На сегодня из шести ПТУ на сантехников учатся около 600 человек, и это крайне мало для Украины, но раньше и этого не было. Мы пошли путем трансформации отрасли, в расчете на длительную перспективу, так, как это делают швейцарцы. Кстати, Правительству Украины понравился результат, который мы показали. И сегодня государство выделило деньги еще на девятнадцать ПТУ, которые планируют оборудовать согласно нашей модели. Наши выпускники уже начали работать. Мы всячески стараемся их поддерживать, например, в прошлом году провели конкурс сантехников. Его выиграл студент из Одессы.

: Алексей, за последние годы есть положительные изменения в Украине?

А. Раков: Да, есть. Сейчас мы не видим проблемы с компенсацией НДС. Мы завозим продукцию официально, «вбелую», с нас не требуют взяток. Мы работаем по европейским стандартам. Мы достаточно крупная компания, которая за счет своего размера и юридической поддержки может вести бизнес без помех. Так что не все так плохо в стране.

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

 

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
  •  
  •  

Комментировать