Выбор редакции Интервью Рынок недвижимости

В бескризисные года все хотят продолжать строить то, что хорошо получается и хорошо продается

Александр Попов, один из основателей и директор проектного бюро «Архиматика», о важности правильной организации окружающего пространства, о том, что кризис и инновации идут в ногу с креативностью, а в мире проектирования попытка скопировать чью-то идею, как правило, заканчивается провалом.

Почему эта «Архиматика» делает идеальные проекты? Потому, что они работают по принципу комплексного подхода, индивидуального решения, экспертности, постоянного прогресса, рентабельности, а также эстетики и функциональности. Это не просто команда архитекторов-новаторов, это инженеры, которые совершенствуют окружающую среду, используя европейский, американский опыт лучших мировых архитектурных школ. И за 13 лет работы компания спроектировала более 6 млн кв. м жилых и общественных зданий. Более 1 млн кв. м построено и введено в эксплуатацию. Александр Попов, архитектор и успешный управляющий «Архиматика», рассказал в интервью , что архитектурная среда должна быть максимально комфортной и формировать тесную взаимосвязь с окружающей средой. Такой подход к проектированию, заверил Александр, позволяет лучше организовать пространство и повысить качество быта украинцев. Диалог с Александром оставляет уверенность в том, что совершенству нет предела.

: Александр, расскажите, с чего начиналась «Архиматика», что стало основой для создания вашего архитектурного бюро?

А.Попов: Чуть больше 13 лет назад мы встретились с моим хорошим знакомым Димой Васильевым, с которым дружили еще со времен учебы в Киевском инженерно-строительном институте. Дима приехал отдохнуть из Дубаи, где он работал креативным архитектором в одной большой дубайской фирме. Я тогда активно занимался частной архитектурной практикой вместе с художником Кириллом Проценко. Вдвоем с Кириллом мы занимались ресторанным дизайном. Это было наше хобби, а основная работа заключалась в проектировании современных архитектурных вилл, резиденций для небольшой категории прогрессивных и обеспеченных людей. Это были люди, которые в то время не только заработали деньги, но и понимали, что современная архитектура — это здорово. Вот именно в такое время мы и встретились с Димой. Причем, встретились в городе, гораздо более запущенном, чем сегодня. И в обычном разговоре просто зацепили эту тему.

: Как старые друзья говорят о жизни?

А.Попов: Да. Мы встретились, и Дима рассказал о том, как он создает классную архитектуру для арабских шейхов и их помощников. А я, в свою очередь, рассказал, как я здесь создаю среду для «украинских шейхов» и их помощников. И в таком простом общении мы пришли к выводу, что мы и наши друзья живем в городе, который любим, а свои силы тратим не на его благоустройство, а на что-то другое, а город остается таким же заброшенным. И здесь мы понимаем, что нам стоит подумать об этом, попробовать что-то изменить, вложить свои силы в то пространство и в тот город, в котором мы сами живем. Вот так и появилась «Архиматика» (улыбается).

В течение года мы создавали архитектурную концепцию для различных компаний, снимали маленький офис 16 кв.м. Нас было четверо. Кроме нас с Димой с нами работали еще 2 архитектора. Все вместе мы показывали заказчикам свои проекты, и через некоторое время мы выиграли тендер. Это был первый наш проект, который ушел в работу.

: Когда это произошло?

А.Попов: В 2006 году. В 2005 году мы зарегистрировали компанию, а в 2006 выиграли тендер по проектированию ЖК «Парковый город», компания KAN Development. Игорь Владимирович Никонов оказался очень смелым и дальновидным девелопером, который заметил в нашей команде из четырех молодых архитекторов потенциал и поверил в то, что мы способны вести проект.

: Как потом к вам приходили заказчики? Сработал «сарафан»?

А.Попов: Это закон нашего вида деятельности. Главное в нашей работе это вкус и доверие к этому вкусу, а доверие передается только от человека к человеку.

Чтобы заработать доверие, недостаточно снимать яркие клипы или делать рекламу на телевидении, это не вызывает доверия. Такая информация передается только от человека к человеку, если, например, звучит фраза «этим архитекторам можно доверять, они сделают классно и качественно» — вот тогда зарождается доверие. Кстати, негативная информация передается так же.

Например, если звучит только одно предложение: «Да, я с ними работал, они были хорошими, но вот меня уже подвели» и этого всегда достаточно.

: Что в архитектуре является культом?

А.Попов: Качество. Вот это для нас настоящий культ. Если архитектор не хочет сделать мир лучше и в глобальном смысле, и в локальном, несмотря на каждый конкретный объект, тогда просто нет смысла заниматься этой работой, потому что она будет болезненной и бессмысленной.

: Как выросла «Архиматика»? Сколько людей сейчас работает в вашей компании?

А.Попов: Сейчас около 200, а если точно — 194 человека у нас было в конце декабря, а недавно приняли еще нескольких специалистов.

: не мало.

А.Попов: Да. Сейчас это довольно много. Хотя, в советское время в таких компаниях работало гораздо больше людей: было больше проектных институтов, так как строилось больше. Поэтому для нас, я думаю, это далеко не предел. В мире, кстати, есть компании с 6000 архитекторами, например, Шанхайский проектный институт. В Китае много проектируется, соответственно, и много проектировщиков.

: Как ваша компания пережила кризисные времена?

А.Попов: Отлично (улыбается). Для нас кризис — это самые лучшие времена.

: Как такой период может быть лучшим временем, если клиентов становится меньше, и заказов тоже?

А.Попов: Главный момент: мы еще в начале были настроены на инновационный подход, на новые идеи. Как только мы что-то придумали, нам перестает это быть интересным. Понимаете, мы всегда стараемся переиначить и предложить что-то новое. В стабильные времена это никому не нужно. В бескризисные года все хотят продолжать строить то, что хорошо получается и хорошо продается.

: Для Украины или глобально?

А.Попов: Это общий закон поведения людей. И Украины это тоже касается. Как только наступает кризис, человек вынужден выходить из зоны относительного комфорта и искать новые решения. И именно в такое время наши клиенты прислушиваются к нашим предложениям. Наши работы становятся более востребованны, чем предложения наших коллег, не склонных искать что-то новое. Это шанс для творческой реализации.

: Ваши заказы стоят очень недешево. И во время кризиса застройщики не боятся так рисковать, тем более, что инновации — это дорого?

А.Попов: Боятся, все боятся. Но жизнь заставляет: ты или рискуешь, или закономерно видишь, что твой продукт сегодня не продается, скорее всего, он не будет продаваться и завтра, тем более, послезавтра. Кризис толкает искать что-то новое, искать пути, которые позволят повысить качество. Именно так произошло в 2014 году. С 2011 года мы постоянно общались с несколькими интересными застройщиками, которые много строят в Украине. Мы им говорили, что надо делать по-другому, нужен новый качественный продукт, потому что, во-первых, то, что вы делаете, уже морально устарело, а, во-вторых, рынок этим товаром затаривается, затем начинается падение спроса и товар оказывается неликвидом. В 2014 году те наши застройщики начали искать новые пути, в которых оказалась востребованной наша инновационность.

: Ваши идеи воровали?

А.Попов: Да постоянно копировались.

: Как вы реагируете?

А.Попов: С юмором (улыбается). В суд мы не ходим. Слава Богу, что для нас это не столь критично, чтобы заморачиваться со всем этим. Я вам скажу, что архитектурные идеи не так просто украсть.

Во-первых, в нашей работе идею можно украсть тогда, когда она уже сформулирована, а если она уже сформулирована, это означает, что до этого момента был пройден очень долгий путь. Соответственно, чтобы скопировать уже сформулированную идею, а затем начать ее использовать у себя, надо понимать, что авторы вообще задумывали, ради чего это делалось, какие вещи можно трансформировать, а какие нет. Кроме того, если идея уже воплощена в жизнь, то тот, кто захотел ее скопировать, должен найти подрядчиков, которые смогут это сделать так же. Это, поверьте, очень и очень сложно.

В результате получается китайская подделка.

: Какие проекты для вас лично и для вашей команды наиболее знаковые?

А.Попов: ЖК «Парковый город». Это наш первый кризис 2009 года. Тогда все легло. Ни одна квартира не была продана в течение нескольких месяцев на всем первичном рынке. В том числе, и в ЖК «Парковый город», но они не остановились и продолжили строить. В результате они аккумулировали доверие на свой проект на фоне общего недоверия ко всем остальным, которые остановились. И, как только появились признаки стабилизации, первый застройщик, у которого начали продаваться квартиры, был как раз «Парковый город». И именно поэтому этот ЖК лучше всех тогда вышел из кризиса.

У нас, как у проектантов, была задача застроить территорию резиновогенераторного завода. Для нас вызов был в том, что изменилась экономическая ситуация: в разы снизилась платежеспособность, и надо было придумать новый продукт, который, с одной стороны, будет иметь большую привлекательность, а с другой — более низкую себестоимость. Это наша любимая задача, так как противоречие, у которого, на первый взгляд, нет решения, значит лишь то, что это решение нам неизвестно. А это значит, что надо выходить за привычные рамки. У нас уже были рамки поставить — 16 и 25 этажей, и здесь мы предложили квартальную застройку. Вот это проект, который, безусловно, был знаковым. И рынок его поддержал.

: Какие тренды в архитектуре сегодня набирают обороты?

А.Попов: Мы проектируем и школы, и торговые центры, и офисные центры, и жилье. Если говорить о жилье, то наш самый программный сегодня проект — это ЖК «Файна Таун». Здесь идет борьба с фасадами. Сейчас киевские застройщики борются за стекло и плитку, а это значит, что для того, чтобы отличаться, надо смотреть в диаметрально противоположном направлении. Вот мы, например, делаем фасады, но делаем их в том тренде, который все держат.

А еще мы делаем супер квартиры.

: Супер квартиры?

А.Попов: Да. Вот чем наша квартира отличается от западных хороших квартир? Прежде всего, у нас квартиры ранжируются по комнатам, а во всем мире по спальням. Почему? В наших головах как архетип жилья сидит название «общежитие». И это вариант, когда несколько домохозяйств могут вместе жить. Для того, чтобы расселить максимальное количество людей — это хорошо. Но для того, чтобы просто жить — это не совсем хорошо потому, что общее пространство, которое есть в каждой такой квартире, вынужденно перегораживают перегородкой. Чтобы в такой квартире было комфортно, ее нужно разумно спланировать.

Большой кусок площади, то есть большую квартиру, компоновать легче, там есть свобода действий, а вот с маленькими квартирами сложнее. И мы нашли выход из этой ситуации в ЖК «Файна Таун», сделав планировки квартир для каждого из основных типов домохозяйств (всего мы выделили 19 типов базовых домохозяйств). И так мы сделали проект, в котором одна планировка подходит одновременно для нескольких домохозяйств. Например, двухкомнатная квартира может подойти для пары с двумя детьми и с одним ребенком. Она может подойти и для молодой пары со старшим отцом, потому что во второй спальне может жить старший отец. Для каждого типа семьи мы продумали расстановку мебели и показали, что каждая конкретная семья покупает квартиру именно для себя, с учетом их демографии. Затем с отделом продаж выработали новый подход к запросам. Задавая вопросы покупателю, какая у вас семья, мы получали ответ — вот такая. И, исходя из этого, предлагали соответствующие планировки.

: Некий индивидуальный подход …

А.Попов: Да. И это работает. И мы совершенно не боимся конкурентов, потому что так на сегодняшний день больше никто не умеет проектировать квартиры. А пока конкуренты научатся это делать, мы придумаем что-то другое (улыбается).

: Александр, откуда вы берете идеи?

А.Попов: Мы проектируем как для себя. Это наш город. Мы здесь живем. Многие наши сотрудники живут в тех жилых комплексах, которые мы проектируем. Мы проектируем такую среду, в которой сами хотели бы жить, и, наверное, это самый сильный и мощный двигатель.

: Что бы вы хотели пожелать украинцам и стране в этом году?

А.Попов: Наверное, обязательности. У нас просто очень необязательный народ.

y: Как это проявляется?

А.Попов: Например, талантливый и хороший человек берется за дело. И на вопрос, когда сделаешь, слышишь ответ — через неделю. Затем обещает сделать через 2 дня, потом еще через 1 день, а потом просто не снимает трубку телефона.

Возможен и другой вариант. Неталантливый и недобросовестный относительно качества человек, но якобы обязательный в сроках. На вопрос, когда сделаешь, отвечает, — через неделю. Через неделю он действительно выполняет работу. На вопрос, почему некачественно, человек отвечает: «Ты же просил через неделю, вот я и сделал через неделю». Причем для нашей страны это глобально. Наш народ выбирает политиков, которые ведут себя именно так: так выстраивают законы, так возвращают кредиты МВФ, и тому подобное.

: Если бы вы могли выехать в другую страну жить и строить там аналогичный бизнес как здесь, какую страну вы бы выбрали?

А.Попов: Мы сейчас хотим выйти на глобальный рынок. Мы делаем проекты не только в Украине, но и в других странах. Хочется нам пожелать, чтобы у нас получилось не в одной стране, а в разных странах строить.
Для архитектора это самое интересное.

А вот если ваш вопрос перевести в другую плоскость, например, в каком городе хотелось бы проектировать, я бы сказал, что в городе, не боящемся экспериментировать. Есть города с консервативным духом, как Киев или Берлин, а есть города с экспериментаторских духом, как Дубаи или Нью-Йорк. Эти города не боятся выходить за пределы общепринятого, изменять традиции. Для нас это лучшее и самое интересное пространство.

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

 

  •  
  •  

Комментировать