Аналитика

Инвестиции в Украину: неизбежность или невозможность?

Желанный потенциал

Каждая страна, привлекая иностранный капитал, оперирует определенным объемом позитивных качеств, дающих возможность конкурировать за инвестиции. Это могут быть природные ресурсы, геополитические особенности, правовая система, уровень производственного, технологического, культурного развития и т.п.

Со времени провозглашения независимости в Украине тоже сформировалась определенная ценностная шкала ее потенциала инвестиционной привлекательности.

Первое место в этой шкале занимает земля. Украина — одно из самых больших европейских государств, площадь которого превышает 600 тыс. км2 (почти 6% Европы) с земельным фондом более 60 млн га. Сельхозугодия составляют около 19% общеевропейских сельхозугодий, в том числе пашня — около 27%. Площадь сельскохозяйственных земель — 42,7 млн га (более 70% всей территории страны), а пашни — 32,5 млн га (78,4% всех сельскохозяйственных угодий). Лесные угодья составляют 17,6% всей территории страны, водные площади — 4,0%. Показатель сельхозугодий в расчете на душу населения является самым высоким среди европейских стран и составляет 0,9 га, в том числе 0,7 га пашни (средний показатель европейских стран — 0,44 и 0,25 га соответственно). Особенное отличие — черноземы, площадь которых, согласно разным научным источникам, колеблется в рамках 15,6 млн га — 17,4 млн га (около 8% мировых запасов).

Второе место среди показателей экономической привлекательности страны традиционно и исторически занимает геополитическое положение. Издавна через территорию Украины проходили крупные торговые маршруты. Еще времен Киевской Руси — «путь из варяг в греки» (связывал Скандинавские страны с Византийской империей), северное ответвление Великого шелкового пути. Также маршрут через Киев из стран Западной Европы на восток, в регион Каспийского моря. Сейчас активно дискутируется тема формирования Шелкового пути в новом формате, то есть с участием Украины: еще в июне 2015 года посол КНР в Украине Чжан Сиюнь заявил, что Китай готов инвестировать в объекты украинской инфраструктуры для реализации инициативы «Новый шелковый путь». Украина имеет границы с семью странами, в том числе с двумя по морю и суше, также имеет прямой морской выход к Турции. Естественно, такое расположение страны дает экономические преимущества, особенно в развитии логистической сферы.

Производственно-технологический уровень, который в упомянутом рейтинге занимает третье место, также имеет исторические корни: во времена СССР в Украине сформировался довольно мощный производственный и технологический потенциал. С распадом Союза в новых экономических условиях многое было утрачено, но в то же время некоторые отрасли оправились и продолжали развиваться, особенно авиационная, химическая, горнодобывающая, некоторые подразделения машиностроительной и другие.

Этот сектор — производственный — требует пополнения высококвалифицированными кадрами, что, в свою очередь, способствует существованию и развитию научно-технологической сферы в стране. Поэтому среди факторов инвестиционной привлекательности Украины на четвертом месте нередко позиционируется научно-образовательная база. Это и разветвленная сеть НИИ, лабораторий и научно-экспериментальных предприятий, и хороший уровень подготовки специалистов в вузах, дающий возможность конкурировать на мировых рынках (например, ИТ-сфера), и довольно высокий процент ученых (кандидаты и доктора наук), а также студентов — потенциальных специалистов-технарей и менеджеров.

Среди других факторов инвестиционной привлекательности называются климатические условия, полезные ископаемые, некоторые другие качества. Даже сугубо культурные и социальные: приверженность к демократическим европейским ценностям, национальные традиции, историческая принадлежность к Европе, стремление пополнить ряды ЕС…

Складывается впечатление: мол, какой иностранный капитал откажется работать в такой стране?

Реалии

Но инвестиционная реальность далека от чаяний. На протяжении более 10 лет объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину колеблются в рамках $1-3 млрд, с пиком роста на период 2007–2008 годов (см. Табл. 1).

Таблица 1. ПИИ в Украину с 2002 по 2019 гг. ($ млн)

  ПИИ
в Украину
ПИИ
из Украины
Сальдо
2002 693 -5 +698
2003 1424 731 13 18 +1411 102,1%
2004 1715 291 4 -9 +1711 21,3%
2005 7808 6093 275 271 +7533 340,3%
2006 5604 -2204 -133 -408 +5737 -23,8%
2007 9891 4287 673 806 +9218 60,7%
2008 10913 1022 1010 337 +9903 7,4%
2009 4816 -6097 162 -848 +4654 -53,0%
2010 6495 1679 736 574 +5759 23,7%
2011 7207 712 192 -544 +7015 21,8%
2012 8401 1194 1206 1014 +7195 2,6%
2013 4499 -3902 420 -786 +4079 -43,3%
2014* 410 -4089 111 -309 +299 -92,7%
2015 2961 2551 -51 -162 +3012 907,4%
2016 3284 323 16 67 +3268 8,5%
2017 2202 -1082 8 -8 +2194 -32,9%
2018 2355 153 -5 -13 +2360 7,6%
2019 1074 -1281 -1 4 +1075 -54,4%

* с 2014 года — без учета оккупированных территорий.

Заметим, что главный мировой инвестор — США — в Украине находится на 14 месте (состоянием на 2019 год) с общим объемом ПИИ $537 млн. В то же время первое место занимает РФ (в 2018 году — 27,8% от общего объема инвестиций, докапитализация банков) и… Кипр (19,5% соответственно). Это явно свидетельствует о Round tripping инвестициях — деньгах, которые украинский бизнес выводит за границу, а затем возвращает как инвестиции (конечный контролирующий инвестор — резидент). Согласно данным НБУ, в 2018 году объем таких ПИИ отечественного происхождения составлял около $500 млн, соответственно, доля украинских денег в общих ПИИ составляла более 20,6%. За последние восемь лет такие инвестиции составили $8,4 млрд, при этом самые большие поступления приходятся на 2010–2013 годы (около трети от общего объема ПИИ). Как правило, такие операции осуществляются в основном через Кипр, а также Австрию, Нидерланды, Швейцарию. Согласно же данным Минфина, большинство ПИИ в Украину — это возвращённые средства с офшорных зон и докапитализация банков. Таким образом, имеет место в основном возвращение финансов отечественного бизнеса, а не вливание сугубо иностранного капитала в развитие украинской экономики.

Как бы там ни было, но для европейской страны с населением более 42 млн это очень маленькие суммы. Для сравнения, ПИИ в Польше (население — около 38 млн) почти в 10 раз выше, чем в Украине. При этом за период с 2004-го (вступление в ЕС) до 2008-го (мировой финансовый кризис) ПИИ Польши существенно возросли — почти в 1,5 раза. Это способствовало качественному увеличению экспорта: на конец 2013 года он вырос в 1,6 раза (по сравнению с 2008-м), что превысило рост импорта (в 1,5 раза).

Если говорить об акционерном капитале нерезидентов, то в 2018 году (январь–октябрь) в Украину поступило всего лишь $1,710 млрд (по другим данным — $2,476 млрд), но при этом «выбыло» $491,5 млн. Самыми большими инвесторами этого периода были Германия ($141,8 млн), Великобритания ($103,5 млн), с большим отрывом — Нидерланды ($57,7 млн), Польша ($41,5 млн). Для сравнения: ПИИ в Польшу за 2018 год составили более $12 млрд…

По отношению к объемам инвестиционного рынка переводы украинских трудовых мигрантов выглядят более чем солидно. В первом полугодии 2019-го они выслали на родину $5,5 млрд, что на $254 млн больше за аналогичный период прошлого года. Кстати, это возрастание говорит о приблизительно 50 тыс. новых трудоспособных гражданах Украины, подавшихся на заработки за границу (мы выходили из расчета, что один трудовой мигрант переводит в среднем $1 тыс.). Потеря этого рабочего потенциала создает дополнительную нагрузку на социальную сферу и экономику страны в целом, снижая ее профессиональное и кадровое обеспечение.

Противоречивая популярность

Согласно данным Госстата, самые крупные инвестиции в первом полугодии 2019-го были направлены в финансовою сферу и страховую деятельность ($487,4 млн), а также в промышленность ($258,7 млн). Дальше по нисходящей идут профессиональная, научная и техническая деятельность ($140,3 млн), операции с недвижимостью ($121,9 млн).

И что парадоксально: вопреки тому, что сельскохозяйственная земля, как мы указывали выше, находится на первом месте по шкале инвестиционной привлекательности Украины, в сельское, лесное и рыбное хозяйство инвестировано всего лишь $59,6 млн. Вопреки этому аграрная отрасль — это единственный сектор, который способен привлечь большие деньги в страну. И в перспективе самый популярный в международной инвестиционной среде. Но при одном условии — открытии рынка земли. Наверное, именно на это и рассчитывает премьер-министр А. Гончарук, обещая привлечь в ближайшие годы инвестиции в размере $50 млрд.

Но анализируя общественную реакцию на снятие моратория на продажу земли, а также научное мнение, возникают сомнения в реалистичности этих планов. Сейчас ведется титаническая «битва» власти и народа за открытие рынка земли. Кто победит, покажет время, а мы обратимся к цифрам. Если сравнить среднюю цену арендной платы за 1 га земли (в пределах 4000 грн — эта сумма прогнозируется при открытии рынка земли) и среднюю цену при продаже 1 га земли (в пределах 20 тыс. грн), то видим, что продавать невыгодно. Но выгодно сдавать в аренду. Подсчитаем простую разницу продажи и аренды земли в перспективе на 10 лет (возьмем стоимость гектара). По сегодняшним ценам, владелец участка, отдав его в аренду, получит 40 тыс. грн. И дальше будет прибавлять к этой сумме каждый год по 4 тыс. грн. Тот, кто продаст, разово получит 20 тыс. грн, и всё. То есть если государство, к примеру, продаст земли на 1 млрд грн, то это будет лишь одноразовая выгода. Но если сдаст в аренду, то через 5 лет получит арендную плату в сумме 1 млрд грн, а через 10 лет — 2 млрд грн, при этом сохраняя землю в своей собственности. Есть разница между сиюминутной и перспективной выгодой, именно второе составляет государственный подход к экономике земельного фонда.

Аргумент о том, что на земле будет эффективным лишь собственник, отчасти является спекулятивным. Действующая в стране норма об аренде земли на 49 лет в условиях радикальных трансформаций рынков — это почти что вечность. И если вернуться к выше приведенным расчётам, то мы увидим, что при такой длительной аренде (с учетом контроля ее использования) государство заработает в 10 раз больше, чем в случае продажи.

Чаяния и возможности

Глава Кабинета Министров Украины А. Гончарук, рассуждая об оздоровлении экономической ситуации в стране, пообещал на пресс-брифинге: «В течение пяти ближайших лет (и мы считаем эту ситуацию реальной и ставим перед собой такую амбицию) придем к ситуации, когда наша экономика вырастет на 40%. Для этого необходимо привлечь где-то $50 млрд инвестиций». Таким образом, для оздоровления экономики и достижения роста ВВП на 40% в ближайшие 5 лет Украина должна привлечь десятимиллиардные инвестиции. Есть статистические данные, согласно которым рост ВВП в первом квартале 2019 года составил 2,5%, но во втором — уже 4,6% (к аналогичному периоду 2018-го). Это превысило прогнозы НБУ и некоторых зарубежных организаций для 2019 года — до 3%. Но согласно прогнозам Нацбанка, в 2020 году рост ВВП составит 3,2%, а в 2021-м — 3,7%.

Стоит опять вернуться к цифрам. Если, со слов премьер-министра, к концу 2024 года ВВП Украины планируется увеличить на 40%, то ежегодный процент его роста должен составлять 8%. Не обязательно идти такими ровными цифрами, где-то может быть меньше. В следующем и 2021 году рост ВВП суммарно составит 6,9% (согласно упомянутому прогнозу НБУ). Таким образом, недостающих 33,1% нам должны дать три последующих года — 2022, 2023 и 2024, то есть чуть больше, чем по 11% каждый год. Рост ВВП на 11% — реально ли это для Украины? Согласно статистике, в 2017-м мировая экономика в целом выросла на 3,2%, а по итогам 2018-го рост составил 3,0% в среднем по миру.

Стоит сказать и о сумме ожидаемых инвестиций как необходимому условию роста ВВП. В 2018 году размер ПИИ в Украину составил около $2,4 млрд (см. Табл. 1), а в первом полугодии 2019-го — $1074 млн (см. Табл. 2).

Таблица 2. ПИИ в Украину (2019 год, $ млн)

2019 ПИИ
в Украину
ПИИ
из Украины
Сальдо
I кв. 496 -340 0 1 +496 -40,7%
II кв. 578 82 -1 -1 +579 16,7%
III кв.
IV кв.
За I полугодие 1074 -1 +1075

Этих объемов явно недостаточно для достижения прогнозируемого правительством экономического эффекта. Чтобы ускорять рост экономики, инвестиции в Украину ежегодно должны превышать $10 млрд. Об этом заявила министр финансов Украины О. Маркарова: «Если сейчас мы привлекаем в разные годы 1,5 млрд, 2 млрд, 3 млрд, 2,4 млрд в прошлом году, то этого вообще недостаточно для страны и для такой экономики, как наша. Это, можно сказать, абсолютно незаметно. Эти инвестиции должны быть плюс 10 млрд». И опять сравнение: по оценкам Мирового банка, если Украина и в дальнейшем будет сохранять темпы роста ВВП на уровне до 3%, ей понадобится не менее 50 лет, чтобы догнать Польшу…

Проблемы, причины и решения

Во многих СМИ и во властных коридорах сокращение объема иностранных инвестиций в Украину принято напрямую связывать в первую очередь с агрессией РФ. Да, это существенный фактор, но определяющий ли? Если проанализировать «инвестиционную историю» Украины на протяжении 10-15 лет (см. Табл. 1), можно убедиться, что в 2014 году (период социальной нестабильности и начала агрессии РФ) резкое сокращение ПИИ уже на следующий год достигло уровня 2002–2004-х. А в последующие после 2014-го годы, вопреки агрессивной геополитической среде, экономика страны сумела выжить и даже начала показывать позитивную динамику (наметился рост ВВП). А на снижение объема ПИИ в первом полугодии 2019-го повлияли уже выборы, когда инвесторы замерли в ожидании. Но такие негативные тенденции характерны практически всем предыдущим периодам президентских или парламентских выборов. Сейчас новая власть создает довольно комфортную среду для иностранного капитала. И то, что в первом полугодии текущего года ПИИ составили чуть больше $1 млрд, не есть экономическим отображением. Но суть их сокращения, наверняка, в политической плоскости. В этой связи стоит заметить: резкие колебания объемов ПИИ в периоды смены власти свидетельствуют о крайне сильной зависимости бизнеса от политической конъюнктуры. Но самое важное то, что суммы инвестиций на протяжении всех лет независимости хронически не соотносимы с потребностями (да и потенциалом) страны, поэтому не могут сколь-нибудь повлиять на оздоровление ее экономики и рост ВВП. А ведь это явление уже не зависит от агрессии РФ…

С целью улучшения инвестиционного климата президент В. Зеленский 11 октября подписал соответствующий Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по стимулированию инвестиционной деятельности в Украине» (№ 132-IX, вступил в силу 17.10.2019). Но подобные прецеденты уже были: стоит вспомнить Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по улучшению инвестиционного климата в Украине» (№ 1797-VIII от 12.12.2016), в котором только спустя несколько месяцев обнаружили противоречия и опять внесли правки…

Также широко анонсируется инвестиционный форум RE:think. Invest in Ukraine. Событие состоялось в Мариуполе 29 октября при участии президента В. Зеленского и премьер-министра А. Гончарука. В форуме приняли участие более 350 гостей: более 50 представителей международных инвестиционных фондов и компаний, включая бизнесменов, правительственных и местных органов власти, посольства. Также прошла выставка инвестиционных проектов … В Украине это первое такое целевой мероприятие международного уровня.

На Ежегодной встрече Ялтинской европейской стратегии в Киеве президент В. Зеленский еще раз заверил высокочтимых гостей в первостепенной важности иностранных инвестиций для страны и стремлении улучшить для них экономическую среду: «У нас есть ряд проектов, куда я под мои личные гарантии, гарантии защиты, приглашаю иностранный бизнес. Это энергетика, инфраструктура, прозрачный оборот земель».

Корень всех проблем

Но все эти благие намерения обычно сводятся на «нет» в силу ряда серьезнейших преград. Без их устранения ни одна инициатива, ни даже личные гарантии представителей власти не действенны.
Коррупционная составляющая и, как следствие, правовая нестабильность, бюрократия, а также во многом профессиональная некомпетентность многих чиновников — основные причины неэффективной и даже ущербной деятельности власти.

По данным за 2018 год, Украина занимала 138 место из 180 в мировом Индексе восприятия коррупции (CPI), и в Европе считается самой коррумпированной после РФ (в 2017 году в этом индексе Украина «соседствовала» с Ираном, Гамбией и Сьерра-Леоне…) Согласно данным отчета МВФ, в 2018 году Украина была самой бедной страной Европы, также по размеру официальной зарплаты занимала последнее место среди европейских стран.

Представители многих международных организаций, лидеры развитых европейских стран уже явно намекают, что основной сдерживающий механизм не только для инвестиций, но и вообще для экономического сотрудничества с Украиной определяется именно наличием системной и масштабной коррупции в стране. Криминальный бизнес тесно сросся с властью, олигархия и политика по большому счету воспринимаются как одно и то же, как единое целое. А это для стран Европы — то есть присутствие бизнеса в исполнительной или законодательной плоскости — вообще неприемлемо. Интересный факт: согласно польскому еженедельнику Wprost, в десятке самых богатых людей страны нет ни одного политика…

Коррупция и бедность, экономическая отсталость страны — это два взаимосвязанные и определяющие друг друга явления.

Естественно, в таких условиях невозможно говорить о правовой справедливости судебной системы, к которой у иностранного бизнеса сложилось стойкое недоверие.

Как следствие профессиональной некомпетентности, механизмы ведения бизнеса в Украине крайне усложнены. К примеру, согласно рейтингу Doing Business, для прохождения всей процедуры оплаты налогов в Украине бизнес тратит 327,5 часов в год, средний же показатель в странах Восточной Европы — 214,8; среди развитых стран — 154,9. Разница почти вдвое.

В Украине, к сожалению, у многих представителей власти установилась мода приглашать иностранный капитал или бизнес (производственников, инвесторов) под «личные гарантии». Это нонсенс. Такой себе атавизм имперских времен, когда вельможа мог что-то позволить или запретить. Гарантии должны быть единственные – правовые, законодательные. Все остальные – это популизм, попытка разрекламировать себя лично как патриота, ратующего за государство. Серьезные инвестиции приходят в страну на многие годы, если не на десятилетия. И главное условие присутствия иностранного (как и отечественного) бизнеса – это политическая, законодательная и социальная стабильность в стране; это формирование экономической ситуации не «гарантом», а законом. Ведь власть, щедро раздающая «личные гарантии», завтра может быть смещена, и очень сомнительно, что новая команда будет благосклонна к протеже своих политических оппонентов. Это ситуация, ставящая бизнес в полную зависимость от сиюминутной политической конъюнктуры. Только закон, равный для всех, и его соблюдение могут гарантировать экономическую безопасность инвесторам.

Поэтому инвесторы ожидают не только правовые изменения в Украине, но и улучшение механизмов реализации законодательства, в частности, надлежащую работу судебной системы, непредвзятость силовых и контролирующих органов. И самое главное — сознательное и искреннее желание украинских чиновников способствовать развитию своей страны.

Решение этих проблем действительно может сделать Украину, с учетом ее потенциала, одной из самых желанных стран для формирования мощной финансово-экономической среды. И тогда инвестиции из разряда невозможных перейдут в разряд неизбежных.

Читайте также: Чтобы не иметь проблем с активами и проблем с контролирующими государственными органами, необходимо выстроить абсолютно одинаковую последовательную стратегию коммуникации со всеми органами власти

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами на данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
  •  

Комментировать