Интервью Украинская макроэкономика

Украина является недооценённым активом: рынок, где более 40 миллионов человек, не может быть непривлекательным

Виталий Бульда, генеральный директор ООО «Роберт Бош Лтд», вице-президент Bosch Thermotechnik GmbH в странах Балтии и СНГ (кроме РФ), полномочный представитель Группы Bosch в Украине, поделился мыслями об изменениях потребительских нужд в обществе, о цифровых новациях в бизнесе и о будущем Украины.

: Компания Bosch является крупнейшим поставщиком технологий и услуг для нескольких отраслей промышленности. Как развитие информационных технологий изменяет привычные индустрии? Какие направления в бизнесе Bosch развиваются наиболее динамично?

В. Бульда: Традиционный бизнес является важным для компании Bosch, мы остаемся ведущим поставщиком компонентов и решений в автомобильной индустрии, гидравлических промышленных систем Bosch Rexroth, систем безопасности, энергосберегающего оборудования для производства тепла и пара, электроинструментов и бытовой техники.

Однако за последние десять лет компания Bosch стала ведущей в мире системой IoT (Интернет вещей), которая в корне меняет не только производственные процессы и технологии, но и нашу с вами жизнь. Bosch с этих позиций является уникальной компанией, которая одновременно имеет и разработки в области искусственного интеллекта, и собственное производство MEMS-сенсоров, подключающихся непосредственно к интернету, а также разнообразные сервисы, такие как BigData или IoT Cloud.

Именно эта уникальность компании позволяет открывать новые рынки и осваивать новые направления в бизнесе, такие как Industrie 4.0, мобильность, Smart House, Smart City, сельское хозяйство.Количество упомянутых MEMS-сенсоров, уже подключённых к интернету, достигло 8 500 000. И стремительно растет дальше.

Именно здесь, в сфере IoT, мы имеем самую большую динамику. За десять лет каждый электронный продукт Bosch будет сам использовать искусственный интеллект или будет изготовлен с его помощью.

: То есть автономное вождение и элементы искусственного интеллекта в привычных нам вещах — это уже ближайшее будущее? Или пока что экспериментальные разработки? Как эти тренды будут влиять на развитие бизнеса, на возможности компаний? 

В. Бульда: Компания Bosch развивает несколько направлений в автономном вождении. Первый — это системы помощи водителям, частично автоматизирующие вождение в частных автомобилях (2-й и 3-й уровни автоматизации). Второй — развитие беспилотного автотранспорта в городах, реализация которого начнется в начале следующего десятилетия (уровни 4-й и 5-й автоматизации). И последний, третий, — это развитие экосистемы Bosch в сфере мобильности, что уже сочетает в себе различные решения и услуги. А именно: бронирование, оплату, парковки, подзарядку, администрирование, техническое обслуживание и информационно-развлекательные услуги.

По искусственному интеллекту, то он является одним из элементов развития и дальнейшего роста Интернет вещей. Как я уже говорил, это одно из стратегических направлений для нашей компании. Сейчас сотрудники Центра Bosch по изучению искусственного интеллекта работают над 150 проектами. Искусственный интеллект будет частью всех наших технологий и использоваться в производственном процессе.

Одним из примеров инноваций в этой области являются противопожарные детекторы с функцией видео, которые анализируют изображения и способны обнаружить пожар за считанные секунды — еще до того, как сенсоры системы безопасности уловят повышение температуры или дым. Таким образом, пожар можно обнаружить значительно быстрее, что экономит бесценные минуты, позволяющие спасти жизнь.

Мы сейчас живем в очень интересное время, когда эти изменения постепенно и незаметно входят в нашу жизнь. Но мы их не чувствуем и не всегда можем понять, что это значит для нас. Поэтому главный вопрос заключается в том, как воспринимать эти изменения — как угрозу или как возможность? Надеюсь, что человечество сможет осознать это как возможность.

: Что изменила диджитализация в жизни и работе компании Bosch? Какие внедрили новшества, от чего отказались? Что планируете на ближайшие 3-5 лет?

В. Бульда: Парадокс диджитализации заключается в том, что цифровые технологии развиваются по экспоненте, а наши с вами привычки — линейно, с последующими прыжками изменений, которые бывают достаточно болезненными. Прибавьте к этому еще ожидания клиентов, также стремительно возрастающие, то диджитализация приобретает совсем новые цвета. С технологической точки зрения «Bosch Украина» постепенно проходит процесс диджитализации как внутри компании, так и в работе с партнерами. Наша цель — это офис, который может обрабатывать заказы круглосуточно и в течение всей недели, включая выходные и праздники. Мы должны отвечать требованиям рынка и эффективно работать также в онлайн-канале сбыта.

Не всё идет быстро, потому что есть определенные ограничения с точки зрения информационной безопасности и необходимых ресурсов, однако мы уверенны, что на правильном пути. Но наиболее важными являются изменения как в культуре компании, так и каждого из нас. Эта задача значительно сложнее, но постепенно мы наблюдаем изменения и в этой сфере.

: Вы сделали акцент на «Bosch Украина». Почему? Может, в Украине есть нечто такое, что украинским предпринимателям стоит более настойчиво продвигать на европейские рынки?

В. Бульда: Bosch Украина довольно небольшое предприятие по сравнению с другими европейскими дочерними компаниями, которые, к тому же, работают на стабильных рынках. Да, мы несколько отстаем по уровню внедрённых технологий диджитализации, но ментально мы продвинулись гораздо дальше, что позволяет нам быть быстрее и проактивнее. Поэтому на протяжении последних лет мы уверенно демонстрируем высокие темпы роста продаж, опережая многие страны.

В Украине есть много такого, чему мы научились за последние годы, и есть опыт, которым могли бы поделиться с коллегами. Предприниматели, которые смогли развить свой бизнес, заслуживают детального анализа, как им это удалось.

Мы значительно быстрее принимаем решения даже при отсутствии полной информации, лучше готовы к рискам, умеем быстро сконцентрироваться, создаем короткие цепочки принятия решений, да и вообще, мы просто более драйвовые.

: А есть услуги, которые Bosch предлагает в Европе, а в Украине их нет? 

В. Бульда: Да, конечно, но это зависит не только от нас, но и от уровня развития рынка. Новые технологии быстрее приходят через частных потребителей, которые используют их, например, в автомобилях или в Smart House, но постепенно мы видим развитие Smart City, когда каждый из нас сможет использовать шеринг электрических скутеров или целый ряд сервисов, связанных с автономным вождением или администрированием парковки. Интересно наблюдать за тем, как мы с вами меняемся. Пять лет назад в Украине новые разработки компании были почти никому не интересны, а вот сейчас мы видим немало положительных отзывов на наши посты в социальных сетях о множестве новых решений: от автоматической стабилизации мотоциклов при прохождении поворотов — до технологии SoundSee, позволяющей идентифицировать поломки в машине с помощью анализатора звука.

Просто благодаря информационным технологиям мир стал открытым, а географические расстояния для инновационных решений уже не являются преградой.

: Как повлиял кризис на ведение бизнеса компании Bosch в Украине? Что он изменил для Вас?

В. Бульда: Если имеются ввиду события 2014 года, то после Чернобыля в 1986-м это был самый большой шок в моей жизни. Неопределенность условий ведения бизнеса возрастала очень быстро, кроме того, на Донбассе оставалась часть семьи, и это всё надо было как-то одновременно решать. Материнская компания поддерживала нас, но было понятно, что прибыльность никто не отменял.Поэтому вместе с сугубо деловыми задачами, такими как поддержка клиентов, снижение затрат, компенсация колебаний валютного курса, ценообразование, балансировка задолженности и уровня складских остатков, — было крайне важно сохранить команду и поддержать боевой дух.

Мы помогали коллегам переезжать вместе с семьями в Днепр, Краматорск и Одессу, платили аренду, находили решения по возврату кредитов и просто поддерживали морально. Хочу поблагодарить еще раз всех, кто был рядом и выполнял профессионально свою работу. На тот момент вопрос снижения затрат было болезненным, и мы должны были выбирать между сокращением персонала и поиском других резервов. Кризис должен был когда-то закончиться, поэтому важным, как и в других компаниях, продающих высокотехнологичные продукты, было сохранить компетенцию, которую каждый из нас имел. Поэтому мы выбрали путь сокращения других расходов и решили проблему совместными усилиями.
Мы сохранили команду без увольнений, что позволило нам подняться уже в 2015 году, когда рынок оживился, а большинство конкурентов еще страдали от сокращений персонала. Наша компания финансово стабильна, прибыльна, динамично развивающаяся. В 2017 году мы переехали в новый офис, который является одним из лучших в концерне Bosch. Очень важным фактором нашего успеха был также ряд социальных проектов, которые мы начали реализовывать с 2014 года. Именно эти проекты, направленные на помощь тем, кому трудно, укрепляют команду и способствуют личному развитию.

: А как изменились Ваши потребители? Что изменилось в потребностях общества за последние пяти лет? 

В. Бульда: Предпочтения потребителей изменяются постоянно, но задача в том, как приспособиться и сформировать спрос на свои продукты.

Прежде всего, это начало доминирования онлайн-торговли. Как-то сделал опрос в компании, и оказалось, что сотрудники в возрасте до 25 лет почти всё покупают через интернет. Сразу возникает вопрос: как потребители этой возрастной группы находят нас в виртуальном пространстве, как адаптировать логистику, поддержку и другие бизнес-процессы под эту категорию потребителей? Другой пример — это продажа запчастей и гаражного оборудования, где мы тоже уверенно развиваемся, предлагая нашим партнерам дополнительно информационную поддержку и франшизу на Bosch Service. Запрос на надежного и высокотехнологичного поставщика растет, и мы всегда оказываем поддержку в условиях, когда постоянно изменяется автомобильный парк и внедряются новые технологии. Еще один интересный пример — это изменения в отношении к энергосбережению. Потребители начинают просчитывать не только цену котла на полке, но и эксплуатационные расходы. Это очень большой шаг в сознании, и мы рады, что вместе с ЕБРР приняли участие в реализации программы финансирования iQ Energy, которая позволяет устанавливать частным лицам энергоэффективное оборудование. 

: С какими рисками сталкивается компания, работая в Украине?

В. Бульда: Самый большой риск для каждого бизнеса, в том числе и для нас, — рыночная и финансовая нестабильность. По поводу сугубо украинских рисков могу сказать, что за 26 лет существования компании мы не имели критических ситуаций, связанных с государственными структурами. Принцип легальности бизнеса является важным для нас, мы всегда открыты, ведем наши дела в соответствии с действующим законодательством и кодексом делового поведения. Безусловно, время от времени возникают дискуссии, но мы всегда находим понимание и решение в легальной плоскости и в дальнейшем нарабатываем репутацию добросовестного налогоплательщика.

Мы уверены, что легальность ведения бизнеса имеет преимущества и в долгосрочной перспективе.

: Есть много утверждений, что наш рынок имеет значительный потенциал для развития бизнеса — то есть для прихода сюда иностранных компаний. Но при этом наши предприниматели недостаточно активно продвигают себя на немецком и европейском рынках. Какое направление является наиболее перспективным для бизнеса в Украине? А что нужно украинцам предлагать в Европе?

В. Бульда: Украина является одной из стран, куда можно вкладывать деньги, поэтому каждый инвестор просчитывает свои риски и рентабельность возвращения. За последние пять лет в Украине не только открылось более двухсот заводов и пошли инвестиции в энергетическую отрасль, мы также видим позитивные изменения и во многих других сферах, повышающих инвестиционную привлекательность страны. Но нам много еще надо сделать, в том числе и в коммуникации с материнскими компаниями по расширению присутствия в Украине. Сомневаюсь, что будет размещен новый завод Bosch по производству компонентов или готовых изделий, а вот задействовать украинский потенциал в ИT и сельском хозяйстве было бы уместно.

К нам никто не придет, если никого активно не приглашать и не демонстрировать наши конкурентные преимущества. Украина сейчас является недооценённым активом. Рынок, где более 40 млн человек, не может быть непривлекательным.

: Что Вы планируете для компании Bosch Украина на ближайшие пять лет?

В. Бульда: И дальше динамично и прибыльно развиваться. Если вы спрашиваете о моих личных пожеланиях и надеждах, то я мечтаю, чтобы в Украине заработал R&D-центр искусственного интеллекта. Это не фантастика, особенно в Украине, которая находится в лидерах в ИT-отрасли и в которой работают высококлассные специалисты по этому направлению.Кроме того, именно мечты движут всё в этом мире.

Читайте также: Важнейшие рекомендации на 2019 год по защите бизнеса в Украине

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
  •  

Комментировать