Авторынок Интервью Топ интервью

У нас работают профессионалы, которые обеспечены достойной заработной платой и удобными условиями труда

Йозеф Граф, генеральный директор ООО «Порше Украина», рассказал LDaily о последних трендах развития автомобильного бизнеса, его перспективах, а также об особенностях отрасли в Европе и Украине.

LDaily: Могли бы Вы проанализировать рынок новых легковых и коммерческих транспортных средств? Каковы позиции вашего бренда?

Й. Граф: Развитие рынка был достаточно низким в 2018 году. Не было каких-то существенных изменений по сравнению с 2017-м, но мы находились в хорошем положении, ведь наши бренды имели высокие показатели. Таким образом, мы получили дополнительную долю рынка. То есть к концу 2018-го достигли почти 12% доли рынка в сегменте легковых автомобилей и 11% в сегменте легких коммерческих автомобилей.

LDaily: Как изменилась доля на рынке за 11 лет?

Й. Граф: Доля значительно возросла, но, к сожалению, сам рынок упал. Когда мы начинали свой бизнес в 2008 году, на рынке было реализовано более 600 тыс. новых легковых автомобилей. Затем произошел первый кризис, финансовый кризис, революция, война… Поэтому рынок начал падать, и самый большой спад произошел в 2015 году – в общем 46000 автомобилей, однако в настоящее время этот показатель находится на уровне 80000. Это свидетельствует о том, что мы имеем определенный потенциал для роста.

LDaily: Известно, что в Вашем холдинге представлены различные бренды. Какие из них пользуются наибольшим спросом?

Й. Граф: Вообще, мы говорим Porsche, но не все бренды Группы представлены в Украине. Мы сосредоточены на легковых автомобилях Volkswagen, Audi, SEAT и на коммерческих автомобилях Volkswagen. Здесь речь идёт о разных сегментах. Если Audi является определенно премиальным брендом и наиболее продаваемые модели – это Audi Q7 и Q8, то Volkswagen больше объемообразующий бренд с широкой модельной линейкой, начиная с хэтчбека Volkswagen Polo и заканчивая Touareg. Бренд SEAT ориентируется на социально активный сегмент, а следовательно, на более узкую аудиторию.

LDaily: Итак, спрос есть, но доля на рынке небольшая?

Й. Граф: Да, доля на рынке небольшая.

LDaily: Мы знаем, что Европа отказывается от дизельных двигателей. Как Вы считаете, когда Украина будет готова сделать то же?

Й. Граф: Это хороший вопрос. Сейчас мы не видим значительных сдвигов в этом направлении, но в целом ожидаем, что Украина с некоторой задержкой будет следовать международным и европейскими тенденциями. Замечу, что есть хороший стимул рынка электрических автомобилей. Следовательно, он должен значительно возрасти в ближайшие несколько лет, поскольку экологическое сознание украинского социума становится более чувствительным. Это также может привести к определенному миксу типов двигателей. Эти тенденции вполне понятны, но мы не видим резкого сокращения спроса. В Европе это явление развивается иначе.

LDaily: В Украине не так много мест, где можно зарядить электромобиль, и это неудобно. Многие мечтает об управлении электрическим автомобилем, поскольку беспокоятся об окружающей среде, также это дешевле, ведь не придется тратить столько денег на газ.

Й. Граф: Я сказал бы, что экологические условия, в частности, инфраструктура зарядки, развиваются достаточно активно даже по сравнению с Европой. Конечно, само развитие сосредоточено в основном в Европе, там объединяются несколько крупных производителей, например, премиум-брендов. Они инвестируют в высоковольтные зарядные станции и сети по всей Европе, что позволяет путешествовать на значительные расстояния без необходимости искать точки подзарядки. В Украине тоже есть такие места, где можно подзарядить автомобиль, но их несколько меньше. Рынок ожидает соответствующего развития и готовится к этому.

LDaily: Не повлияет ли это на другие модели, если Вы запустите на рынок новые электромобили? Не убьет ли это спрос на модели, востребованные раньше?

Й. Граф: Думаю, что не повлияет. Это лишь вопрос спроса. Когда рынок и покупатели требуют такой тип двигателей, мы переходим с одного варианта двигателя на другой.

LDaily: Итак, Вы гибкие, чтобы удовлетворить спрос потребителей?

Й. Граф: В основном да. Думаю, это не конец или, хотя бы, не резкий отказ от двигателей с традиционными видами топлива. Важно, чтобы были доступны все типы двигателей, но мы считаем, что в долгосрочной перспективе электрические будут доминировать.

LDaily: Как формируется ценовая политика для автомобилей?

Й. Граф: Главным фактором является цена на производство автомобилей. Конечно, за этим стоит калькуляция – это базовая цена производителя и позиционирования на рынке. Расчет осуществляется по основным параметрам на рынке. Мы имеем дело с таможнями и акцизами, к конечной потребительской цене необходимо добавить НДС. Мы также ориентируемся на основных конкурентов, анализируем особенности их модельной линейки. Мы смотрим на их ценообразование и стараемся соответствовать требованиям рынка. Это единственный подход для любого рынка, а он не является специфическим и в Украине. Наконец, я вижу, что ценовая политика автомобилей в Украине вполне сравнялась с Европой и уже не имеет существенных различий.

LDaily: Вы также ориентированы на потенциал рынка потребителей, приобретающих эти автомобили. Вы предлагаете какую-то модель и ожидаете, что рынок ее примет, потребители смогут позволить себе эту модель, цена покажется им умеренной. Однако если ожидания не оправдываются, вносите ли Вы изменения в стратегии ценообразования? Если видите, что рынок не готов приобрести автомобиль за предлагаемую цену, меняете ли ее?

Й. Граф: Это постоянный процесс оценки рентабельности, ценовой политики и спроса на рынке. Это непрерывный процесс. Однако гибкость в этом случае в определенной мере ограничена, так как вы должны гарантировать производство и продажу автомобилей. Я имею в виду, что это очень логичный рыночный механизм. Когда мы говорили о развитии автомобильного рынка вначале, то он был на уровне 600 тыс. новых автомобилей где-то лет 10-11 назад. Таким образом, рынок мог позволить себе такое количество автомобилей, а теперь он находится на уровне 80000 машин только из-за потери покупательной способности и, возможно, из-за потери финансовых возможностей или довольно дорогой стоимости кредитования. Это просто не работает. Это значит, что мы должны постоянно быть гибкими. Если мы видим, что конкуренты начинают какую-то ценовую акцию, мы должны тоже продумать соответствующую стратегию.

LDaily: Это Ваш четвертый год в должности генерального директора «Порше Украина». Что Вы достигли за этот период?

Й. Граф: Я проживаю в Украине с женой, и мы имеем замечательную частную жизнь, и это поразительно. А по профессиональной деятельности, то нам удалось по крайней мере стабилизировать наши позиции на рынке в течение этого периода. У нас было немало сложных ситуаций, таких как события на Донбассе или потеря Крыма, революция… Мы уверенно выдержали эти тяжелые периоды, что является значительным достижением, и всегда выходили на прибыль. И, соответственно, обеспечивали стабильные взносы в государственный бюджет.

LDaily: Можете ли Вы назвать это «кризисным управлением»?

Й. Граф: Кризисное управление – это часть бизнеса. Мы постоянно мониторим происходящее в стране. Недавно, в ноябре прошлого года, было объявлено военное положение, а это кризисная ситуация для бизнеса, но мы должны работать и в таких условиях. Должны быть разработаны четкие меры по защите собственности компании, вашего персонала и ваших деловых партнеров.

LDaily: Вы находитесь в топ-33 лучших менеджеров 2018 года. Не могли бы поделиться с нашими читателями своей формулой успеха? Ваши сильные стороны, на чем базируется успех Вашего лидерства?

Й. Граф: Несмотря на любую позицию в рейтинге, я должен напомнить несколько аспектов, которые позволяют достичь успеха на этой конкретной позиции. Первый – это быть частью, членом большой команды. Мы принадлежим к «Porsche Holding», расположенном в Зальцбурге, в Австрии. Таким образом, мы очень большая и мощная система. Мы представляем надежный и успешный бизнес, который принадлежит материнской компании и который мы здесь развиваем. Существует много особенностей рынка, но основная бизнес-модель одинакова во всех странах, в которых мы работаем. Это международные аспекты. А если локально, то нам повезло иметь прекрасную и хорошо мотивированную команду, которая поддерживает этот постоянный процесс менеджмента, чтобы сохранить бизнес стабильным и успешным. Я думаю, что это один из ключевых факторов – иметь очень хорошую местную команду. Что касается меня лично – нет ничего, что конкретно я делаю по-другому: кто-то другой сделал бы это так же. Отмечу одну особенность – я предан стране. Я предан городу. Я предан компании и команде здесь. Я являюсь частью этой игры, частью этого бизнеса. Я работаю в этой должности уже четыре года, но в целом работаю в Украине – в Киеве – уже 11 лет. Раньше занимался банковским бизнесом Группы, и еще тогда, более десяти лет назад, я влюбился в страну, в ментальность народа, в людей. Здесь действительно очень мотивирует работать.

LDaily: Какие задачи Вы ставите на 2019-й? Есть ли у холдинга планы по инвестициям в Украину?  

Й. Граф: Одна из главных задач – мы планируем вывести на рынок Audi e-tron, являющийся полностью электрическим автомобилем. Первый полностью электрический автомобиль, который мы планируем импортировать, и это прекрасный автомобиль. Это одно из главных событий для Audi, также у нас появятся новые Audi A6 и Audi Q3. Они существующие модели, но в новой форме, в новой версии. В Volkswagen мы запускаем модели кроссоверов. Это T-Roc и T-Cross. Далее, мы планируем обновить модель Passat и представить новый Golf, но уже следующего поколения, восьмого. Итак, это достаточно важные события для бренда, и это важно для рынка.

LDaily: Какие новые тенденции Вы можете выделить на украинском авторынке за 2018? Как они повлияли на легализацию автомобилей из Европы? Как развитие сегмента электромобилей и гибридов влияет на бизнес?

Й. Граф: Прежде всего давайте поговорим об автомобилях из Европы. Мы считаем очень позитивным шагом на пути к развитию, что Верховная Рада наконец нашла законодательное решение для этих автомобилей, так как до сих пор был фактически хаос. Однако уже найден выход. Они предложили определенные решения, которые должны быть реализованы. Это очень хорошо. Это обеспечивает безопасность рынку, потребителям и, я бы сказал, государству в целом. Это прекрасно для безопасности дорожного движения, для контроля скорости движения или аварий, страховых случаев. Всё указанное является частью европейского планирования. С одной стороны, эти нормы очень благоприятно влияют на новый автомобильный рынок, поскольку акцизные ставки на импорт новых автомобилей были значительно снижены, особенно для автомобилей с большим объемом двигателя. Двигатели с объемом от 2,5 литра стали значительно дешевле. Это также защищает рынок от импорта подержанных автомобилей.С другой стороны, мы ожидаем, что рынок автомобилей возрастет на основе их легализации и применения новых норм. Это не самая плохая ситуация для потребителей, поскольку они смогут рассчитывать на возможность импортировать некоторые бывшие в употреблении автомобили из Европы или США. Что касается влияния на рынок новых автомобилей, мы должны оценивать соотношение между импортом подержанных и новых автомобилей и правильно реагировать. Это касается правил относительного упомянутого европлана: влияние электрических автомобилей и гибридных автомобилей, о которых мы говорили ранее. Думаю, электромобили будут запущены в ближайшем будущем не только в Audi. У нас уже есть несколько поставщиков, поэтому мы планируем удвоить объем. Это наш первый шаг в правильном направлении, и я думаю, что это весомый вклад в развитие автомобильного рынка. Мы планируем заменить дизельные двигатели на электрические. Что касается гибридного двигателя, то я не очень уверен. Популярность таких двигателей никогда не была действительно высокой, особенно на украинском рынке. Гибрид – словно мост между дизельными и бензиновыми двигателями – и электрическими автомобилями. И это дорого.

LDaily: Как развитие сегмента электромобилей и гибридов влияет на бизнес? Какие новые тенденции можно выделить на украинском авторынке?

Й. Граф: Это в основном то, что я уже говорил. Во-первых, мы должны вывести на рынок электрический автомобиль. Это займет некоторое время. В конце концов, это зависит от уровня законодательной поддержки и внешних факторов. Законодательство уже предоставляет хорошую поддержку для такого типа автомобилей.

Мы имеем пример скандинавских стран, в которых есть значительная поддержка для развития электромобилей. Во-вторых, как я упоминал выше, мы ожидаем, что рынок импорта подержанных автомобилей станет сильнее. Этот рынок довольно большой. Ежегодно насчитывается 500000 единиц, которые продаются в основном в частном порядке и без каких-либо гарантий. Это очень распространенный бизнес, но довольно рискованный для потребителей. Когда вы покупаете автомобиль у частного лица, вы платите деньги, однако автомобиль может выйти из строя, и у вас не будет ни автомобиля, ни денег. Это непрофессионально. Мы ожидаем определенного развития в сторону более профессиональной реализации бывших в употреблении автомобилей. У нас уже есть автомобильный бренд, который называется Das WeltAuto, он также представлен в Украине. Мы продаем бывшие в употреблении автомобили с гарантией. Мы гарантируем, что наши машины в хорошем состоянии и пригодны к эксплуатации. Я считаю, что такой вид бизнеса должен развиваться и стать популярным.

LDaily: Какие инновационные решения Ваши бренды предлагают или готовятся предложить потребителям?

Й. Граф: Я хотел бы дать краткую информацию об этом. Мы достаточно активно развиваем системы безопасности водителя, но это не является особенностью только нашего бренда. Это рыночная тенденция. Что касается автономного вождения, эта тенденция уже существует, но пока не разрешена на законодательном уровне. В США это сейчас на уровне эксперимента, поэтому мы ожидаем развития этой тенденции. Мы гордимся тем, что занимаем лидирующие позиции по безопасности наших автомобилей.Автомобили теперь имеют системы распознавания различных препятствий, пешеходов и способны реагировать на них. Если машина не реагирует, она может подать звуковой сигнал. Мы делаем акцент на ассистентах безопасности и системах помощи водителям.

LDaily: Как Вы решаете проблему отсутствия квалифицированных кадров, если еще учесть отток персонала на рынки ЕС?

Й. Граф: Искренне говоря, мы не имеем этой проблемы в компании. Я понимаю, что рынок и страна в целом сталкиваются с такой проблемой, но мы – нет. Мы работаем с профессионалами. Мы предлагаем привлекательные условия для наших сотрудников, такие как хорошая заработная плата и удобные условия труда. Мы сформировали эффективную кадровую политику в процессе подбора персонала и поддерживаем командное развитие, ориентированное на долгосрочное сотрудничество и долгосрочное партнерство.

LDaily: Какие риски Ваша компания считает самыми большими в Украине? От чего предприятие должно защищаться?

Й. Граф: Прежде всего это постоянные и неожиданные изменения, политические события, которые мы не можем предсказать, такие как введение военного положения в прошлом году или же ситуация на Донбассе. Это нестабильность. А нестабильность всегда создает трудности для компаний. Это требует постоянного мониторинга кризисных ситуаций в зависимости от события. Таким образом, эта непредсказуемость и нестабильность – самые большие вызовы. 

LDaily: Как Вы управляете рисками и какие принимаете меры, чтобы минимизировать их?  

Й. Граф: Прежде всего, мы постоянно мониторим события, стараемся соблюдать правила корпоративного поведения и законодательных норм и быть готовыми к любым кризисным явлениям. Это связано с соблюдением норм комплаенса (кодекс поведения компании), поэтому мы обеспечиваем постоянное обучение для наших сотрудников, а также для деловых партнеров, чтобы они не сталкивались с серьезными правовыми вопросами. Мы не можем полностью избежать проблем, но если они уже возникают, реагируем на каждую такую ситуацию отдельно, уделяем особое внимание соблюдению внутренних и внешних норм, и это самое эффективное средство.

LDaily: Возникают ли у Вас недоразумения с властью в нашей стране? Я имею в виду риски от нее для вашего бизнеса.

Й. Граф: Нет, у нас не существует недоразумений с властями.

LDaily: Итак, это стабильная ситуация. Вы занимаетесь бизнесом и сталкиваетесь только с рисками на рынке.

Й. Граф: Мы имеем дело со структурой, существующей в стране, взаимодействуем с деловыми партнерами, с обществом и должны учитывать социальные аспекты. Они различны в любом государстве, и мы должны работать в этих условиях. Я не думаю, что это проблема только потому, что эта схема отличается, поэтому мы должны придерживаться, мы должны работать с ней. Я не считаю такие вещи критическими. Они могут быть сложными, но не критическими, не существенными для бизнеса. Достаточно честно принять правила и ментальность страны. Мы должны с этим работать. Это наша среда. Я здесь не для того, чтобы изменять ее.

Я иностранец. Я не понимаю языка, поэтому не могу ничего изменить. Я должен принять всё, как есть. Это работает достаточно хорошо. Конечно, я осознаю, что есть проблемы с коррупцией, бюрократией. Мы не сталкиваемся с этим, и наши деловые партнеры и власть должны понимать, что мы не связаны с такими вещами. Если у вас есть четкая политика, о которой вы открыто заявляете, вы не будете иметь проблем с такими вещами.

Читайте также: Важнейшие рекомендации на 2019 год по защите бизнеса в Украине

Читайте новости в нашем приложении!
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.com.grodas.ldaily&hl=ru
App Store: https://itunes.apple.com/us/app/ldaily/id1354384907?l=uk&ls=1&mt=8

Обратите внимание!
«СНН ГРУПП» обладает исключительными авторскими правами данную статью.
Автор имеет исключительное право контролировать использование данного материала, что означает запрет на использование данной информации без его согласия. Под информацией понимаются тексты, фото, рисунки, другие материалы. Любое использование материалов с данной статьи без письменного согласия автора запрещено.
Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное. В случае выявленных нарушений автор имеет право на защиту авторских прав в порядке, предусмотренном ст. 50-53 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
  •  

Комментировать