Пытаясь выяснить все тонкости ведения бизнеса по франшизе, издание LDaily продолжает коллекционировать мысли людей, чей профессиональный опыт заслуживает внимания. На этот раз мы обратились за комментарием комментарием к соучредителю и управляющему партнеру компании Franchise Group Мирославе Козачук.
Franchise Group — консалтинговая компания, предоставляющая полный спектр услуг в сфере франчайзинга, лидер отрасли с 9-летним опытом работы.
История компании берет начало в 2007 году, когда явление франчайзинга в Украине только зарождалось. Сегодня Franchise Group — это современная компания, которая активно способствует развитию рынка франчайзинга в Украине и за рубежом.
Среди достижений Franchise Group:
Компания позиционирует себя как проект, разработанный для тех, кто хочет масштабировать свой бизнес и имеет целью создать своеобразную культуру ведения бизнеса по модели франчайзинга в Украине. В чем заключается секрет успеха? Об этом сегодня и поговорим.
LDaily: Мирослава, Ваша компания — одна из первых в Украине начала заниматься франчайзингом. Чем эта модель ведения бизнеса принципиально отличается от других? В чем ее преимущество и новаторство?
М. Козачук: Я определяю франчайзинг — как катализатор украинского бизнеса. Это потому, что он дает возможность строить экономику и быстро развиваться … Франчайзинг в Украине развивается уже 16 лет: первой франшизой (из того, что известно) была франшиза «Челентано».
Сказать, что франчайзинг — это совершенно новое явление для Украины, я не могу.
Наоборот сегодня скорее интересуются сразу франчайзингом, чем созданием собственного бизнеса самостоятельно. И эта тенденция понятна, поскольку наше государство находится в постоянном состоянии риска. Я бы даже сказала, что на сегодняшний день никакой уверенности в том, что тот или иной бизнес будет успешным — нет.
Решаются исключительно те, кто свято верит, и новаторы по своей природе. Все же, кто мечтает о бизнесе, но не знает, как начать, или просто хотят сначала поучиться, — идут во франчайзинг.
Таким образом, франчайзинг — это
Для франчайзера — это возможность быстрого охватить значительную долю рынка, это — популяризация бренда, привлечение инвестиций в сеть, получение нового опыта за счет деятельности франчайзи. Это — возможность стать «большой компанией» за достаточно небольшой период времени, не тратя лишнего.
Если сравнивать данную ситуацию с традиционным бизнесом, то во втором случае потребовалось бы гораздо больше времени: плюс 5 — 10 лет для развития. Кроме этого – большие суммы инвестиций и команда управленцев, которая могла бы обслужить бизнес.
В случае с франчайзингом — иначе. Возьмем, например, клиента Franchise Group — компанию «Франс.у»: сеть из 180 объектов построилась за 4 года и постоянно продолжает расти.
Для франчайзи франчайзинг — это возможность быстро и безболезненно начать бизнес, имея при этом очень большое преимущество: он начинает с того опыта, который уже прошел франчайзер. При этом франчайзи, как правило, передается все, что нужно: концепция, финансовые прогнозы, дизайн-проект, меню, CRM-программа, обучение персонала, franch book, в котором расписано, что и как делать в любой ситуации. Это — возможность быстро начать собственный бизнес и даже, будучи маленькой компанией, пользоваться всеми преимуществами крупного игрока рынка.
LDaily: Звучит действительно довольно привлекательно. А как насчет недостатков: к каким трудностям должен быть готов предприниматель, решивший заниматься франчайзингом?
М. Козачук: В данном случае, недостатки скорее можно определить как «риски». В франчайзинге больше рискует франчайзер (тот, кто продает), поскольку именно он передает конфиденциальную информацию незнакомому человеку (франчайзи). И в этом действительно есть значительное количество рисков: репутация, которая является самым ценным для франчайзера, конфиденциальная информация о бизнесе, авторские технологии и так далее.
Франчайзи же в данном случае рискует только деньгами. Франчайзинг предполагает, что франчайзи играет по правилам франчайзера, но это — не риск. Это — особенности ведения такого бизнеса. Хотя многие, покупая франшизу, этого не понимает.
LDaily: Существует позиция, что бизнес по франшизе способен стать прибыльным очень быстро. Как это происходит на самом деле?
М. Козачук: Здесь многое зависит от особенностей самого проекта, который продается по франшизе. Если проект успешен и самодостаточен, а компания к франчайзингу хорошо подготовлена, то успех не заставит себя долго ждать. С другой стороны, если продается проект, который достаточно недавно на рынке (например 6 месяцев), и для его владельцев это — первый опыт, то понятно, что успех такого проекта вызывает сомнения.
LDaily: Сколько необходимо инвестировать в такой бизнес, чтобы он стал успешным?
М. Козачук: Очень по-разному. Это зависит от того, что это за бизнес. Если это — производство плюс фирменные магазины, то нужно быть готовым потратить сотни тысяч долларов.
Если это — ресторанный бизнес, то необходимая сумма инвестиций составит от 40 до 250 тысяч долларов: в зависимости от концепта. В сфере услуг необходимый объем инвестиций — от 20 до 400 тысяч долларов.
LDaily: Назовите пример успешных франшиз в Украине? В чем заключается их секрет?
М. Козачук: К успешным франшизам в Украине можно отнести такие комапнии как: «Франс.уа», «Эко-Лавка», «G.Bar», «Woka», «Helen Doron», «Техническая студия «Изобретатель», «Львовская мастерская шоколада», «Челентано », «Новая Почта», «Чашка», «Львовские деруны»,«Мастерская карамели» ,«Burger club», «Булочная № 1», «Dream Hostel», «Наш Край»,«ИнТайм» , «Хинкальня», «Oh My Look», «Мафия», «Веган хулиган», «FreshLine» и другие …. Этот список можно продолжать еще долго, ведь успешных проектов достаточно много. Особенность этих проектов заключается в их владельцах и командах. Цитируя одного из своих клиентов: «… секрет успеха — в ценностях, которые закладываются в проект, в корпоративной культуре и в целях проекта».
Если владельцы живут проектом, вдохновляют и вливают в него жизнь, и если команда, которая реализовывает проект, — это люди-идеологи по духу, проект не может быть не успешным.
LDaily: Есть ли трудности на уровне законодательства, мешающие развитию такой бизнес-модели в Украине?
М. Козачук: Да, это — отсутствие такого законодательства. В Украине сферу франчайзинга регулирует коммерческая концессия. Нельзя сказать, что плохо, но все же она не учитывает достаточно много факторов, которые могли бы защищать франчайзеров и франчайзи.
Кроме этого, среди препятствий — частичное отсутствие защиты авторских прав, ведь для франчайзера очень важна регистрация не только ТМ, но и других элементов корпоративной визуализации: дизайна, брендбука, специфического оборудования, своих фишек, которые ассоциируются у гостя с определенной ТМ. Это все регистрируется и передается как пакет интеллектуальной собственности вместе с franch book. У нас, если приходит клиент и у него на момент старта франчайзинга есть зарегистрированная ТМ — это счастье.
2 — 3 года назад мы сформировали законопроект «О франчайзинге», который бы регулировал отношения сторон договора франчайзинга, но, к сожалению, он не был принят.
Тем не менее, мы инициировали отмену регистрации договоров концессии, что значительно облегчило жизнь многим франчайзерам и их франчайзи. Все остальные сложности касаются ведения бизнеса в целом и создания условий для растущих компаний на уровне традиционного бизнеса!